Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2013 в 11:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

 

5.Философия древнего Китая.

Для китайской философии  характерно единство противоположностей :ян и инь .Взаимодействие противоположных сил порождает природные первоначала–усин: вода, огонь, земля, металл, дерево. Ф-я была рационально-практической,ориентированной на реальность.

Китай в это время  представлял собой раздробленный  конгломерат–«период воюющих царств»  стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке.Основа:«Книга перемен»(XII-VIвв. до н.э.).Основные идеи в ней:1.О субстанции(их 8(позже 5-ть):небо и земля,гром и ветер,огонь и вода,горы и озёра),2.Идея о движении,о изменении мира.В основе развития 2-е тенденции: а)улучшение,б)негативные(напр.разрушение),3.о гармонии-она соед. предметы с разными св-ми.4.Обществом упр-ют не боги,а действия людей.

В этот период возникло 6 основных философских школ:

  1. Даосизм (Лао Цзы)
  2. Конфуцианство (школа служивых людей, основатель (учитель–Кун Цзы (Конфуций))
  3. Моизм (Мо Цзы)
  4. Инь-ян-цзя
  5. Мин-цзя (школа имен–номиналисты)
  6. Фа-цзя (легизм, законники).

На этом этапе мифологического  мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши цзин»  и книга перемен «И-цзин »

Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзин. Важнейшая категория этой философии–Дао.

Дао–это сложное философское  понятие, первооснова, первоначало, из которого все возникает и в  которое все возвращается,путь.

Познание Дао–это  цель существования человека. Его  можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Социум–это препятствие  для познания Дао. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Политический идеал даосизма–патриархальный строй. Идеальный правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения.

Конфуцианство. Было создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Общество должно существовать на основе принципов морали.

Государство–это одна большая  семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень (человеколюбие)..

Главный источник данной философии–книга «Лунь-Юй» (высказывания и суждения). Важнейшая категория  учения–принцип Ли (ритуал)–бережное, любовное отношение к традициям и культуре. Идеал правителя–человек, который своим примером показывает исполнение принципов морали.

Фа Цзя (законники). Шан Ян, опираясь на даосизм, создал теорию, основанную на неукоснительном выполнении всеми членами общества законов. Чем меньше люди мыслят, тем лучше для государства. За крупные проступки–большое наказание. Идея круговой поруки: наказывался и преступник, и тот, кто видел преступление, но не донес.

6. Ф. Античности: проблемы, школы, эволюция.

1) Это  Ф.  свободных людей. Она достигла своего наивысшего рассвета в условиях полисной системы, где состоятельные граждане могли придаваться влечением к познанию, так как они не заботились о достатке.

2) Она открывает  новую область реальности и  мышления, которая богата великими открытиями и тайнами. Инструментом проникновения в эту область является ломка (диалектика). Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность.

3) Эта  Ф.  поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему  несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге  Ф. стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности.

Периодизация:

1)Досократики(раняя греч. ф-я)(физики, натур фил) (7 в. д.  н.э.-5в. д. н.э.)

Школы: Милетская(Фалес, Анаксимандр), Гераклит Эфесский→диалектики, Элейская школа(Зенон),Атомисты(Демокрит)→метафизики,Пифагорейский союз(Пифагор, Филолай).

Для них было характерным  изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность. Характеристика античной философии – космоцентризм.В центре внимания досократиков проблемы природы.

Философы и первоначала:Фалес–вода, Анаксимен-воздух,Гераклит-огонь,Пифагор-число, Ксенофан-земля,Демокрит-атомы.

2)Классический(5-4 в. д. н.э.)  Школы: Софисты(Протагор) , Сократ, Платон, Аристотель

Аристотель  выделяет четыре первоначала: материя,форма, действие, цель.

3) Эллинестический римский период(4  .д. н.э.-6 в.  н. э) Школы: Скептицизм(Пирон,Эмпирик) , Эпикуреизм, Стоицизм, Неоплатонизм

Для стоиков  счастье и добродетель состоят в следовании судьбе (Сенека: «Покорных судьба ведет, непокорных тащит»), выступающей как основной закон существования космоса.

