Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Наиболее известными представителями
неоплатонизма эпохи
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
• не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
• едины идея и материя;
• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
• Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);
• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);
• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:
• возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
• признать за человеком полную свободу выбора;
• объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
14. Проблема метода
познания в философском
Основные идеи и принципы философской доктрины Френсиса Бэкона изложены им в следующих работах: Новый органон(метод познания), Новая Атлантида, О мудрости древних. Мыслитель в своих сочинениях впервые со времён античной философии пытает реабилитировать понятие материи, признавая в ней активные начала, т.е. когда оно было у Аристотеля, то теперь Бэкон говорит, что у материи активное начало. Само занятие философией Бэкон сравнивает с осушением кубка вина, начиная пить который вы атеист, а на дне находите бога.
Особую роль в процессе познания мыслитель отводит своему методу, который основывается на индукции. По мнению мыслителя постичь истину человеку мешают определённые препятствия, называемые идолами или призраками. Бекон говорит, что существуют врождённые идолы: идолы рода и идолы пещеры, и приобретённые: идолы рынка и идолы театра. Первые связаны с ограниченными возможностями человека в процессе познания, с уровнем его образования и культуры, способностями к наукам. С возможностями памяти, зрения и т.д. Идолы рынка(рыночной площади) соотносятся с неправильным употреблением слов. Бекон сравнивает человеческое общество с большим рынком, на котором все говорят и не всегда понимают друг друга. Идолы театра означают бездумное преклонение перед авторитетами прошлого, некритичное восприятие их наследия.
Свой метод познания философ называет эмпирический рационализм, который по его мнению гармонично сочетает и разум и опыт. Бекон прибегает в объяснении его достоинства к аллегории: так чисто умственный способ познания он называет путём паука; чисто опытный путь – это путь муравья. Свой собственный обоснованный метод философ трактует как путь пчелы.
В своих работах Бекон особо место отводил науке, утверждая, что благодаря ей человечество получит доступ к подземным богатствам, то есть ископаемым, преобразует окружающий мир. Именно Бекон рисует будущий прообраз министерства науки/академии науки, подчёркивая её значимость в прогрессе человечества.
15. Рационализм Р.Декарта
В каком то смысле оппонентом Ф. Бэкона следует рассматривать творчество французского философа Рене Декарта. В своём труде рассуждения о методе Декарт предлагает и обосновывает принципиально иной взгляд на процесс познания. Основной теоретический принцип Декарта гласит: сомневаюсь, мыслю, следовательно существую. Декарт полагает, что принцип сомнения позволяет считать человека как активного субъекта в процессе познания. Философ обосновывает решающую роль разума, а не опыта в теории познания. Он выдвигает так называемые принципы познания, суть которых сводится к следующему:
Прежде всего нужно стремиться в познании к ясности и определённости. Декарт советует сложные объекты познания мысленным образом рассекать на более мелкие составные части. Он обосновывает большое значение дедукции( не индукции, в отличии от Бэкона) когда познание начинается с общего и движется к частному. Особую роль в процессе познания в представлении Декарта принадлежит человеку и материи. Философ пытает доказать, что материя обладает важнейшими качествами, свойствами, атрибутами: мышлением, длительностью и протяжённостью. Именно Декартом и никем иным были заложены принципы европейской классической науки.
16. Английская философия
17 века. Основные идеи и представители.
Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII — XVIII вв. имела свою специфику:
• материалистическую направленность
(большинство философов Англии, в
противоположность философам
• господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм — направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);
• большой интерес к
социально-политическим проблемам (философы
Англии не только пытались объяснить
суть бытия и познания, роль человека
в мире, но и искали причины возникновения
общества и государства, выдвигали
проекты оптимальной
Большое влияние на ее характер имели следующие политические
события:
• революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);
• "славная революция" 1688 года;
• окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы Римского;
• упрочение роли парламента;
• развитие новых буржуазных
общественно-экономических
Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:
• Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государства, автор книги "Левиафан", выдвинул идею "общественного договора");
• Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса).
Д. Юм.
Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:
• решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
• целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
• был убежденным материалистом;
• считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
• разработал теорию государства;
• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.
Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию.Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следующую классификацию:
• сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);
• метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;
• естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);
• произвольные коммуникативные
знаки — слова различных
• знаки в роли "меток" — специальная "закодированная" речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);
• знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.
Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
Философ стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
• указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;
• право каждого человека
на все и пренебрежение к
• в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и "право всех на все";
• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство;
• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.
Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:
• мир материалистичен;
• в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");
• сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa);
• источником опыта выступает внешний мир;
• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
• идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Д. Юм (Hume) — шотландский философ, историк, моралист и психолог. Завершая развитие традиций английского эмпиризма в исследовании гносеологической проблематики, заложенных Бэконом, Гоббсом, Локком и Беркли, он пришел к скептическим и агностическим выводам. Во многом психологизировал гносеологию и эпистемологию, полагая, что в основе научного познания должно лежать исследование природы человека, человеческих потребностей и возможностей. Границы человеческого опыта являются непроходимыми для любых научных построений. Подверг критике концепцию механистической причинности, на которой было воздвигнуто здание картины мира и науки XVIII века, указывая на принципиальную, неустранимую неполноту индукции, на отрывочность любого опыта. Опыт не содержит в себе необходимости, причинной связи, не дает нам знания ни о всеобщем, ни о реальном бытии; а наш разум может оперировать лишь содержанием наших восприятий, но отнюдь не тем, что их вызывает. Поэтому задача философии — по Юму — не посягать на решение “вечных вопросов” (о Боге, душе, бытии, субстанции и т.д.), а быть руководителем человека в его практической жизни, ограничивая пределы познания эмпирическими рамками и предостерегая разум от суеверий и самообольщения. Даже само существование внешнего мира хотя и служит предметом естественной веры (потому что это удобно для нас), но, строго говоря, недоказуемо. Математическое и логическое знание, по Юму, является всеобщим и необходимым, абсолютно достоверным, однако оно ничего не говорит нам о мире, а лишь о связи между идеями в нашем сознании. Опытное знание говорит нам нечто о мире “явлений”, но оно не полностью достоверно, а значит, есть лишь нечто вероятное, привычное, принимаемое на веру. Выводы Юма, делающие Проблематичным существование не только философии, но и науки, всегда претендующей на всеобщность и необходимость своих утверждений и их соответствие реальному, объективному миру, обозначили важный рубеж в философии Нового времени, а также явились предвестником философии позитивизма.