Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
Психология – это наука, изучающая особенности отражения в живой природе. Установлено, что информационное отражение – очень сложный объект исследования, поэтому психология распространяется только на организмы, имеющие нервную систему, а доклеточные формы, клетка не имеют нервной системы, поэтому у них нет психики, хоть они и живые. Сложности психического отражения являются предметом исследований (П.Анохин открыл особенности информационного отражения живых систем).
Сознание – это высший уровень психического отражения, потому что:
1) содержит в себе в концентрированном виде преимущество психики животных. Чувственный уровень отражения в форме ощущений, восприятия и представлений – все они дают информацию об объекте по законам биологического развития и первоначальны для последующего усложнения в составе сознания;
2) развивает новые, не имеющиеся
в природе, уровни отражения –
рациональный уровень
3) реализуется на основе первой
и второй сигнальных систем
– это способ передачи
Первая сигнальная система основана на непосредственном действии объекта на органы чувств, а вторая сигнальная система – на восприятии слова через орган слуха.
Слово – обобщенный сигнал, который значим только в определенной коллективно значимой системе взаимодействующих людей.
3. Наличие субстратного
4. Идеальность содержания и
Знак – это материальный, чувственно воспринимаемый объект, который выступает в роли обозначения какого-либо другого объекта в условиях данного коллектива и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Универсальный знак у человечества – язык: естественная речь, искусственная символика математики и наук, символы культуры, немая речь (внутренняя артикуляция).
Язык – непосредственная система знаков, которые объективизируются в сознании. Все у человека, связанное с информацией, может выражаться и жестами, телодвижениями, мимикой, сигнальными звуками. Но сознательное – только в языке. Только языку подчинены смыслы иных знаков.
Предполагается существующей и другая форма сознания (как телепатия), но экспериментально не подтверждено, что идеальное содержание сознания может передаваться другим людям без знака, без речи. В непосредственном визуальном контакте опытный психолог может догадаться о мыслях другого, делается это по особым знакам (по мимике и другим непроизвольным движениям, реакциям организма).
Идеальность сознания – самое удивительное свойство в бытии:
1) Средствами естествознания оно
не фиксируется, т.к. не имеет вещественно-
2) Соответствие образа объекта оригиналу, который абсолютно противоположен образу, ибо материален.
3) Неполнота, ограниченность копии-образца
по сравнению с реальным
4) Субъективность – зависимость идеального образа от актуального состояния человека в данное время. Субъективность идеального – абсолютное качество, потому что не существует сознания без человека. Попытки создать мозг или поддержать физические функции мозга умирающего тела не привели к положительным результатам, т.к. сознание – это комплексная синтетическая реакция всего организма человека, а не только его мозга.
5) Сложное внутреннее строение – деление на отдельные виды, уровни и др. по каким-либо основаниям:
I. Индивидуальное и общественное сознание – по критерию отражения единичных или общезначимых условий жизни человека.
Индивидуальное сознание – идеальные образы бытия, возникающие у отдельного человека и выражающие конкретные условия его жизни.
Общественное сознание – более устойчивые. общезначимые идеальные формы бытия, которые поддерживаются в поколениях, пропагандируются специалистами и разрабатываются как более правильные и обязательные для других.
Все сознание человека (на 90%) насыщено общественным сознанием, т.к. отдельный человек ничего не значит без коллектива, а его воспитание обуславливается родителями, которые используют общеполезные методы воспитания. Индивидуальное сознание в своей особенности – это мера усвоения человеком стандартов общественного сознания. Лишь гении способны совим индивидуальным сознанием совершить новейшие открытия, выходящие за пределы данного уровня общественного сознания.
II. Бытийное и рефлексивное сознание – по качеству объекта отражения.
Бытийное сознание – отражение внешних природных и общественных объектов и процессов, а также состояния своего существования, которое связано с восприятием вещественности бытия в его самостоятельности (отсутствие смысла). Бытийное сознание – отражение объектов as is (как они есть).
Рефлексивное сознание – отражение значений и смыслов этих объектов для данного человека и для общества в целом.
Значение – это внутреннее содержание общественно значимых видов информации, происходящих процессов. Смысл – это человеческое понимание или енпонимание существующих значений в окружающих человека условиях.
Человек в основном пребывает в бытийном сознании (оно первично), а его значение и смысл устанавливаются после. Для культурно-развитой личности смысл и значение могут оказываться превыше всего и неизбежно возникает состояние идеализма, когда человек не учитывает реальность, а считает ее по собственным смыслам.
III. Активное сознание, сон, медитация, патогенное сознание – в зависимости от нейрофизиологических особенностей функционирования нервной системы.
IV. Уровни сознания по критерию формы отражения объекта:
1) Чувственный уровень сознания
– воспроизведение свойств
2) Рациональный уровень сознания – словесные связи в понятиях, суждениях, умозаключениях и их модификациях, в которых отсутствует чувственная наглядность перехода копия-оригинал.
