Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:41, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Третья историческая форма позитивизма
появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником
стал Венский философский кружок, возникший
при кафедре индуктивных наук Венского
университета. В Венский кружок входили:
М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат,
Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн
и др.
Эта форма позитивизма получила
название логического позитивизма. Логический
позитивизм развивается как аналитическая философия, которая, в свою
очередь, разрабатывается в двух направлениях:
— логического анализа
философии с применением аппарата
современной математической логики;
— лингвистической
философии, отвергающей логику как
основной метод исследования и занимающейся
исследованием типов выражений обыденного
языка, в том числе когда он употребляется
для разработки философских понятий. Марксизм. Марксистская
философия выступает как учение о человеке
и мире, обращается к прошлому, настоящему
и будущему. Основная идея марксистской
философии состоит не в конструировании
какой-либо системы, а в тех законах развития
общества, которые впервые в истории человечества
открыл К. Маркс.
Неотомизм. Неотомизм возник в конце XIX в.
и имел широкое распространение в XX в. как
философская модель мышления людей, живущих
в странах, где господствует католическая
церковь.
Основу неотомизма положила
философия средневекового схоласта Фомы
Аквинского. Неотомизм занимается:
— философским обоснованием
бытия Бога;
— доказательством различных
религиозных догм;
— рассмотрением «чистого бытия»
как некоего духовного первоначала;
— толкованием естественно-научных
теорий и социальной практики.
Наиболее яркими представителями
неотомизма являются Жак Маритен, Этьен
Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав
Андреас Ветер.
Экзистенциализм. Экзистенциализм — философия
существования. Это антропологическая
философия по своей направленности, ее
центральной проблемой является проблема
человека, его существования в мире. Идея
философии экзистенциализма — помочь
человеку и человечеству.
27. З. ФРЕЙД,
ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог,
психиатр, для него характерны исследования
явлений бессознательного, их природы,
форм и способов проявления.
Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи
и концепции:
— «Массовая психология и анализ
человеческого "Я"»;
— «По ту сторону принципа удовольствия»;
— «"Я" и „Оно“»;
— «Психология бессознательного»;
— «Неудовлетворенность в культуре»;
— «Цивилизация и анализ человеческого
"Я"» и др. Фрейд выдвинул:
— гипотезу об исключительной
роли сексуальности в возникновении неврозов;
— утверждение о роли бессознательного
и возможности его познания через толкование
сновидений;
— гипотезу, что психическая
деятельность бессознательного подчиняется
принципу удовольствия, а психическая
деятельность подсознательного — принципу
реальности.
Для философии Фрейда основная
мысль — это то, что поведением людей управляют
иррациональные психические силы, а не
законы общественного развития, что интеллект
— аппарат маскировки этих сил, а не средство
активного отражения реальности, все более
углубленного его осмысления.
Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего,
по его мнению, двигателя психической
жизни человека — «либидо» (полового
влечения), определяющего противоречия:
— человека и социальной среды;
— человека и культуры;
— человека и цивилизации.
Через призму сублимации Фрейд
рассмотрел:
— формирование религиозных
обрядов и культов;
— появление искусства и общественных
институтов;
— возникновение науки;
— саморазвитие человечества.
Со стороны философии Фрейд
дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него
как «Сверх-Я», основанная
на отказе от удовлетворения желаний бессознательного,
она существует за счет сублимированной
энергии либидо.
В своей работе «Неудовлетворенность
в культуре» Фрейд делает вывод о том,
что прогресс культуры уменьшает человеческое
счастье, усиливает у человека чувство
вины из-за ограничения его природных
желаний.
В рассмотрении социальной организации
общества Фрейд концентрирует свое внимание
не на ее надындивидуальном характере,
а на природной склонности человека к
разрушению, агрессии, которая может быть
обуздана культурой.
Карл Густав Юнг — швейцарский психолог, философ,
культуролог, начинал свою деятельность
как ближайший соратник Зигмунда Фрейда
и популяризатор его идей.
После разрыва Юнга с Фрейдом
происходит пересмотр идей о происхождении
творчества человека и развитии человеческой
культуры с точки зрения «либидо» и «сублимации»,
вытеснение сексуальности и всех проявлений
бессознательного через «Сверх-Я».
«Либидо» в понимании Юнга —
это не просто некое половое влечение,
а поток витально-психической энергии.
