Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Центральное
место в столкновении
Вопрос
о соотношении сознания и
При рассмотрении
основного вопроса философии
очень важно различать две
его стороны. Во-первых, что является
первичным – идеальное или
материальное? Тот или иной ответ
на этот вопрос играет в
философии важнейшую роль, потому
что быть первичным – значит
существовать раньше
Решая основной
вопрос, философы разделились на
два больших лагеря в
Вопрос
об отношении мышления к бытию
имеет еще вторую сторону –
вопрос о познаваемости мира:
может ли человек познать
Первый вопрос, с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.
Формирование
философии, наряду с
К философскому
познанию мира предъявлялись
свои требования. В отличие от
других видов теоретического
познания (в математике, естествознании)
философия выступает как
В познании
мира философы разных эпох
обращались к решению таких
задач, которые либо временно,
в определенный исторический
период, либо принципиально, навсегда,
оказывались вне поля
Можно заметить,
что во всех философских
5. Основные черты
философии Древнего Китая.
Китайская философия как и всякая другая отражает историю взаимоотношений человека и природы, человека и государства, человека и общества. Однако в отличае от любой филосовской системы философия Китая обладала (обладает) целым рядом специфических черт:
Традиционно в философии Китая выделяют 6 школ или направлнеий:
Основоположником даосизма принято считать китайского мыслителя Лао-цзы, написавшего трактат «Дао дэ цзын». Этот трактат представляет собой книгу которая состоит из 81 параграфа, имеющая афористическую форму изложения. Центральным, основым понятием даосизма выступает «дао» - «путь, судьба, рок». Последователи утверждали, что дао содежится во всех вещах и явлениях окружающего мира, поэтому его нужно изучать. Вместе с тем важнейшим принципом философии даосизма выступает недеяние, т.е. невмешательство в природные и социальные процессы.
Идеал даосского мудреца – это соединение с окружающим миром и природой, слияние с ними. Вместе с тем философия даосизма провозглашала принцип невербализуемости истины, только в познании дао и приближении к нему, человек может обрести комфорт и благополучие.
Философия конфуцианства возникла благодаря деятельности Кун Фу Цзы (Конфуций). Основные идеи Конфуция изложены им в книге «Лунь Юй» - «рассуждения и беседы». Главный мотив этого произведения и самого конфуцианства – морально-этнический аспект, который опирается на авторитет древности (Чем древнее, тем истиннее и правильнее). Важнейший принцип философии конфуцианства заключается в понятии «сяо» - принцип сынов непочтительности, т.е. безоговорочное уважение старшего (отца, старшего брата, чиновника и наконец императора).
По мнению Конфуция окружающие условия людей можно разделить на три категории:
Когда Конфуция спросили, что являетяс основным его учением, он ответил: «Сын должен быть сыном, отец должен быть отцом, а император-императором».
Во 2 веке до н.э. Конфуций был обожествлен, а его учение стало государственной религией Китая.
моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Жэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
6. Особенности античной философии и ее периодизация.
История развития античной философии очень схематична, можно разделить на 4 этапа:
Кроме Фалесса Милецкого – Анаксимандр утверждал, что все содержит в своем составе некое безвидовое, бестленное начало-«апейрон».
Анаксимен доказывал, что воздух есть в основе всего.
Особое место в досократовском этапе занимет деятельность Гераклита Эфесского которую принято считать основой диалектичсекого традиции. Гераклит стал известен благодаря следующим высказываниям:
«Все течет, все изменяется».
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку или воду»
Кроме того Гераклит понимает в качестве физического и психического и логосного начала огонь.
Очень оригинальными на окружающий мир были воззрения Пифагора, доказывавшего, что сущность предметов и явлений вполне может быть сведена к чину.
Небезызвестно творчество Зенона Элейского. В своих известных апориях «Лысый», «Куча», «Ахилл и черепаха», «Стрела» он доказывал, что движения как такового не существует.
Завершается досократовский этап философии творчеством софистов. Впервые в истории западно-европейской философии привлекают внимание к его внутреннему миру. Так софист Протагор считал, что человек есть мера всех вещей. Кроме того, софисты сформулировали предвосхитили открытие законов логики. Вместе с тем, они отрицали объективный характер морали и нравственности, выступали сторонниками нравственного релятивизма.
Основная особенность классического этапа философии заключается в повышенном внимании к человеку, к его внутреннему миру. К этому же времени относится учение об атомах Левхиппа и Демокрита.
Обозревая античную философию традиционно в целом можно утверждать, что основная особенность античности заключается в космоцентризме окружающей природы (мир - большой космос, а человек – малый космос).
7. Основные идеи и представители философии досократовского периода (натурфилософия, Гераклит, Демокрит, Пифагор).
Досократовский натурфилосовский (с 6 по 5 в. до н.э.) Мыслителей этой эпохи также называют досократиками. Традиционно досократовский этап начинается творчеством Фаллеса Милецкого, который полагал, что в основе окружающего мира, его вещей и явлений лежит вода. В принципе, каждый этап античной флософии имеет свою особенность, такую особенностью для досократиков стал поиск, определения первоосновы, субстанции (греческое архэ) окружающего мира, т.е. мыслители пытались найти такую субстанцию, такую первооснову которая содержалась бы в окружающем мире.
Кроме Фалесса Милецкого – Анаксимандр утверждал, что все содержит в своем составе некое безвидовое, бестленное начало-«апейрон».
Анаксимен доказывал, что воздух есть в основе всего.
Особое место в досократовском этапе занимет деятельность Гераклита Эфесского которую принято считать основой диалектичсекого традиции. Гераклит стал известен благодаря следующим высказываниям:
«Все течет, все изменяется».
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку или воду»