Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Вложенные файлы: 2 файла

Философия_шпор.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

2. Идея имморализма – последовательное критическое отрицание моральных идеалов: сострадания, долга, доброты, гуманности. Символ имморализма Ницше – афоризм "Слабые и неудачники должны умереть, помочь им в этом наша задача – это первый принцип нашей любви к человеку"; больной – паразит общества, нужна новая этика врача.

3. Идея воли к власти (могуществу) – стремление к осуществлению тех норм жизни, которые возвышают человека над толпой (или среднем уровнем современной культуры).

Воля к власти – сущность всех человеческих действий, но не каждый это понимает.

4. Идея сверхчеловека – такого индивида (личности), который преодолел массовый уровень культуры и её недостатки и стремится развивать новые ценности, при этом он последовательно проходит стадии верблюда, льва и ребёнка.

Верблюд – добровольное усвоение всего объема культуры.

Лев – решительный отказ от традиций, вредных для себя.

Ребёнок – начало усвоения новых ценностей.

Сверхчеловек Ницше – это личность, которая усваивает общечеловеческие идеалы в их чистоте, т.е. неизвращенной корыстью форме.

(Ницше – гений МФ. Он в 24 года  стал профессором и доктором  филологических наук. Причем последние 10 лет своей жизни провел в  психиатрической клинике.)

 


15. Зарубежная философия ХХ века

Зарубежная философия ХХ века – это современный, максимально теоретически развитый уровень мировой философии, охватывающий множество учений разных стран и народов.

Особенности:

1. Плюрализм философских идей  и направлений, наличие различных, самодостаточных и несводимых друг к другу философских теорий и направлений по одной философской проблеме или с учетом всей совокупности философских проблем.

2. Полярность сциентизма и антисциентизма  в решении философских проблем, а также и проблем современной  культуры в целом.

Сциентизм – система знаний, которая абсолютизирует значение рациональности и точного естествознания в культуре общества.

Антисцинтизм – система знаний, которая абсолютизирует значение идеалов гуманности, духовности в решении философских проблем.

3. Преимущественно высокий уровень  сложности обсуждаемых философских  проблем по причинам использования  особой терминологии, строгой логичности  рассуждений и использование  многозначных смыслов традиционных  понятий в учениях каждого  из философов.

Экзистенциализм

Экзистенциализм – направление философии ХХ века, исследующее проблемы индивидуального существования человека в бытии.

Создатели:

1) Первые идеи высказал А.Н. Бердяев, Л.Шестов в России в 20-е годы, но теоретически четко экзистенциализм  развит в Германии в 30-е годы, когда М.Хайдеггер (1889-1976) написал основной труд экзистенциализма "Бытие и время".

2) К. Ясперс (1883-1969) "Смысл и значение истории".

3) Во Франции Ж.-П. Сартр "Бытие и ничто".

Достижения экзистенциализма:

1. Разработка идеи о том, что человек – сущность бытия и его существование есть критерий определенности бытия, т.е. понятия материи, духа, Бога, природы, субстанции не имеют никакого значения для философии, если не устанавливается их связь с человеком. Бытие – это великое ничто, которое превращается в нечто, если человек включается в его состав, но не знанием, не практикой, не верой, не желаниями, а экзистенцией, т.е. индивидуальным существованием. Это идея антропоцентризма в крайней форме, не признающая самостоятельности природного бытия в целом.

2. Разработка экзистенциальной онтологии – понимания бытия с точки зрения понятий индивидуальной жизни человека. Они установили, что первичное понятие экзистенции человека – это настроение (психологическое ожидание и переживание происходящего в действительности и собственной жизни).

Настроение делится на состояния:

ü Страх – переживание человеком бесконечности и ничтожности бытия в сравнении с личным переживанием своей свободы. Страх – не просто эмоция в психологии, а фундаментальное жизненно-образующее начало настроения, т.к. только через страх бытие входит в сознание человека, а человек, обнаруживает себя одиноким и свободным существом.

ü Ужас – чувство страха, доходящее до подавленности, оцепенения. Благодаря ужасу человек осмысливает свою жизнь как бытие к смерти.

ü Бытие к смерти - осознание ценности своей жизни, т.к. смерть – прекращение всех настроений. После осознания бытия к смерти человек переходит в состояние заботы.

