Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123
• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого¬подобность (что также было редкостью для того времени и уст¬раивало всех);
• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
1. Фома Аквинский
(1225 — 1274) — доминиканский монах,
крупный теологический
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теоло¬гии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
56
2. Фома Аквинский
считал недостаточным
Фома выдвигает пять собственных доказательств существова¬ния Бога:
• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру¬гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
• причина: все, что существует, имеет причину — следователь¬но, есть первопричина всего — Бог;
• случайность и необходимость: случайное зависит от необхо¬димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
• степени качеств: все, что существует, имеет различные сте¬пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следо¬вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -
• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на¬правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
3. Также
Фома Аквинский исследует
• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен¬цию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе¬ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за¬мысел);
• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко¬торая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав¬ший сущности существование, может данную сущность су¬ществования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
• сущность и существование едины только в Боге, следова¬тельно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
• все состоит из материи и формы (идеи);
57
• суть любой вещи — единство формы и материи;
• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен¬ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле¬дующим выводам:
• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает не¬истинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию про¬блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо¬га, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
5. Историческое
значение философии Фомы
• даны пять доказательств существования Бога;
• систематизирована схоластика;
• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол¬ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре¬имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ¬ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру¬жающим миром);
• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь¬ко через откровение;
58
• разделены философия и теология, причем философия постав¬лена в подчиненное положение по отношению к теологии;
• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско¬го было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Философией
эпохи Возрождения называется
совокупность философских
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
• совершенствование орудий труда и производственных отно¬шений;
• кризис феодализма;
• развитие ремесла и торговли;
• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
• укрепление, централизация европейских государств, усиле¬ние светской власти;
• появление первых парламентов;
• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер¬ковной) философии;
• повышение уровня образованности в Европе в целом;
• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
• научно-технические открытия (изобретение пороха, огне¬стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
59
2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля¬лись:
• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь¬ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве¬личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо¬го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара¬цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому при¬надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче¬ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда¬ния, опираясь на астрономические и научные открытия;
• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен¬лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше¬ние между верующими и Церковью;
• политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб¬щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу¬дарственной власти.
3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело¬веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав¬шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
• перемещение основного интереса от формы идеи к ее со¬держанию;
• принципиально новое, научно-материалистическое понима¬ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес¬конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
60
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и го¬сударству;
• торжество индивидуализма;
• широкое распространение идеи социального равенства
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
• гуманистическое;
• неоплатоническое;
• натурфилософское;
• реформационное;
• политическое;
• социалистическо-утопическое.
Последние три течения принято объединять под общим на¬званием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церк¬ви. Более подробно они описаны в вопросе 24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же во¬прос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натур¬философскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.
2. Гуманизм
как философское направление
получил распростра¬нение в
К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная и антисхоластическая направленность;
• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само¬ценность человека;
• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
• жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время
61
комедиями именовались литературные произведения с благопо¬лучным концом). В своем произведении Данте:
• воспевает христианство, но одновременно между строк вы¬смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
• восхваляет человека;
• отходит от трактовки человека исключительно как божест¬венного создания;
• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трак¬тата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж¬дые схоластике идеи:
• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
• человеческая личность должна быть свободной — как физи¬чески, так и духовно;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":
• ниспровергал церковные авторитеты;
• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и
неистинность;
• в центр мироздания ставил человека;
• верил в возможности человека и его разум;
• отвергал аскетизм и самоотрешение;
• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме¬нении мира;
62
• был сторонником равенства мужчины и женщины;
• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
3. Неоплатонизм
— идеалистическое направление
в философии, которое ставило
своей целью строгую
Теоретики неоплатонизма:
• противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизи¬рованной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по от¬ношению к миру и вещам) идей;
• не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней фи¬лософии и созданию целостной мировой философской сис¬темы, которая охватила бы собой и согласовала все имею¬щиеся философские направления.
Наиболее известными представителями неоплатонизма эпо¬хи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пи¬ко делла Мирандола.
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего време¬ни философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и позна¬ния, согласно которой: