Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
► Учение Августина Аврелия Блаженного (354-430 гг.). Идеи:
1. Идея прогресса общества от "града земного" к "граду божьему".
Град земной – люди, которые в суете, аморальны, вне истинной религии, живут физическими потребностями.
Град божий – люди живут в истинной религии, абсолютно моральны и высокодуховны.
2. Идея абсолютности добра (оно от Бога) и относительности зла (оно от человека). Все виды зла есть нарушение христианских норм.
3. Августин Блаженный дал первое
теоретическое доказательство
► Учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.). Фома Аквинский – гений католического варианта философии и всей христианской философии.
1. Дал завершенное философско-
2. Формулировка идеи о необходимости разума для понимания сущности Бога и веры в целом. Эта идея помогала мыслителям избегать преследования инквизиции. Разум помогает человеку познать могущество Бога, поэтому его можно использовать, а не отвергать ради веры.
3. Классификация христианских добродетелей: любовь, надежда, вера, мудрость, отвага, справедливость, умеренность.
4. Идея о бессмертии души как субстанции бытия в составе тела человека. Она [душа] абсолютно невещественна, вечна во времени, неуничтожима.
5. Сформулировал понимание иерархии общества и смысл государства, а именно, бóльшая часть общества – это люди, которые должны заниматься физическим трудом. Меньшая часть общества занимается умственным трудом. Священники и государство имеют смысл деятельности в том, чтобы помочь людям перейти в потусторонний мир с положительными эмоциями и верой.
► Учения прогрессивных философов:
ü Бэкон Роджер (13 в.) впервые мысль "Знание – сила".
ü Оккам Уильям (1390-1450 гг.). Идея: "Не умножай сущностей при объяснении" – стремись объяснить бытие конкретными реальными причинами минимального количества. В естествознании (и медицине) это идеал.
ü Пьер Абеляр (1079 г. – 12 в.). Идея: "Общие понятия – это имена, а в реальности их не существует".
Проблемы христианской философии
1. Теологические проблемы: Бог – персона (личность), которая обладает всевозможными совершенствами, находящимися за пределами физического мира, абсолютно идеальна и требует к себе особого почитания.
Доказательства бытия Бога:
1) Онтологическое (Кентерберийский Ансельм): идея о том, что Бог существует, потому что люди мыслят о том, что он существует.
2) Доказательство по принципу "так должно быть":
ü Если есть причины, то должна быть первая причина.
ü Если есть движение, то должно быть начало движения.
ü Если есть необходимость (случайность), то должна быть первая необходимость.
ü Если есть совершенство и безобразие, то должно быть высшее совершенство.
ü Если есть цель, то должна быть высшая цель бытия.
Всё это есть Бог!
2. Проблема соотношения разума и веры. Варианты веры:
ü абсолютное преобладание веры над разумом
ü разум второстепенно помогает вере (блаженный).
ü разум помогает вере при условии первичности веры (Фома Аквинский).
3. Проблема реальности
1) Общее – это звуки речи и понятия мышления, она существует идеально, равноценно номинализму (Абиляр).
2) Общее существует реально в мире идей, в сфере духа равноценно реализму (Фома Аквинский).
3) Общее и единичное существуют в вещах как их стороны (Р.Бэкон)
и др.
Арабская философия средневековья
Учения мыслителей, появившиеся с 7 в. в рамках исламской традиции мировой культуры.
Гении: Авиценна, Аверроэс.
Авиценна (980-1037)
Энциклопедист, врач.
1. Идея трех форм существования общих понятий:
а) в Боге,
б) в реальных вещах как их сущность,
в) понятие.
2. Идея дуализма бытия: материя (вещество) и дух – начало разнообразия природы.
3. Идея атрибутов бытия: движение, пространство, время.
4. Идея приоритета науки в проблемах общественной жизни.
Аверрок (1126-1196)
Энциклопедист, врач, гений философии.
1. Идея двойственности истины: истина не одна (религиозная), а две – научная и религиозная. Каждая дает знания по предметам, существующим самостоятельно.
