Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
5. Слабая связь с наукой.
7. Античная философия (АФ): Платон, Аристотель
Специфика античной философии (АФ)
АФ – исторический тип философии, существовавший с 7-6 в. до н.э. по 529 г. н.э. в цивилизациях Древней Греции и Римской Империи.
1. АФ – первый европейский вариант рациональной философии, который стал основой современной техногенной цивилизации (15-17 в.) – такого общества, которое основано на науке, технике, производстве и демократии.
2. АФ – первый вариант рациональн
3. Сформулированы и частично решены все группы философских проблем. Способ их решения признан классическим, т.е. образцовым, соответствующим традиции первичности разума (а не эмоций, веры и т.п.) в мышлении.
4. АФ имеет следующую
1- досократовский период: натурфилософия (6 век до н.э. – середина 5 века до н.э.). Теоретики: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др.
2- классический период (вторая половина 5 в. до н.э. – 338 г. до н.э.). Теоретики: Платон, Аристотель, Сократ и др.
3- эллинистический период (338 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Теоретики: Эпикур, Зенон, Циррон.
4- римский период (1 в. до н.э. – 529 г. н.э.).
Учение Платона
Платон (427-347 гг. до н.э.) – гений АФ и МФ (мировой философии). Достижения:
1. Теоретически доказал
2. Создание оригинального
Познание – это припоминаемая душой информация, которую она получает, проживая в мире идей до рождения ребенка.
Эта концепция имеет эвристическое значение – в детской психологии для организации методик творческого воспитания детей. Современная генетика подтвердила, что в генах зашифрована информация, которая бессознательно определяет поведение человека.
3. Идеальное общество по Платону – это объединение людей, где каждый работает по способностям своей души, т.е.:
ü правители – мудрость, разум,
ü воины – воля и благородство,
ü работники – чувственность,
ü рабы – аналогичны животным.
Эта концепция в дальнейшем дала понятие о социализме, а сейчас используется в тестах профессиональной ориентации.
Учение Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – гений научной философии. Его идеи:
1. Идея реализма в понимании бытия: для животного и человека первичен чувственно-воспринимаемый мир. Для философии, которая устанавливает первопричину бытия, существенна идея: в бытии есть материя – вещество и форма, энергия, которой это вещество превращается из неопределенности, хаоса в законченный предмет, доступный человеку.
2. Идея научности философии – рациональное, логически доказанное, системное и строго предметное знание. Поэтому в философии есть философские науки: логика, этика, психология, онтология, метафизика. Благодаря этой концепции были созданы основы эстетики, политологии, риторики, биологии, теоретической физики, метеорологии.
3. Идея идеального государства – объединения правителей и населения, в котором правители дают возможность бедным достичь достатка, а богатым – оптимизировать процесс накопления богатства, в результате в обществе растет средний класс, уменьшается преступность и враждебность среди населения. Эта идея господствует в ХХ веке в индустриально развитых странах (Германия, Япония, Корея, Англия, Франция).
4. Создание этики как науки
о добродетельной жизни по
принципу середины между
Аристотель – символ научности в мировой философии.
АФ с начала новой эры (н.э.) уступила место новому варианту культуры – Христианству. Со 2 в. н.э. в Римской Империи начала развиваться христианская философия, которая полностью побеждает в 6 веке.
8. Натурфилософcкие и антропологические учения АФ.
Специфика АФ
АФ – исторический тип философии, существовавший с 7-6 в. до н.э. по 529 г. н.э. в цивилизациях Древней Греции и Римской Империи.
1. АФ – первый европейский
вариант рациональной
2. АФ – первый вариант рациональн
3. Сформулированы и частично решены все группы философских проблем. Способ их решения признан классическим, т.е. образцовым, соответствующим традиции первичности разума (а не эмоций, веры и т.п.) в мышлении.
4. АФ имеет следующую
1- досократовский период: натурфилософия (6 век до н.э. – середина 5 века до н.э.). Теоретики: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др.
2- классический период (вторая половина 5 в. до н.э. – 338 г. до н.э.). Теоретики: Платон, Аристотель, Сократ и др.
3- эллинистический период (338 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Теоретики: Эпикур, Зенон, Циррон.
4- римский период (1 в. до н.э. – 529 г. н.э.).
Натурфилософские учения
Натурфилософия – это система философии, созданная мыслителями на основе логических рассуждений по поводу достижений естествознания того времени и жизненного опыта человека, отношений с природой.
Первая философия Др. Греции – материалистическая, т.к. началом бытия признанно вещественное микросостояние, аналогичное воде, воздуху, огню и т.д. Этим она отличается от древневосточной философии.
Материализм первых философов обеспечил преимущественное развитие естествознания в Греции, и она стала развитой цивилизацией древнего мира.
Натурфилософские учения
► Милецкая школа – Фалес Энаксимандр ввел идею материального субстрата бытия.
► Демокрит – гений АФ и МФ. Идеи:
1. Атомарного строения бытия: всё в природе, сам человек, души и бог – всё состоит из микровещества (атомов). В ХХ веке эта идея стала научной.
2. Идея причинности: всё в бытии имеет основание своего существования, которое может быть познано или нет.
3. Идея монизма в объяснении разнородных состояний бытия: тело, душа, боги – состояния атомов, движущихся в пустоте. Эта идея в ХХ веке не подтвердилась, т.к. считается, что сознание, тело, душа не вещественны.
4. Идея атеизма: в бытии нет сверхъестественных сущностей, а есть познанное и непознанное. Официальные боги – выдуманные персонажи для эффективного управления населением.
