Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Кроме того Гераклит понимает в качестве физического и психического и логосного начала огонь.
Очень оригинальными на окружающий мир были воззрения Пифагора, доказывавшего, что сущность предметов и явлений вполне может быть сведена к чину.
Небезызвестно творчество Зенона Элейского. В своих известных апориях «Лысый», «Куча», «Ахилл и черепаха», «Стрела» он доказывал, что движения как такового не существует.
Завершается досократовский этап философии творчеством софистов. Впервые в истории западно-европейской философии привлекают внимание к его внутреннему миру. Так софист Протагор считал, что человек есть мера всех вещей. Кроме того, софисты сформулировали предвосхитили открытие законов логики. Вместе с тем, они отрицали объективный характер морали и нравственности, выступали сторонниками нравственного релятивизма.
Другим выдающимся
мыслителем-материалистом
Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В основе мироздания, согласно его воззрениям, лежит атом как первооснова развития мира. Атомы, т.е. наименьшие, далее неделимые физические частицы, неизменны. Они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Наряду с атомами, по утверждению Демокрита, существует и пустота (пустота - это небытие и, как таковая, непознаваема, только бытие познаваемо), в которой и движутся атомы.
Принцип движения
материи составляет основу
Благодаря движению атомов в пустоте, которая является не причиной, а условием движения, слагаются атомные массы, возникают и другие миры. Демокрит, следовательно, в своих взглядах не ограничивался земным миром. Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства бесконечны, то существует и множество миров, которые постоянно возникают и погибают. Бесконечные миры существуют, по Демокриту, не только в последовательной смене одних другими, но и одновременно, находясь вместе с тем на различных стадиях своего развития.
Интересны взгляды Демокрита и в теории познания. Если его предшественники отвергали чувственную ступень, акцентируя внимание на рациональном познании, то Демокрит идет дальше своих предшественников. В познании есть два вида, утверждал он: логическое рассуждение, которое дает достоверное знание, а также чувственное познание: зрение, слух, запах, вкус, осязание. В то же время следует отметить: Демокрит склоняется к выводу, что истинное знание дает разум человека.
8. Проблема человека в творчестве Сократа.
Прежде чем обратиться
к рассмотрению философских систем
Платона и Аристотеля остановимся
на идеях Сократа. Особо отметим
то, что благодаря его творчеству
в Европейскую философскую
Оценивая значение Сократа для античной философской тардиции, подчеркнем, что именно он, своим примером своей жизни, своими поступками поставил вопрос не только о сложности внутри мира, но и о его нравственно-моральном аспекте.
9. Философские воззрения Платона. учение о познании, учение о познании, о мире, человеке и государстве.
Основные идеи Платона изложены им в следующих сочинениях: «Государство», «Законы», а также в диалогах «Тимей», «Федон», «Критий», «Лахес», «Филеб», «Пир». Ядро и сущность философии Платона составила его теория идей «Весь мир». Платон условно делит на части Земной мир, где пребывают люди, он называет мир теней, а подлинный, настоящий мир, он называет миром идей.
Платон пишет, что все идеи находятся в особо умном месте. Главная идея которой подчиняются все остальные идеи, идея блага. Для иллюстрации своей теории идей Платон прибегает к знаменитому мифу о пещере. Его суть: «Представьте себе» - пишет Платон – «людей у которых оковы на руках и ногах и которые находятся в глубокой и темной пещере и никогда не видели солнечного света. Их лица обращены к стене, в дали горит огонь и идут другие люди мимо него в руках у них различные предметы. Таким образом, сидящие в пещере, видят только тени, но не сами предметы. Платон сравнивает жизнь человека на земле с жизнью в пещере. По мнению мыслителя люди получают подлинное истинное знание в том случае, когда их бессмертная душа, припоминает, что она видела, созерцала в царстве идей».
Как правило подлинное знание по Платону происходит благодаря божественному озарению, интуиции и вдохновению.
В творчестве Платона особое место занимает его теория учения «Об идеальном государстве» или античном коммунизме. Согласно Платону высшая цель в его государстве – общее благо и общее счастье для всех. В государстве Платона не должно быть никакой частной собственности (т.е. одна идеология, одно политическое учение).
Все жители государства делятся на 3 сословия:
Подчеркива значение Платона для Западноевропейской философии, очень уместно привести высказывание английского исследователя Уайтхеда: «Вся Западноевропейская философия представляет собой лишь заметки на полях сочинений Платона… не было мифа о пещере, не было ничего».
10. Философская система Аристотеля
Другим выдающимся мыслителем который не соглашался с идеями Платона стал его ученик Аристотель. в своих трудах «Метафизика», «Физика», «Топика», «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Поэтика».