2. Идея деизма: мысль, что Бог, создал мир, но далее не вмешивался в него, и все развивалось по естественным законам.
Индуизм
► Нагарджуна и его школа разрабатывали классические учения древнеиндийской философии: Санкхья, Вайшешика. В них доказывалось, что смысл жизни – спасение от физического мира путем развития духовности. В буддийской философии развивается онтологическое содержание (Васубандху и др.).
В рамках буддизма возникает дзэн-буддизм, который принят в Японии и отличается высоким уровнем атеизма.
10. Философия эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения (ФЭВ) – исторический тип философии, существовавший с середины 14 в. по середину17 в. в Западной Европе.
Специфика ФЭВ
1. Антропоцентричность содержания философских идей исследователей – всех философских проблем на основе идеи первичности человека.
2. Принципиальная антирелигиозная и антидогматическая направленность. Официальная догматика и схоластика полностью отрицались и утверждалось свободомыслие в противовес веры.
3. Восстановление идеалов античной культуры: гармония тела, разума и моральности, идеал реализма, идеал красоты в реалистичном понимании, идеал гармонично развитого человека (интеллектуал со здоровым телом и высоко развитой духовностью).
4. Эстетизм – исследование
5. Наличие многообразных
(Направления: гуманистическая Ф., натурфилософия, социально-политическая Ф., религиозная Ф.)
Гуманистическая философия
Гуманистическая философия – это направление в философии эпохи Возрождения, в котором теоретически доказывалось, что человек – высшая ценность бытия и равен ценности Бога.
► Петрарка – "отец гуманизма". Впервые в художественно-публицистической форме доказал, что человек, его свобода, разум превосходят по ценности схоластику и официальную догматику.
► Пико делла Мирандола – гений гуманизма.
1. Человек – это микрокосм
бытия, т.е. живое существо, в котором
в концентрированном виде
2. Свобода – это первичное качество человека.
3. Смысл жизни – постоянное
совершенствование в форме
Помпонацци
Врач, философ. Его идеи:
1. Идея независимости философии от теологии. Религия нужна для воспитания людей, а философия – для развития науки.
2. Идея естественной сущности души: душа материальна, поэтому смертна, однако, человек разумом способен создать идею бессмертия души и реализовать эту идею в своем творчестве, поэтому в культуре общества бессмертие означает память в текстах культуры.
Индекс запрещенных книг: за период 1048-1058 гг. появилось 40 тыс. экземпляров новых книг и их сожгли.
3. Смысл жизни – счастье, достигнутое на основе рациональной деятельности и рационального познания.
Гуманисты поддерживали в культуре Европы новые прогрессивные идеи, противоречащие официальной католической религии и утверждающие новые формы светской культуры (светская мораль, нерелигиозное искусство, живопись, архитектура).
Натурфилософия ФЭВ
(Эразм Роттердамский, Мишель Монтень)
Натурфилософия – это учение мыслителей о сущности и качествах природы на основе достижений естествознания и логических рассуждений. В сравнении с античной натурфилософией она более совершенна, потому что европейские ученые-одиночки достигли более высоких результатов в астрономии, математике, алхимии, частично в медицине.
► Николай Кузанский – гений натурфилософии. Идеи:
1. Ввел идею пантеизма в сложной теоретически оформленной терминологии, благодаря чему он не был обвинен инквизицией в ереси.
Пантеизм – система знаний, в которой доказывается, что Бог – не персона догматической религии, а всеобщее состояние бытия, в результате чего: "Бог во всем" (в камне, в комаре и т.д.). Эта идея очень сложна и на обыденном уровне не имеет особого значения, но очень важна для науки: в условиях подавления науки, когда доказывается, что Бог создал всё, а познавать это не нужно (ибо грешно), идея пантеизма дает теоретическое обоснование для творчества ученых по принципу "Если Бог во всем, а Бог совершенен, то мы, познавая мир, познаем совершенство Бога".
Социальные основы пантеизма – становление капитализма в Европе, для которой проповеди религией не дают экономического эффекта, прибыль возможна только через торговлю, производство, технику, а они невозможны без точного знания.
