Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
Специфика философского знания
Специфика – отличительные признаки данного объекта от другого.
1. Предметное самоопределение в культуре человечества, относительно точное обозначение и понимание исследуемой сферы бытия. По этому вопросу существуют разные мнения. Стандартно:
Философия – мировоззренческая наука о сущности, всеобщих качествах, законах формирования и развития бытия, его познания, отношениях человека к миру.
2. Дифференциация на систему философских наук – относительно самостоятельные области философии – по предмету исследования.
ü Онтология – философская наука о бытии.
ü Гносеология (эпистемология) – теория познания.
ü Аксиология – философская наука о ценностях.
ü Этика – философская наука о морали и нравственности, т.е. о нормальном поведении на основе идеалов Добра, Гуманности и Справедливости. С середины 19 века сформировалась прикладная этика вне философии.
ü Эстетика – философская наука о сущности прекрасного и его модификаций и законов эстетического понимания бытия.
ü Логика – философская наука о законах, правилах и формах истинного мышления.
ü Социальная философия – философская наука об обществе.
ü Натурфилософия – философская наука о природе на основе логического рассуждения и аксиом природы.
ü История философии – философская наука о законах исторического развития философии.
ü Психология – философская наука о психике (душе) человека. С середины 19 века психология выделилась в самостоятельную науку.
ü Метафизика – философская наука о предельно общих сущностях, качествах бытия, принципах его познания и отношении человека к миру.
ü Философия науки и техники
ü Философия культуры
ü Философия права
ü Философия экономики
ü Философия образования
ü Философия антропологии и т.д.
3. Принадлежность к системе
1) рациональность: логическая точность понятий, суждений и выводов, а также четкая последовательность мышления, в котором выделяется связь "цель → средство → результат".
2) предельный уровень абстракции: философия достигает максимального уровня в отвлечении от чувственной наглядности исследуемого объекта.
3) теоретичность: отсутствие опытной (экспериментальной) базы, утилитарности.
4) доказательность: любое утверждение истинно или ложно.
5) универсальность: охват всех уровней бытия, его познания и оценки.
6) эвристичность: максимально содействует приросту новых знаний.
7) дуализм содержания: объединяет признаки науки и мировоззрения.
4. Прогрессивное развитие в
5. Плюрализм философской системы знаний. Множественность учений, теорий, школ, направлений и типов.
Философское учение – это система философии, созданная отдельным мыслителем.
Философская школа – это философская система, созданная мыслителями, развивавшими идеи своего учителя.
Философская теория – это философская система, которая логически завершена, отличается четкостью определений, доказательностью и создается либо одним мыслителем, либо группой мыслителей.
Философское направление – это философская система, которая решает проблемы на основе сложившихся традиций, в которых однозначно определенный принцип является организующим началом разных философских учений. Напр., идеалистическое и материалистическое направления.
Тип философии – это система философии, основанная на национальных и культурно-исторических традициях мышления данной эпохи.
Универсальные типы философии: восточный, западный, русский.
Исторические типы философии: Др. Индии, Др. Китая, античные и т.д.
2. Философия и мировоззрение
Мировоззрение (Мр) – [система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни]. Оно многоообразно, т.к. непосредственно применяется в динамике личной и общественной жизни людей.
Виды:
► Жизненно–практическое Мр – […], создающаяся в процессе индивидуального существования человека.
Его виды:
1) Пессимистическое Мр – […] с точки зрения последующего ухудшения, деструкции и роста негативизма. Различают два варианта пессимистического Мр:
а) все к худшему в этом худшем из миров.
б) все к худшему в этом лучшем из миров.
2) Оптимистическое Мр – […] с точки зрения улучшения, прогресса, позитивности:
а) все к лучшему в этом лучшем из миров.
б) все к лучшему в этом худшем из миров.
3) Реалистическое Мр – […] с учетом позитивных и негативных сторон индивидуального существования.
4) Эгоистическое Мр – […] с точки зрения личной выгоды без учетов интересов других
5) Альтруистическое Мр – […] с точки зрения пользы для других (даже в ущерб собственным интересам).
6) Прагматическое Мр – […] с точки зрения личной пользы с учетом интересов других.
Философия изучает эти виды мировоззрения , но относится ко второму типу мировоззрения, т.к. ее знание отличается общезначимостью и непосредственной связью с интересами государства:
► Общественно-историческое Мр – […], созданное специалистами, пропагандируемое среди населения и отличающееся общезначимостью.
Общественно-историческое Мр используется для управления населением методом убеждения и для формирования культуры личности.
Виды:
1) Мифическое Мр – […] , основанная на особом почитании возможных состояний бытия, которым нужно поклоняться, чтобы была успешной деятельность индивида и коллектива.
Миф – форма объединения людей на предметном уровне культуры, когда авторитет руководства не оспаривается.
Мифы существуют у каждого из народов. Они становятся недостаточны по мере развития познания и практики.
В XX веке мифы составляют часть художественной культуры человечества.
Миф преодолевается религиозным Мр.
2) Религиозное Мр – […], основанная на вере в реальное существование сверхестественных сил (силы) и организованном поклонении им в форме конфессий (официально установленный вариант вероисповедания).
Религиозное Мр основано на эмоциях страха и веры, оно позитивно для людей в целом, но недостаточно практически, т.к. жизнь людей и могущество государства зависят от науки, техники, производства и политики.
3) Научное Мр – […], основанное на практически проверенных и логически доказанных знаниях.
