Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Схоластика(от лат. – школа) в своём первоначальном значении выступает как слово учёный/школьный. Если патристика опиралась на мистические и сверхразумные пути постижения бога, то схоластика поставила своей задачей найти рациональные способы доказательства существования бога. Отсюда известное суждение Ансельма Кентерберрийского: «Верую, чтобы уразуметь.»
К другим проблемам схоластической философии относились также соотношения веры и разума, свободы воли человека, а также так называемая проблема универсалий(т.е. общих имён и понятий, т.е. как соотносятся слова понятия с вещами/явлениями, которые они обозначают). В зависимости от того, как решалась эта проблема внутри схоластики философы разделились на реалистов и номиналистов. Реалисты вслед за Платоном утверждали, что слова/понятия имеют своё собственное существование, отдельное от вещей. А номиналисты в традиции Аристотеля доказывали, что слова и понятия всего лишь имена для обозначения вещей. В указанную полемику оказались втянуты практически все мыслители средних веков: Росцелин, П. Абеляр, Бернар Клервоский, Беренгард Турский. Именно эта полемика подготовила возникновение знаменитой теории двух истин, согласно которой истины разума не противоречат истинам религии, а являются двумя путями(причём одинаковыми, важными путями) ведущими к боку.
Своего апогея теория двойственной истины достигает в работе Уильями Оккама «Бритва». Именно теория двойственной истины стала теоретической основой, фундаментом для разрыва, распада союза философии и богословия, что и знаменует собой завершение средневековья.
Августи́н Блаже́нный — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием». (Человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано им по предведению человеческого свободного выбора — стремление к блаженству, или отказ от него.) Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. В 373 году, после прочтения Цицерона, стал изучать философию. Вскоре примкнул к секте манихеев.
Этапы творчества:
Первый этап (386—395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков»; «О порядке» (первый труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии); «Монологи», «О жизни блаженной», «О количестве души», «Об учителе», «О музыке» (содержит знаменитое определение музыки с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души», «Об истинной религии», «О свободной воле» или «О свободном решении»; цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана, где Августин работал в 386—388 гг.
Второй этап (395—410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.
Третий этап (410—430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».
Сочинения: Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.
Бог, мир и человек: Августин раскрывает сущность отношений между Богом и человеком. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от судьбы и фортуны. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.
О благодати: Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.
О свободе и божественном предопределении: Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом.
13. Основные черты
и направления философии эпохи
возрождения. Философская
Прежде чем рассматривать
философию эпохи возрождения
необходимо отметить, что её развитие
ознаменовано невиданным рассветом
культуры, искусства и литературы.
Именно философия возрождения
Если античная философия была сосредоточена на проблеме космоса, средневековая ставила в центр бога, то философия эпохи возрождения целиком и полностью отдаёт приоритет человеку. Таким образом основной особенностью философии эпохи возрождения становится антропоцентризм, то есть человек в центре всего. Именно философия возрождения преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность.
Помимо отмеченной выше особенности
философии возрождения
Однако с развитием науки и техники, и прежде всего с открытием гелиоцентрической системы Коперником, в обществе начинает господствовать взгляд, согласно которому совсем не земля и следовательно не сам человек, а Солнце является центром вселенной. Мыслители начинают испытывать разочарование в человеке, который не оправдал их высших надежд.
Философия Возрождения постепенно переживает кризисные явления, которые отразились в наибольшей степени в творчестве Шекспира, Сервантаса, Боккачо.
Среди мыслителей возрождения необходимо отметить Мишеля Монтейля, Марсилио Фичинно, Миранделло, Николая Хузанского, Эразмура Нортердамского, Николо Макиавелли – в своей работе «Государь» он затронул важнейшую проблему соотнесения морали и нравственности с политикой. В эпоху мыслителя Италия была раздробленным государством. Макиавелли советовал правителю стремиться к великой цели, создать сильное единое государство с боеспособной армией и верховенством закона. По его мнению – это великая цель к которой необходимо стремиться любыми путями, считая все средства и ложь, и обман, и силу, и принуждение. Все это и привело Макиавелли к утверждению лозунга «Цель оправдывает средства».
Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная и
• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
• жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая
философия сливалась с
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:
• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
• восхваляет человека;
• отходит от трактовки
человека исключительно как
• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":
• ниспровергал церковные авторитеты;
• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
• в центр мироздания ставил человека;
• верил в возможности человека и его разум;
• отвергал аскетизм и самоотрешение;
• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
• был сторонником равенства мужчины и женщины;
• высшим благом считал наслаждение,
которое понимал как
Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
Теоретики неоплатонизма:
• противопоставляли сложившейся
и чрезмерно
• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
• не отрицали божественную
природу человека, но в то же время
рассматривали его как