3) Эмоционально-волевой уровень
– восприятие внешней среды
и собственного состояния на
основе переживания человеком
удовольствия или
а) аффект – кратковременное, неуправляемое разумом реакция человека на непосредственно данный объект;
б) собственно эмоции – относительно продолжительные обобщенные оценки объектов с точки зрения удовлетворения потребностей;
в) чувства – высшие эмоции, имеющие четко выраженное содержание предмета;
г) настроение – самое длительное эмоциональное состояние, зависящее от здоровья;
д) страсть – самый сложный тип эмоций, сконцентрированный вокруг определенного объекта с высокой степенью интенсивности проявления;
е) стресс – чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение.
4) Воля – стремление по
5) Самосознание – переживание человеком своего единства и автономности в сравнении с другими объектами бытия. Это самый сложный вид сознания. Самосознание содержит:
- выделение себя из физической среды;
- управление своей активностью;
- осознание себя в системе культуры;
- моральная самооценка.
Самосознание – тот уровень, который нарушается прежде всего. Виды нарушений:
ü Деперсонализация – утрата осознания своего особого физического сознания в бытии.
ü Раздвоение психики личности на двойников, ведущих антагонистическую деятельность.
ü Деидентификация – осознание частей своего тела как самостоятельных существ.
ü Дерализация – потеря чувства реальности.
21. Генезис сознания как проблема философии.
Генезис сознания – процесс происхождения, становления сознания. Он происходит в онтогенезе.
Филогенезис – это развитие человека и общества, начиная с условного времени 3,5 млн. лет назад (семейство Лики).
По 40 тыс. лет назад формировались виды. А с этого момента выделяются такие факторы генезиса сознания:
1) Развитие его биогенных частей психики приматов.
2) Трудовая орудийная
3) Развитие социальных
4) Антропогенезный генезис.
5) Развитие речевого общения, которое
появляется путем перехода
"Чем рáзвитее речь, тем рáзвитее сознание."
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
Проблема жизни – теоретические вопросы о сущности, качествах, происхождении и смысле такого явления бытия, которое мы обозначаем словом "жизнь".
[Rem.: Парадигма – это система теоретических, материальных и идеальных установок, которые приняты специалистами в качестве образца решения познавательных задач.]
В культуре человечества сложились такие парадигмы жизни:
1. Теоцентрическя парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности сверхъестественного, всеблагого и всемогущего существа – Бога и богов. Парадигма распространена в средние века.
2. Натурцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности природы – естественно реализующихся процессов бытия. Разработка этой парадигмы начинается в античности. Она Поддерживается естествознанием и материалистической философией.
3. Социоцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности общественной формы существования бытия, согласно которому феномен жизни оценивается и истолковывается с точки зрения социальных потребностей и интересов. Идея распространена в марксистской философии и требует уточнения.
4. Культуроцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности культурного опыта человечества и особенно духовной культуры. (Кассирер, Виндельбанд, Зиммель, Дильтей). Жизнь в основном рассматривается как ценность.
5. Антропоцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности человека как высшего уровня бытия, микрокосма (Кертегор, Ницше; экзистенциалисты – Хайдеггер и Шеллер).
Базовая парадигма – натуроцентристская, т.к. она объясняет жизнь в ее объективных, естественных состояниях без оценок, ценностных влияний, реалистично.
Установлено, что жизнь – это сложноорганизованное физико-химическое состояние материи, у которой есть особые субстратные и функциональные качества. Поэтому существует два определения сущности жизни:
ü Субстратное: Жизнь – это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, характеризующийся непрерывным обменом веществ и энергии организма и среды, размножением, саморегуляцией, самосохранением и др.
ü Функциональное: Жизнь – это высокоустойчивое состояние вещества, использующее информацию, которая кодируется в молекулах и используется для выработки реакций самосохранения и воспроизводства организма.
Субстратное определение применимо только для земной формы жизни, основанной на химическом элементе углероде. Функциональное же применимо для всех возможных видов жизни. Теоретически обоснованы кремниевая и азотная формы жизни.
Качества жизни
Качества жизни – такие свойства, при изменении которых жизнь прекращается или реализует свойства в минимальной мере.
1. Сложная системная организация, элементом которой выступает клетка, элементами которой выступают органеллы; простейшие состояния – белки и нуклеиновые кислоты, которые вне клетки не проявляют признаков живого.
2. Обмен веществ с окружающей средой.
3. Размножение – увеличение количества особей в разных формах.
4. Раздражимость.
5. Подвижность.
6. Рост – увеличение объема
и размеров благодаря
7. Конвариантная редупликация.
8. Гомеостаз.
9. Наследственность.
10. Хиральность – наличие в
составе только определенных
структурных и оптических
11. Автономность существования
– наличие генетической
12. Эволюция – медленные
Уровни жизни
1. Доклеточный. Действуют закономерности существования нуклеиновых кислот, белков, генетической информации. Вне клетки составляющие ее элементы не проявляют динамических качеств.
2. Клеточный. Клетка – основной воспроизводимый структурный элемент жизни.
3. Организменный. Многоклеточные особи отличаются качествами клеток и динамическими свойствами. Напр., растительный организм значительно отличается от животного.
4. Надорганизменный. Представлен системами организмов и факторами среды – вид, популяция, биогеоценоз, биоценоз, биосфера.
Происхождение жизни
А. Креацианистический вариант – жизнь была искусственно создана из ничего в конкретное историческое время сверхъестественными, всеблагими и всемогущими силами – Богом или богами.