Юнг ввел в научные исследования такие
объекты, как учение о карме, реинкарнации,
парапсихологические феномены и др. Основные
работы К.Г. Юнга: «Метаморфозы и символы
либидо»; «Психологические типы»; «Отношения
между Я и бессознательным»; «Попытка
психологического истолкования догмата
о троице».
Интереснейшим представителем
неофрейдизма был Эрих Фромм.
Основные работы: «Бегство от
свободы»;«Концепция Маркса о человеке»;
«Искусство любви»; «Революция надежды»;
«Кризис психоанализа»; «Человек для самого
себя» и др.
28. ФИЛОСОФСКИЙ
ПОСТМОДЕРН
Модернизм (фр. moderne — новейший,
современный) как феномен имел в истории
культуры разные объяснения: как новое
в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм,
сюрреализм, футуризм, экспрессионизм,
абстрактное искусство и т. п.); как направление
в католицизме, которое стремится к обновлению
вероучения на основе науки и философии;
как осмысление качественно новых феноменов
или качественно новой интерпретации
уже известного в философии.
Так, к модернизму в свое время
относили:
— позитивизм;
— марксизм;
— Просвещение.
Философский постмодерн — специфика философской мысли,
которая представлена следующими именами:
— Жак Лакан;
— Жак Деррида;
— Жорж Батай;
— Жиль Делез;
— Жан Франсуа Лиотар;
— Жан Бордрийяр;
— Ричард Рорти и др.
Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат
законодательного разума, показать, что
его претензии на познание истины являются
гордыней и ложью, использованными разумом
для оправдания своих тоталитарных притязаний.
Основные принципы постмодерна:
— объективная сущность — иллюзия;
— истина неоднозначна, множественна;
— обретение знания — это бесконечный
процесс пересмотра словаря;
— действительность формируется
под воздействием человеческих желаний
и поступков;
— человеческое познание не
отражает мир, а интерпретирует его, и
ни одна интерпретация не имеет преимуществ
перед другой и т. п.
Одним из первых мыслителей
философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.
В своей книге «Состояние постмодерна»
(1979) он разъясняет феномен постмодерна
как культурологический в целом, как своего
рода реакцию на универсалистское видение
мира в модернистской философии, социологии,
религиоведении, искусстве и т. д.
Лиотар считает, что отличие
постмодернистской философии от марксистской
— в утверждении идеи выбора из нескольких
альтернатив, которые представляются
не столько в познанном, сколько в исторической
конфигурации жизненных практик, в социальной
сфере.
Постмодернизм представлен
современными:
— постструктурализмом (Ж. Деррида,
Ж. Бордрийяр);
— прагматизмом (Р. Рорти).
Американский философ Ричард Рорти выдвинул
мнение, что вся до сих пор существовавшая
философия искажала личностное бытие
человека, ибо лишала его творчества.
В своем учении Рорти совмещает
прагматизм с аналитической философией,
утверждая, что предметом философского
анализа должны быть социум и формы человеческого
опыта. Для него социум — общение людей,
а главное в нем — интересы личности, «собеседника».
Постмодернист, французский
философ Жак Деррида — один
из ярчайших представителей современного
постструктурализма.
Деррида критикует понимание
бытия как присутствия. Он считает, что
живого настоящего как такового не существует:
оно распадается на прошлое и будущее.
Многие постмодернисты предлагают
новый тип философствования — философствование
без субъекта.
Постмодернизм — это реакция
на изменение места культуры в обществе:
на сдвиги, происходящие в искусстве, религии,
морали в связи с новейшей техникой постиндустриального
общества.
Постмодернизм предлагает перейти
на гуманитаризацию, антропологизацию
философского знания.
29. ОНТОЛОГИЯ
КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Онтология (ontologie; от греч. on —
сущее и logos — учение) — наука о бытии как
таковом, о всеобщих определениях и значениях
бытия. Онтология — это метафизика бытия.
Метафизика — научное знание о сверхчувственных
началах и принципах бытия.
Бытие — предельно общее понятие
о существовании, о сущем вообще, это материальные
вещи, все процессы (химические, физические,
геологические, биологические, социальные,
психические, духовные), их свойства, связи
и отношения.
Бытие — это чистое существование,
которое не имеет причины, оно причина
самого себя и является самодостаточным,
ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.