Согласно  эпикурейцам, счастье и добродетель определяются через наслаждение, стремление к которому характеризует все живое. При этом должная безмятежность духа достигается через преодоление страхов, основной из которых - страх перед смертью (Эпикур: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»).

Космос пронизан мировой душой, мировым разумом.

Наиболее  высокого развития  Ф. мысль достигла в Древней Греции. Спецификой греческой  Ф. является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреческие учения носили стихийно - материалистический и наивно диалектический характер. При этом древнегреческая  Ф. была тесно связана с мифологией и религией.

 

7. Ф. Платона и ее значение  в европейской культуре.

Крупнейшим  достижением античной  Ф. была деятельность Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Он происходил из древнего царского рода. Платон (широкий) был поэтом. Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма: он признавал существование мира идей (идеи вечны, абсолютны и неизменны). Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. Тело для Платона – это темница души. Познание – это процесс воспоминания душой того, что она знала до вселения в тело. Платон верил в переселение душ. Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира. Мир идей - упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей. Основа пирамиды – мелкие идеи. Вершина пирамиды – идея Блага ( высшее добро)

Платон возвел занятие математикой в ранг религиозной  деятельности. Душа состоит из 3 частей:

Разумная. Волевая (стремление человека к славе и  т.д.). Чувственная (или аффективная)

Платон был  философом-поэтом: душа подобна колеснице  с двумя конями, где возница - это  разум (рассудочная часть души), один конь – «вожделение» (волевая часть), другой конь – «пыл» (аффективная  часть). В 387г. до н.э. Платон организовал школу – Академию. Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий:

Мудрецы, Воины (доминирует волевое начало) ,Земледельцы (чувственное начало преобладает).

Подлинное бытие вечное и неизменное (мир  идей) постигается только умом. Неподлинное бытие изменчивое и текучее(мир чувственно воспринимаемых вещей).

 

8.Ф.  Аристотеля и ее значение в  становлении классической  Ф..

Аристотель – ученик Платона. 335 г. до н.э. организовал свою школу – ликей (перипатетическая школа). Был учителем А. Македонского. Аристотель –гений античного мира. Огромный вклад внес в развитие античной логики. “Органон” – сбор логических трактатов. Интересовался физикой, этикой, соц. философской этикой и др. Занимался метафизикой. Обозначает и определяет  Ф. в качестве первой науки. Только во II в. до н.э. его сочинения были обнародованы. Метафизика – глубокое и фундаментальное объяснение проблем, основ реальности.

Аристотель  – философ – аналитик.  Ф. Аристотеля показывает колебания м/у материализмом  и идеализмом. Отвергает тезис Платона о том, что существует мир идей, независимый от вещей. Идеи не могут существовать без вещей, они выступают в качестве субстанционар. вещей. Выделяет 4 первоначала: Материя. Форма. Действие. Цель (конечная причина).

Соотношение м/у материей и формой очень сложное: материя – то из чего состоят вещи, форма – принцип, закон связи вещей.

Понятие “бытие” неоднозначно. Рассматривает бытие, как категории. Категории – высшие формы (роды) бытия.

Бытие как, акт и потенция. Случайность. Сущность. Актуальное бытие – реализовано в реальности. Потенциальное бытие – реализовано в будущем, это лишь возможность бытия – сфера неоформленной материи. Актуальное бытие имеет больший приоритет. Бытие – истина. Принадлежит собственному интеллекту. Бытие в собственном точном значении – субстанция или сущность, под которыми понимает материю или форму, их синтез.

Форма – принцип, закон связи вещей,алгоритм организации вещей - начало активное, материя – инертное (пассивное) начало. Форма имеет аналог с понятием “энергия”. Аристотель разрабатывает учение о существовании сверхчувственной идеи, где он говорит о чистом мышлении самого себя (мышления).