ü Забота – настроение активного стремления к преодолению своей ограниченности. Если же человек не осознал бытие к смерти, то он становится не заботой, а маном – это такая же неопределенность, как и бытие.

ü Заброшенность – настроение, в котором возникает чувство ответственности за себя и за окружающий мир.

ü Забвение – настроение, при котором чувство ответственности вытесняется из уели жизни из-за жизненной суеты, самообмана или иллюзий. Забвение неизбежно, т.к. человек ограничен, но свобода человека дает возможность не допускать длительное время перехода к забвению.

Смысл жизни человека – постоянное стремление к бесконечному совершенствованию, чтобы не реализовать неизбежность (фатум) забвения и чтобы человек не превратился в ман ещё на начальных стадиях своей жизни.

Значение экзистенциализма:

1. Теоретически обосновал идеал  гуманности в условиях антигуманного  ХХ века. Причем этот гуманизм  не абстрактный, а индивидуально-значимый для каждого конкретно.

2. Развил идею личной ответственности  человека за положительные формы  общественной жизни и позитивное  в отношении с природой. Крайняя  форма ответственности – "пограничная  ситуация" – время в жизни, когда человек делает выбор между жизнью и смертью, предательством и подвигом, добром и мерзостью, идеалами и суетой. В это время сущность человека полна.

3. Стимулировал развитие искусства, художественной литературы, демократической  политики, гуманистических тенденций в мировой культуре.

4. Стимулировал творческие дискуссии  во всех странах.

Позитивизм

Позитивизм – направление в философии ХХ века, которое исследует все проблемы на основе первичности критериев научного знания, отвергая мировоззренческое содержание философского знания.

Создается в середине XIX века: Огюст Конт, Гектор Спенсер, Стюарт Милль.

На рубеже ХХ века: Авинариус, Мак (эмпириокритики).

В ХХ веке гении: Витгенштейн, К.Поппер, Б.Рассел, Фейерабенд и др. – все они принадлежат к высшей форме философского знания, их труды очень сложные, но логически правильно организованы.

Достижения позитивизма:

1. Обоснование идеи о том, что  в философии и науке не должно  быть неопределенных, двусмысленных  и логически нечетких понятий, выводов, абстрактных рассуждений. Для этого необходимо организовать философское знание на идеалах естествознания, а затем провести методологическое исследование в теоретическом познании, чтобы исключить из науки понятия, не имеющие положительного значения для прироста нового знания.

Напр., понятия душа, дух, материя, бог, бытие, природа – сами по себе двусмысленны, точно определить их можно только в конкретном исследовании. А некоторые понятия и вовсе невозможно логически определить ни в какой из наук: понятия "бог", "дух", "душа" должны быть предметом веры.

Понятие "материя" может быть определено как вещество с его свойствами, поэтому используется в физике, химии, биологии.

Логические позитивисты (Витгенштейн) создали фундаментальные труды, в которых абсолютизировали идею точности философского знания. Утверждали, что логическая форма мысли определяет содержание и сущность внешнего мира. Это идеализм не очень высокого научного уровня.

2. Обоснование идеалов теории: максимальная  простота, минимальная сложность, верификация  и фальсификация, непротиворечивость аксиом (исходных положений теории, которые не доказываются в ней, а признаются истинными только в данной теории).

3. Обоснование понимания развития  научного знания как эволюции  разнообразия от исходной простоты  к современной максимально сложной развивающейся системе (от гомогенности к гетерогенности). Впервые предложил Спенсер, а Фейерабенд развил эту мысль до теории теоретико-методологического плюрализма. Суть этой теории: на уровне описания объекта равноправны все гипотетические теории, научные и ненаучные методы познания, рациональное и нерациональное в культуре общества и в познавательных способностях человека. Все это является демонстрацией свободы научного творчества и прогресса культуры на уровне ее разнообразных, но равноправных начал.

4. Распространение идей позитивизма  в общественной науке (Поппер). Доказал, что идеология в науках искажает  истину и отрицательна для  естествознания и обществознания.

Особенно идеологичны такие понятия, как капитализм, коммунизм, а также все, связанное с пропагандой этих идей в мировой культуре. Если в 19 веке существовали некоторые основания для идеологии коммунизма и капитализма, то со второй половины ХХ века в обществе развивается конвергенция, и градация систем государств должна быть по признакам: аграрное – индустриальное, техногенное – традиционное, открытое – закрытое.

