Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.
Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
• обосновал ведущую роль разума в познании;
• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате¬риалистическое и идеалистическое направление в философии;
• выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожден¬ных идеях".
76
2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт дока¬зал следующим образом:
• в мире существует много вещей и явлений, которые непо¬нятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Напри¬мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом¬ниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
• следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче¬виден и не нуждается в доказательствах;
• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;
• мыслить может реально существующий человек;
• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афо¬ризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыс¬лю, следовательно, я существую".
3. Изучая
проблему бытия, Декарт пытается
вывести базовое, осно¬вополагающее
понятие, которое бы характеризовало
сущность бы¬тия. В качестве такового
философ выводит понятие
Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для сво¬его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан¬ций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так¬же обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в сво¬ем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен¬ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
• материальные (вещи);
• духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
• протяжение — для материальных;
• мышление - для духовных.
77
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высо¬ту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных суб¬станций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
В целом учение Декарта о субстанции можно выразить сле¬дующей схемой:
78
4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстан¬ции, следует идея дуализма (двойственности) человека.
С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной во¬прос философии": спор о том, что первично — материя или соз¬нание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
5. При изучении
проблемы познания особый
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме¬нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви¬нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).
Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Также Декарт
при использовании рационалистическо-де¬
• допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу¬мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
• последовательно переходить от известных и доказанных во¬просов к неизвестным и недоказанным;
• строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис¬следования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род
79
знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подоб¬ные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают¬ся из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
• понятия;
• суждения.
Примером могут служить следующие:
• врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существу¬ет), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.;
• врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ни¬чего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.
Целями познания, по Декарту, являются:
• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
• изобретение новых технических средств;
• усовершенствование природы человека.
В качестве конечной цели познания философ видел господ¬ство человека над природой.
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
1. Голландия (Нидерланды) стала родиной передовой и прогрес¬сивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали:
• выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (ис¬пользование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);
• более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные обще¬ственно-экономические отношения;
• первая в Европе буржуазно-демократическая революция;
• высокий уровень грамотности населения, развитое книгопе¬чатание, распространение идей гуманизма.
Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Воз¬рождения и нового времени являлись:
• Эразм Роттердамский;
• Гуго Гроций;
• Бенедикт (Барух) Спиноза.
80
2. Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 — 1536) — философ богослов, гуманист, представитель так называемого "Северном Возрождения". Основными направлениями его философии были:
• критика и высмеивание средневековой схоластики;
• восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан — "ренессансе раннего христианства" и отказе от католического идейного, органи¬зационного, политического засилья философ видел путь спа¬сения христианства как истинной веры);
• призывы к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");
• обоснование в качестве идеала государства сильной, но гу¬манной монархии.
Самое знаменитое произведение философа (в котором затра¬гиваются данные вопросы) — "Похвала Глупости".
Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружаю¬щий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам:
• мир двойственен (диалектичен) — все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;
• необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, эк¬зальтации, ослепленности какой-либо идеей — всегда соблю¬дать спокойствие и трезвость мышления.
Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.
К первым (хорошим и желательным) он относит:
• свободу;
• миролюбие;
• воздержанность;
• простоту;
• образованность;
• здравый смысл.
К отрицательным (нежелательным и несущим беду) фило¬соф относит:
• фанатизм;
• невежество;
• насилие;
• лицемерие;
• чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал "схоластику" - "идеологические осно¬вы" прогресса того времени).
81
3. Гуго Гроций
(1583 - 1645) - философ, юрист, общественный
деятель, яркий представитель социально-
Основными проблемами его философских исследований были:
• гносеология (познание);
• государство и право;
• проблемы войны и мира;
• международные отношения.
Гроций стал одним из основоположников теории естественно¬го права, в которой можно выделить следующие основные идеи:
• право не дано Богом;
• право изначально заложено в человеке;
• все существующее право можно разделить на два больших раздела — естественное право и писаное (позитивное) право;
• естественное право — это право, заложенное самой человече¬ской природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) — оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;
• писаное (позитивное) право — те нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источ¬никах — законах и т. д.;
• официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не противоречить ему.
4. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал автором наибо¬лее разработанной, полной и обоснованной философской сис¬темы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были:
• проблема субстанции;
• теория познания;
• этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы — подробная разра¬ботка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции"), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спино¬за считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для
82
своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не ме¬нее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании пол¬ностью зависит от него.
Отсюда налицо противоречие между независимостью суб¬станций от всех других субстанций и одновременной зависимо¬стью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении суще¬ствования) от другой субстанции — Бога.
5. Данное
противоречие Спиноза
• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заклю¬чает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (При¬роду) и Бога;
• природа и Бог — едины;
• не существует Бога, находящегося и творящего вне Приро¬ды, возвышающегося над природой;
• Бог внутри Природы;
• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;
• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;
• внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче-ствами:
• существует;
• самостоятельна и независима от кого-либо;
• имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
• обладает множеством свойств (атрибутов), основные из ко¬торых — мышление и протяжение (в данном случае мышле¬ние и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдель¬ных модусов, как у Декарта);
• бесконечна в пространстве и времени;
83
• вечна (несотворима и неуничтожима);