Его недостатки:
- Не учитывает ценностные
- Ограничивается возможностями человека к усвоению больших объемов информации.
4) Социальное Мр – […], основанное на обобщении интересов и потребностей социальных групп, этносов и государства.
В рамках социального Мр возникает Идеология – теоретическое выражение особенностей интересов социальных групп в обществе. Социальное Мр ограничено субъективизмом социальных групп.
Все перечисленные четыре вида Мр имеют ограничения и мыслители пытаются создать универсальное Мр:
5) Философское Мр – […], основанное на обобщении всех достижений культурного опыта человечества в целостное универсальное миропонимание.
Особенности философского Мр:
1. Максимальная степень
2. Логически доказанная по
3. Практическая направленность:
- в систему управления
- в систему образования для формирования требуемых обществу качеств мышления населения,
- на формирование творческого мышления специалистов.
4. Деление на два альтернативных типа, которые взаимонесовместимы по исходным основаниям:
а) Материалистическое философское Мр (МФМ) – […], в котором доказывается первичность вещественно-энергетического бытия над идеальным.
б) Идеалистическое философское Мр (ИФМ) – […], которое доказывает первичность идеального бытия над вещественно-энергетическим.
У каждого из этих типов свои понятия и своя роль в культуре.
Основные понятия МФМ: материя, вещество, природа, причина, закон, сущность и т.д.
Теоретики МФМ: Демокрит, Гальбах, Гельвецкий, Лометри, Богданов, Чернышев, Энгельс, Маркс и др.
Роль МФМ в культуре:
1) Материальное – это основа техногенной цивилизации, т.е. общества, в котором приоритетны наука, техника, производство, политика, свобода личности, демократия.
2) МФМ – теоретическая основа
естествознания (в том числе и
медицины), частично – общественных
наук, в первую очередь –
3) МФМ – теоретическая основа принципа реализма в мировой культуре и реалистического Мр в целом.
Основные понятия ИФМ: дух, душа, высшее мировое сознание – в качестве универсальных, а остальные понятия интерпретируются с точки зрения основы идеализма. (Понятия "дух", "душа", "бог" также интерпретируются и в МФМ, но "со своей колокольни".)
Теоретики ИФМ: Пифагор, Платон, средневековые философы (напр., Фома Аквинский), Гегель и др.
Роль ИФМ:
1. ИФМ – теоретическая основа ценностных форм культуры – религия, мораль, искусство. Впервые идеалы (высшие цели жизни: добро, красота, истина, гармония, гуманность, совершенство, бог как высшее совершенство) были определены в ИФМ.
2. ИФМ в восточной философии – это основа традиционных обществ, т.е. государств, в которых приоритетны подавление личности, отсутствие демократии, господство религии над наукой, отсталость техники и производства. В Западной Европе с 17 века начало развиваться техногенное общество, в котором ИФМ обеспечивал потребности разума (рациональной организации общественных процессов), однако практика культуры западной цивилизации материалистична.
3. ИФМ благодаря двусмысленности
используемых понятий
3. Философия и наука
Наука – это система сознания и деятельности людей, организованная обществом для получения объективных знаний о действительности. Наука уникальна, т.к. дает максимальное практическое влияние на общество.
Философия имеет следующие признаки науки:
1. Эссенциальность – направленность на познание истины, сущность законов.
2. Объективность - выражение не субъективных мнений мыслителя, но информации об общезначимом в исследуемом объекте.
3. Наличие понятийного аппарата.
4. Формулировка законов (напр., закон диалектики, закон соотношения состояний бытия)
5. Практическая направленность с учетом опосредованной связи с производством и техникой через мышление специалиста.
6. Соблюдение принципа верификаци
Верификация – это возможность экспериментального чувственно-наглядного подтверждения философских теорий при проведении особых познавательных процедур.
Фальсификация – это возможность теоретического опровержения любой философской теории или любой научной теории.
Однако, философия не является наукой в полном смысле этого понятия, т.к.:
1) в философии не проводятся эксперименты, ибо они невозможны и не нужны;
2) философия занимается
3) в философии существует множест
4) отсутствие полной точности используемых понятий (базовые понятия определяются достаточно точно, а новые понятия и их смыслы вводятся мыслителями и обосновываются в каждом из философских учений и направлений);
5) философия связана с
Значение философии для науки
1. Философия разрабатывает методы, общие для науки: диалектический, метафизический, систематический, индуктивный, дедуктивный и др.
2. Философия определяет понятия, которыми пользуются науки, уточняя их (напр., понятия "закон", "атом")
3. Философия определяет предмет науки на начальной стадии формирования её.
4. Проблемы философии
Проблемы философии – это те познавательные и/или практические затруднения, которые необходимо преодолеть, чтобы развивался процесс деятельности. Они относятся ко всем сферам бытия.
Особенности философских проблем
1. Делятся на группы по предмету исследования:
ü Онтологические – [теоретические вопросы о сущности, качествах и законах функционирования и развития] бытия.
ü Гносеологические – […] познания.
ü Аксиологические – […] ценностных состояний бытия и ценностно-оценочных состояниях людей.
ü Теологические – теоретические вопросы о сущности и качествах бога и религиозного опыта или в его конфессиональных отношениях.
ü Социальные – […] общества как самостоятельной части бытия.
ü Антропологические – […] человека как особой части бытия.
ü Натурфилософские – […] природы как особой части бытия.