2. Идея гелиоцентрического понимания мира. Эту идею он обосновал теоретически в понятиях: шар, круг, многоугольник.
3. Познание реализуется в единств
4. Диалектическая идея о
► Джордано Бруно – символ бескорыстной науки в его крайнем выражении (самоотверженность: за свои идеи он после восьми лет в инквизиции был сожжен в 1600 г. так и не раскаявшись). Идеи:
1. Идея пантеизма в четкой
формулировке "Бог – мировой
разум (душа), поэтому он во всем
и познать его можно
2. Идея бесконечности миров: т.к. Бог – всемогущий разум, то он создал не один мир, как считается в католицизме, а множество разных миров.
3. Идея гелиоцентризма: Земля не центр мира, а одна из частей, входящих в состав Солнечной системы – мир, в центре которого Солнце.
4. Открытая критика католических догм о непорочном зачатии, о богоподобности Папы Римского (он лишь наместник Бога, ибо он непогрешим), догм об аде и рае, о бессмертии души и др.
5. Идея создания религии разума вместо религии веры.
Религия веры – это религиозное знание, в котором излагаются сведения, не соответст-вующие реальности, но необразованными людьми они воспринимаются за истинные ("чудеса").
Религия разума – вера в способность разума человека познать высший разум бытия – Бога (эта идея распространена среди ученых ХХ в.)
► Парацельс – основатель мистической натурфилософии. Он обосновал идеи единства медицины, философии, алхимии и астрологии.
Развил идею жизненной силы, которая имеется в вещах и может быть использована человеком по своим потребностям, особенно для лечения. Он был талантливым врачом, сам изготавливал лекарства из растений и минералов и достиг совершенства в этом.
Натурфилософы поддерживали идеи ученых: Коперника, Кеплера, Галилея, Браге, Торничелли и др. А ученые использовали мысли натурфилософов для обоснования своих идей и защиты от инквизиции.
Социально-политические учения
Первые произведения социально-философской проблематики в европейской культуре, которая отличалась реалистич-ностью понимания сущности политики, права и моделей будущего справедливого общества.
► Макиавелли – теоретик политики. Написал легендарный труд "Государь". Идеи:
1. Указал, что политика – особый
вид деятельности по
Особенность политики в том, что для достижения власти приемлемы любые средства: истина и ложь, правда и заблуждения, коварство и открытая демократическая деятельность и т.д. Так как преимущественно человек, занятый политикой, отличается тщеславием, завистью, то основные средства у него – аморальные и даже уголовно наказуемые (обман избирателей, борьба с политическими противниками, вплоть до убийства, ибо "Цель оправдывает средства") – такова основа политики.
В современной культуре эта идея практически полностью реализуется, но теоретически (с точки зрения гуманности) осуждается как неправильная.
Учение Макиавелли обозначает политику, в которой игнорируются нормы морали – гуманность, справедливость, добро.
2. Идея фортуны или ответственности человека за свои действия.
Фортуна – период жизни человека, когда есть возможность резко изменить условия жизни с точки зрения материальной выгоды. Человек может отказаться от нее, но тот, кто решился действовать, обязан знать, что есть ответственность перед совестью, законами общества, близкими людьми и Богом.
► Гроций – теоретик права, доказал, что существует два вида законов – божественные и человеческие.
Божественные законы создаются от имени Бога, а человеческие – от имени государства и не должны противоречить друг другу.
Человеческие законы делятся на гражданские и естественные. Это права человека от природы на труд и частную собственность, на личную безопасность, право на свободу мысли, веры, действий в рамках государства. Эти естественные права должны соблюдаться гражданским правом, т.е. законами, создаваемыми теоретиками государства.
Эта мысль подтвердилась после буржуазной революции.
► Учения Мора, Кампанеллы, Мюнцера о моделях будущего справедливого общества.
Томас Мор.
Справедливое общество – такое, где:
1) все трудятся не больше 6 часов в день, а остальное время занимаются отдыхом и совершенствованием;
2) нет частной собственности
– все производится обществом
и потребляется людьми