Термин «онтология» появился
в XVII в. Онтологией стали называть учение
о бытии, сознательно отделенное от теологии.
Это произошло в конце Нового времени,
когда в философии противопоставлялись
сущность и существование. Онтология этого
времени признает примат возможного, которое
мыслится как первичное по отношению к
существованию, тогда как существование
является лишь дополнением к сущности
как возможности.
Основные модусы бытия: — бытие как субстанция (истинное
бытие — исходное начало, фундаментальная
первооснова вещей, которая не возникает,
не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало
всему многообразию предметного мира;
все возникает из этой первоосновы, а после
разрушения вновь возвращается в нее.
Сама эта первооснова существует вечно,
изменяясь как всеобщий субстрат, т. е.
носитель свойств, или материя, из которой
построен весь слышимый, видимый, осязаемый
мир переходящих вещей);
— бытие как логос (истинное
бытие имеет своими признаками вечность
и неизменность, оно должно существовать
всегда или никогда; в этом случае бытие
не субстрат, а полностью очищенный от
случайностей и непостоянства универсально
разумный порядок, логос);
— бытие как эйдос (истинное
бытие делится на две части — универсально-всеобщие
идеи — эйдосы и материальные копии, соответствующие
идеям). Основные формы бытия:
— бытие вещей «первой природы»
и «второй природы» — отдельные предметы
материальной действительности, имеющие
устойчивость существования; под природой
подразумевается совокупность вещей,
всего мира в разнообразии его форм, природа
в таком смысле выступает как условие
существования человека и общества. Следует
выделять естественную природу и созданную
человеком,т. е. «вторую природу» — сложную
систему, которая состоит из множества
механизмов, машин, заводов, фабрик, городов
и т. п.;
— духовный мир человека — единство
в человеке социального и биологического,
духовного (идеального) и материального.
Чувственно-духовный мир человека связан
непосредственно с его материальным бытием.
Духовное принято подразделять на индивидуализированное
(сознание индивида) и внеинди-видуализированное
(общественное сознание). Онтология дает
представление о богатстве мира, но рассматривает
разные формы бытия как находящиеся рядом,
как сосуществующие. При этом признается
единство мира, но не выявляется сущность,
основа этого единства. Такой порядок
вещей привел философию к выработке таких
категорий, как материя и субстанция.
30. ОНТОЛОГИЯ
В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Первыми философами, которые
ввели категорию «бытие», были: Парменид;
Демокрит; Платон; Аристотель.
Парменид и Гераклит под бытием
подразумевали весь мир. Для Демокрита
бытие — это не весь мир, а основа мира.
Этот философ отождествлял бытие с простыми
физическими неделимыми частицами — атомами.
Все богатство и множество мира он объяснял
наличием бесконечного множества атомов.
Бытие для Платона — это нечто
вечное и неизменяемое, что может быть
познано только разумом. Философ противопоставил
чувственное бытие (мир реальных вещей)
чистым идеям, тем самым сведя бытие к
бестелесному созданию — идее.
Аристотель отверг платоновское
учение об идеях как сверхъестественных
и самостоятельных сущностях, не связанных
с бытием отдельных вещей (чувственное
бытие), и выдвинул предложение различать
разные уровни бытия (от чувственно-конкретного
до всеобщего).
Аристотель предложил десять
категорий бытия:
— сущность;
— качество;
— количество;
— отношение;
— место;
— время;
— положение;
— обладание;
— действие;
— страдание.
В древнегреческой философии
на проблему бытия смотрели с двух точек
зрения:
— проблема бытия ограничивалась
самой природой (земной мир и космос);
— в проблеме бытия выявилась
абсолютизация знаний об объектно-чувственном
мире (вечные бестелесные идеи).
С наступлением христианской
эры произошло соединение философии с
интенсивным богопознанием.
В Средние века сформировалось
так называемое онтологическое доказательство
бытия Бога, которое состояло в выводе
Абсолютного Бытия из понятия бытия, а
именно: то, больше чего нельзя помыслить,
не может существовать только в уме. Либо
о нем можно помыслить и возможно существование
вне ума, что противоречит исходной посылке.
В эпоху Возрождения и особенно
в Новое время происходит обмирщение философии,
а впоследствии явное разделение философии
и естественной науки. В связи с этим происходит
объективизация понятия бытия и одновременно
развитие субъективистских концепций.