Бог - чистая форма, актуальность никак не связанная с вещами. Бог- начало, соединяющее материю и форму, явл. перводвигателем. Все вещи движутся от источника движения. Этот источник м/б найден в бесконечности, где находится сама форма. Движение – переход от потенциальной формы к актуальной.изменение в качестве изменение по месту изменение в кол-ве изменение в субстанции

Наряду с богом существует еще 55 субстанций. Душа – форма тела. Различает 3 формы:

Вегетативная, чувствующая,разумная

Человек – существо социальное политическое “животное” гражданин своего полиса. Цель жизни – достижение счастья через соблюдение инертности. Высшая форма деятельности – научно – политическая теория. Выводит государство от совместной жизни людей до политической структуры общества. Рациональная форма политической жизни – создание полиса. Разделяет следующие формы правления:

Правильные:  Неправильные:

монархия  тирания

аристократия   олигархия

полития   демократия

 

9. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).

Периодизация:

1)  Патристика (I – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.

   а)  Апологетика (I – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия.

   б)  Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства.

   в)  Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную.

Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок.

2)  Схоластика (IX – XV в).        

   а)  Ранняя схоластика (IX – XI в). Ансельм Кентерберийский

   б)  Зрелая схоластика (XI – XII в). Фома Аквинский

   в)  Поздняя  схоластика (XII – XIII в). Уилья Оккам

3)Арабская ф-я(XII-XIVвв.) Авиценна(Ибн-Синна),Аверроэс(Ибн-Рушд). Авиценна базируется на ф-ии Аристотеля.Взаимодействие понятии и вещи –это пр-сс.Мир сотворён при помощи разума. У Аверроэса мир сотворён богом при помощи материи.Все формы изначально в материи и в пр-ссе развития они выкристаллизовываются.

Принципы  средневекового философского мышления:

монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен;

теоцентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия;

креационизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

провиденциализм (провидение) - история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

Проблемы  средневековья:1)соотношение веры и  разума a)верую, ибо абурдно(Тертуллиан) б)верую, чтобы понимать(Августин) в)понимаю, чтобы веровать(Абеляр)

2)Универсалии(сущ  общих понятий):a)реализм(радикальный(идеи до вещей(следовали Платону), умеренный(общее в вещах(Аристотелю))) б)номинализм (радикальный(общ. понятия-чистый, пустой звук, чел-я речь), умеренный(общее не в вещах, а понятие-результат познания)

Августин Б. Человеческий разум ослаблен в результате грехопадения А. и Е. В познании должно искать опору, и опора должна быть в вере. "верь, чтобы понимать". Необходимо понимать Библию, чтобы верить, и верить, чтобы понимать Библию.

 

10. Дискуссия  номиналистов и реалистов о  проблеме универсалий в позднесредневековой философии.  Систематизация схоластики Ф. Аквинским.

a)реализм(радикальный(идеи до вещей(следовали Платону), умеренный(общее в вещах(Аристотелю)))

б)номинализм (радикальный(общ. понятия-чистый, пустой звук, чел-я речь), умеренный(общее не в вещах, а понятие-результат познания)

Реалисты – Ансельм Кентерберийский (1053–1109 гг.), Гильом из Шампо(1070–1121 гг.), Фома Аквинский (1221–1274 гг.) – были убеждены, что подлинным бытием обладает именно общее. Universalia ante rem - Общее предшествует вещам – такова краткая, ёмкая формула, выражающая эту позицию.

Номиналисты, – а среди  них были, как, впрочем, и среди реалистов, крайние и умеренные, – Росцелин (1050–1120 гг.), Пьер Абеляр (1079–1142 гг.), Оккам (1280–1348 гг.), Буридан (XIV ст.) – наоборот, реальный бытийный статус приписывали лишь единичным вещам, а общее сводили к наименованиям (лат. nominalis – относящийся к названиям, именам), названиям, которым человек обозначает единичные вещи. У крайнего номиналиста Росцелина универсалии, общие понятия иногда истолковываются даже как «звучание голоса» (flatus vocis). При таком подходе подрывается главный христианский догмат о Единой и Нераздельной Троице, которая превращалась в троебожие. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"