Значение позитивизма:

1. Обеспечил соблюдение идеалов  точности и определенности научных  и философских понятий, особенно  это важно в связи с идеологическими, политическими, религиозными, моральными и художественно-публицистическими формами распространения информации в культуре современного общества: коммерциализация культуры приводит к размыванию критериев классической науки о доказательности знаний, о точности и определенности понятий, о соблюдении логических законов рассуждений. Позитивисты противопоставили свои идеи и утвердили в научной среде адекватное понимание науки. При этом они полностью отрицали мировоззренческое значение философии для науки, но эта проблема не может быть решена однозначно. В целом для науки полезнее избегать мировоззренческих и аксиологических рассуждений и понятий в сравнении с преобладанием мировоззренческого в науке т.к. наука имеет дело с объективной информацией об объекте (пациенте), а оценка объекта (пациента) – дело личных пристрастий.

2. Обеспечил критерии различия  паранауки и науки.

Паранаука – система знаний, по внешним признакам похожая на науку, но не имеющая последовательного научного содержания (напр., уфология).

Философия бессознательного

Философия бессознательного – особое направление в зарубежной философии ХХ века, основанное на достижениях психологии и раскрывающее сущность и законы общественно-культурных процессов на основе идеи первичности неосознанных, нерациональных, стихийно-инстинктивных свойств психики.

Варианты философии бессознательного:

ü Учение З.Фрейда о первичности сексуальной энергии либидо в культуре общества и в жизни индивида.

ü Учение К.Г.Юнга (ученик Фрейда) о первичности архетипов психики.

ü Учение Райха о первичности сексуальных особенностей поведения человека в экономике, политике и культурной жизни общества.

ü Учение А.Адлера о первичности комплекса неполноценности в жизни индивида и в свойстве культуры общества.

ü Учение Э.Фромма о первичности социального характера.

ü Учение Лакана о первичности психосексуальных свойств в языке (языковой природе бессознательного).

Все эти люди – психопатологи, специалисты или разрабатывали учения психопатологов в своих творческих интересах (напр., Фромм).

Достижения Фрейда

1. Впервые теоретически обосновал необходимость понимания бессознательного не в смысле мистического, а в смысле активного состояния психики, которое действует стихийно на сознание человека и заставляет его совершать неразумные поступки.

2. Раскрыл структуру психики как целого, в которой такие составляющие части:

ü Бессознательное – уровень психики, где господствуют либидо и связанные с ним инстинкты, желания, стремления.

ü Предсознание – часть психики, которая стихийно вытесняет очень высокую активность бессознательного.

ü Сознание – окультуренная часть психики человека, выражающаяся в языке и соблюдении норм общества, в котором живет человек.

ü Сверхсознание – общественные идеалы, которые действуют на сознание у высокоразвитых индивидов.

3. Создал методику лечения психических больных, названную "психоанализом" – это особая последовательность вопросов врача и ответов пациента, когда они стимулируют свободные воспоминания, ассоциации друг у друга.

Достижения К.Г.Юнга

1. Открыл архетипы психики человека  – состояния психики, в которых выражены наследственно приобретенные устойчивые особенности жизни данного народа или человечества в целом. Архетипы наиболее полно проявляются в сновидениях, в сказках народов, в символах культуры. Учитывая открытие гена в биологии его мысль частично подтверждается.

2. Установил два типа личности  по обращенности личности внутрь  или вне себя (интраверт и экстраверт  соответственно). Эту мысль он  распространил на понимание культуры  Запада (экстраверсия) и культуры  Востока (интраверсия).

Достижения Э.Фромма

Определил понятие социальный характер и его виды.

Социальный характер – это бессознательные психические влечения, которые сложились стихийно во время жизни человека в обществе, а затем определяют сознательную жизнь человека и развитие государства.

Основные труды Фромма: "Бегство от свободы", "Иметь или быть", "Душа человека", "Искусство любви".

Виды характеров:

ü Некрофилический характер – психическое влечение к одностороннему, социально аномидному (суицидное поведение), получение наслаждения от созерцания трупов и даже половой связи с ними, от преступления.

ü Рыночный характер – психическое влечение к успешной деятельности в обществе благодаря развитию таких своих качеств, которые легко продаются (живость, общительность, эстетичные формы и др…).

ü Накопительский характер – стремление к максимальному владению благами с минимальными тратами.

Если вам понравились шпаргалки, скажите мне спасибо ).doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"