Мыслитель утверждал, что
теория идей Платона совсем не объясняет
происхождение вещей в
По Аристотелю окружающий мир создан творцом(Демиург). Аристотель приводит для объяснения своей теории знаменитый пример с медным шаром, в котором медь выступает в роли материи пассивного начала, а активное же начало т.е. то, благодаря чему вещи становятся вещами эта форма. Углубляя свою теорию Аристотель говорит, что внутри вещи существует стремление к обретению формы, к цели которую он называет «энтелехия», таким образом Аристотель ставит задачу объяснить различия между сущим и приходящим.
В своих учениях о государстве Аристотель делит все известные ему формы правления на приемлемые и неприемлемые. К первым он относит аристократию, монархию и самая наихудшая демократия.
К неприемлемым: тирания, олигархия и охракратия.
В этике он проповедует так называемую теорию эгоизма.
Подводя итог рассмотрению философии
Аристотеля, отметим, что он выступил
основателем современной
11. Основные тенденции и развитии философии Древнего Рима. Человек, мораль, право. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Лукиан).
Римская философия развивалась под влиянием греческой философии эпохи эллинизма, у которой она переняла терминологию, основные направления.
Начальный этап римской философии (III-I вв. до н.э.) был связан с кризисом полисной идеологии, освобождением мысли от религии и мифологии. В это время почти официальной доктриной римского государства стал стоицизм. Его представители требовали освободить личность от всякой зависимости, были материалистами и фаталистами.
В это же
время на основе Платоновской
Академии существовала
Обожествление
государственной власти и
Эпиктет (кон. I и нач. II вв.) – был рабом, изгнан из Рима, открыл в Эпире школу. Он мало писал, его идеи записали ученики. В «Беседах» задачей философии провозглашается освобождение человека от внешнего мира и совершенствование духа.
Марк Аврелий (121-180) - император, последователь Эпиктета. Написал на дневник «К самому себе», в котором изложил стоическую мораль, основанную на вере в существование провидения. Основной мотив этого сочинения – братство и равенство людей, необходимость любить друг друга. Мораль Марка Аврелия близка к христианской морали. Дневник Марка Аврелия часто издавался, в том числе и на русском языке.
Сенека (1-65) воспитатель и советник Нерона. Обвиненный в участии в заговоре против Нерона, он должен был по приказу Нерона лишить себя жизни. Его произведения носили религиозно-этический характер (напр., «Письма к Луцилию»). Религиозные воззрения Сенеки были близки христианству.
II-III-IY вв. – период
развитой сакрализации
Лукиан из Самосаты— древнегреческий писатель. Лукиан получил общее и риторическое греческое образование, имел адвокатскую практику в Антиохии, много путешествовал (посетил Грецию, Италию, Галлию), изучал право в Афинах; под конец жизни получил почётную должность прокуратора в Египте. Творчество Лукиана обширно: оно включает философские диалоги, сатиры, биографии и романы приключений и путешествий (часто откровенно пародийные), имеющие отношение к предыстории научной фантастики. В первых своих сочинениях Лукиан отдаёт дань риторике («Тираноубийца», «Похвала мухе», «Сон» и другие). Но скоро он разочаровывается в риторике и грамматике и заостряет против них свою сатиру («Лексифан», «Лжец», «Учитель риторики» и другие). Впоследствии он обращается к изучению философии, но сначала не становится сторонником какой-либо философской школы и одинаково высмеивает в своих произведениях философов различных направлений. Одно время он увлекался кинической философией, позднее отдает предпочтение философии Эпикура. Лукиан осмеивает в своей острой сатире как отживающее язычество, так и устанавливающееся христианство. Наиболее яркими произведениями Лукиана, в которых он смеется над богами Олимпа, являются его «Разговоры богов», «Морские разговоры» и «Разговоры в царстве мертвых». Везде Лукиан смеется над мифологическими образами.
По свидетельству словаря Суда, Лукиан умер, растерзанный собаками, «за то, что лаял против истины» (то есть христианства). Повод к легенде, видимо, дал сам Лукиан, пошутив однажды, что киники едва не растерзали его, как собаки Актеона («О смерти Перегрина»).
12. Основные черты
и направления философии
Прежде чем рассматривать
философию средневековья
В развитии средневековой философии можно выделить несколько этапов:
К первому направлению принадлежали: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоан Златоуст, Иоан де Москин, а также Лактаций, Арнобий, Тертулеан и другие. Их прежде всего интересовали вопросы догматики, защиты христианства от ересей, молитвенная практика, богослужебная область( составление первых церковных служб, канонов)