Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:28, шпаргалка
Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Объект, предмет и функции философии.
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.
философское — формируется философией
как системой знаний об общем. Философия
формирует у человека не мироощущение,
не мировосприятие и не миропредставление,
а миропонимание, которое основывается
не только на чувствах, образах и здравом
смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом
знании.
1. Основная специфика
Главное отличие философии от всех
иных наук заключается в том, что
философия является теоретическим
мировоззрением, предельным обобщением
ранее накопленных
2. Можно выделить следующие особенности философского знания: имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); носит предельно общий, теоретический характер; содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; опирается на категории — предельно общие понятия; неисчерпаемо по своей сути; ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Вопрос 4. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
Особенности:
1. Генезис философии: переход от мифа к логосу.
Переход от социально
однородного родового общества
к социально дифференциальному
обществу привёл к смене
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нём были слиты воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство.
При переходе древних греков от родового патриархального общества к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера,
«Теогонии» Гесиода и др.
Теогонические мифы отвечали
фундаментальной потребности
Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними
представлялись в форме
Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов.
Не
менее своеобразным, чем отношение
к мифу, оказалось у древних
греков и отношение к
Своеобразной чертой античной философии была связь её учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и даже в V вв. до н. э. философия ещё не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Однако особенность античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и понятий научных воззрений, относящихся к природе, играют роль во многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них постановку и решение философских вопросов. И для науки древних греков, и для античной философии характерно обилие почти одновременно возникших научных гипотез и типов философских учений.
Для античного
рабовладельческого общества
2. Рождение первых философских диалектических идей
Философия начиналась с
поиска ответа на вопрос,
уже поставленный до неё
в мифологии, - о происхождении
мира. Философия сформулировала
его в более чистом
Идея
первоначала была выдвинута
Первоначало мыслилось им как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается ими как причина всего сущего.
Указания
на первоначало означало
Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальной субстрат (то, из чего сделаны все вещи), первые греческие философы положили конец теогонической трактовке мира, так как миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.
Всё последующее
развитие античной философии
было спором о первоначале,
последовательным
В философском
мировоззрении древних
Идея борьбы противоположных
начал сочеталось у Гераклита
с мыслью о вечности
Диалектика Гераклита ещё не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.
3. От протофилософии к философии: единство и множественность бытия.
Труды философов Элейской школы (Элеатов), основателем которой был Ксенофан , а главными представителями – Парменид и Зенон, ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Элиаты сделали серьёзный шаг вперед от некритически- нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новых философских понятий.
Парменид
впервые выработал философское
понятие «бытие». Он также
поставил вопрос о том, как
можно мыслить бытие, в то
время как его предшественник
В
центре внимания Парминида
Бытие – это то, что всегда есть; Оно едино и вечно – вот главные его признаки. Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны. То, что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно.
Невозможность
движения доказывал
В
атомистическом учении
В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, невидимая зрением, но постигаемая умом.
На
основе атомистической
Макромир и микромир - две специфические области объективной реальности, различающиеся уровнем структурной организации материи. Сфера макроявления - это обычный мир, в к-ром живет и действует человек (планеты, земные тела, кристаллы, большие молекулы и др.). Качественно иную область представляет микромир (атомы, ядра, элементарные частицы и др.), где размеры объектов меньше миллиардных долей сантиметра, а временные промежутки порядка миллиардных долей секунды, т. е. непосредственно недоступны наблюдению. Каждый из этих миров характеризуется своеобразием строения материи, пространственно-временных и причинных отношений, закономерностей движения. Так, в макромире материальные объекты имеют резко выраженную прерывную, корпускулярную или непрерывную, волновую природу и их движение подчиняется динамическим законам классической механики. Для явлений микромира, напротив, характерна тесная связь корпускулярных и волновых свойств, к-рая находит свое выражение в статистических законах квантовой механики. Своеобразная граница раздела макро- и микромира была установлена в связи с открытием т. наз. постоянной Планка. Существенным аспектом этой новой константы явилась «конечность взаимодействия», означавшая, что любые взаимодействия между объектами в микромире (в т. ч. между прибором и микрочастицей) не могут быть меньше значения кванта действия. Специфика макро- и микромира находит свое отражение в познании, приводит к ограничению сферы применимости старых физических теорий и возникновению новых (теория относительности, квантовая механика, физика элементарных частиц). Совр. «физические идеалисты», абсолютизируя различие макро- и микромира, особенности их познания, приходят к отрицанию объективности и познаваемости микромира. В действительности же наука показывает тесную связь между макро- и микромиром и обнаруживает, в частности, возможности появления макроскопических объектов при столкновении микрочастиц высокой энергии. Проникновение физики в мир атома, а затем атомного ядра и элементарных частиц явилось блестящим доказательством правильности вывода Ленина о «бесконечности материи вглубь», подтверждением и обогащением принципов диалектического материализма.