► Учение Гераклита о развитии бытия благодаря борьбе противоположностей, о всеобщих изменениях в бытии (panta rheae – все течет), об энергетическом первоначале бытия.
► Учение Пифагора о первооснове бытия в форме числа и геометрической фигуры. Дало развитие математики.
В целом натурфилософия способствовала развитию математики и естествознания.
Антропологические учения АФ
Это системы, в которых исследуются вопросы о сущности, качествах и смысле жизни человека.
► Учение софистов о первичности полезности вещественных ценностей жизни относительно индивида.
ü Протогор. Человек – мера всех вещей. Нет единой истины и единого стандарта, т.к. люди разные. (Идея релятивизма.)
ü Горгий развил идею агностицизма – невозможность существования истины, т.к. у двух людей разные мнения. "Ничего не существует. Если существует, то непознаваемо. Если познаваемо, то невыразимо."
Софисты разработали правила логического доказательства, используя и ложные аргументы. Подали идею, что человек – сложное существо, которое имеет собственные интересы.
► Учение Сократа о первичности общезначимых ценностей (добродетели: мудрость, справедливость, отвага, умеренность, законопослушность). Смысл жизни по Сократу: "Познай самого себя, чтобы быть добродетельным." Сократ – символ духовности в мировой философии. О Сократе сообщает в своих трудах Платон.
► Учение Эпикура (342-271 гг. до н.э.) включает и онтологию, и гносеологию, и этику, но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к наслаждению, начиная с низшего – чувственного и заканчивая высшим – интеллектуальным наслаждением. Наслаждение для человека – это счастье, потребности общества же вторичны по сравнению со счастьем человека.
► Учение стоицизма. Теоретики: Зенон, Сенека, Эпиктет. Философия стоиков также включала онтологию, гносеологию и этику. Но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к самосохранению при условии следования своей судьбе, своей природе, знания о которых возможно только разумом, мышлением. Стоики – это символ беспристрастия в условиях враждебности внешних условий жизни.
► Учение Аристотеля о человеке. Аристотель впервые дал классическое определение человека: "zoon politicon" (политическое животное). Его смысл в том, что базовые качества человека это разум, деятельность и коллективность жизни. Все иные существа – либо боги, либо животные.
АФ с начала новой эры (н.э.) уступила место новому варианту культуры – Христианству. Со 2 в. н.э. в Римской Империи начала развиваться христианская философия, которая полностью побеждает в 6 веке.
9. Средневековая философия
Средневековая философия – исторический тип философии, существовавший со 2 в. по первую половину 14 века в Европе и до 19-20 вв. в Азии.
Специфика средневековой философии
1. Теоцентичность – исследование всех философских проблем на основе идеи первичности Бога.
2. Догматичность – способ исследования проблемы, при котором общепризнанное знание не критикуется, а только доказывается как истинное любыми средствами. Такие догмы установились решениями религиозных руководителей.
3. Конфессиональность – принадлежность философии к конкретному официально утвержденному религиозному направлению:
ü Христианская философия развивается со 2 по 10 века (1054 г.) в рамках западной и восточной христианской религии, а после раскола церкви – как католическая и православная философии, проклявшие друг друга (в 1965 г. эта анафема была снята).
ü Арабская философия – в рамках ислама.
ü Еврейская – в рамках иудаизма.
ü Индийская – в рамках буддизма.
4. Схоластичность – способ исследования проблем, при котором сознательно отвлекаются от конкретных общественных проблем и аналзируют логические особенности рассуждений на заданную тем. Темы рассуждений задавались религией, она их контролировала и решала: признать или отвергнуть.
5. Наличие позитивных и негативных функций в культуре.
Позитивное значение
1) Разработка темы Бога и его качеств, атрибутов, особой роли для людей.
2) Разработка проблем логики – доказательство, опровержение, определение, правила силлогизма и т.д.
3) Теоретическое обоснование общечеловеческих ценностей, особенно христианской культуры. Они представлены в Декалоге и Нагорной проповеди.
Декалог – десять правил, изложенных в Ветхом Завете от имени Бога Моисею (руководителю еврейского народа):
1. Вера в единого Бога.
2. Запрет на изображение (сначала – всего, затем – неканонических людей или событий, Бога-отца).
3. Запрет на употребление имени Бога понапрасну.
4. Правило седьмого дня (отдыха в седьмой день недели).
5. Почитай родителей.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лги.
10. Не завидуй.
Нагорная проповедь – правила, изложенные Иисусом в Новом Завете своим ученикам:
1. Искренняя любовь к Богу.
2. Правило альтруизма (бескорыстной помощи нуждающимся в ней).
3. Правило взаимности: как ты хочешь чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним.
4. Правило справедливости (обещание лучшей жизни пострадавшим за веру, истину, мир и прочим обездоленным, в основном – в потустороннем мире).
5. Правило равенства всех людей в истинной религии (во Христе).
4. Создание первой теории
5. Доказательство
Негативное значение
1. Запрет свободомыслия в
2. Запрет светского варианта культуры, особенно морали, права и реалистической философии.
3. Запрет на развитие
4. Ограничение принципа реализма
как основного содержания
Христианская философия
Является самой развитой. Этапы развития:
1 – восточная и западная
2 – схоластика (11 в. – первая половина 14 в.)
Учения:
► Учение Тертуллиана (160-220 гг.). Идеи:
1. Идея Первичности веры в Бога в христианском варианте над мышлением (разумом). "Верую, ибо абсурдно для разума."
2. Идея о троичности
► Учение "отцов церкви" восточной патристики.Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и др. четко доказали троичность Бога и в 381 г. этот догмат был официально подтвержден.