Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:41, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Второй период развития русской
философии начинается с XVIII в.
Два основных взаимосвязанных
фактора, под влиянием которых развивается
не только философия, но и вся духовная
культура этого времени:
— процесс европеизации России,
связанный с реформами Петра Великого;
— секуляризация общественной
жизни.
В это время философия отходит
от схоластических образов и становится
свободной от церкви. Первыми сторонниками
научного знания и философии Нового времени
на Руси были:
— М.В. Ломоносов;
— А.Н. Радищев;
— Феофан Прокопович;
— В.Н. Татищев;
— А.Д. Кантемир и др.
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711–1765) положил начало материалистической
традиции. Он выступал с материалистических
позиций, но, как и все материалисты того
времени, понимал материю только
в качестве вещества.
Философия Ломоносова носит
секуляризованный, антиклерикальный характер,
он довольно резко критикует церковь и
невежество попов. Но в то же время он стремится
примирить естественно-научное и теологическое
объяснение мира и не отвергает Бога-творца.
Александр Николаевич Радищев
(1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную
философию, в том числе и французский материализм.
После публикации знаменитого
произведения Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву», в котором он беспощадно
обличает крепостничество и самодержавие,
он становится первым русским философом,
который провозгласил идею человечности
не в лоне религиозной философии, а в качестве
основного стержня секуляризированной,
светской общественной мысли.
Самостоятельное философское
творчество в России начинается в XIX в.,
который является третьим этапом развития
русской философии.
Первым, кто начал самостоятельное
философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856).
Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических
письмах». Основным в учении Чаадаева
были философия человека и философия истории.
Следом за Чаадаевым появляются
два направления, противоположные в понимании
смысла и значения русской идеи:
— славянофилы (заложили
основу русской религиозной философии
второй половины XIX в.);
— западники (критиковали
церковь и тяготели к материализму).
В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в.
в России появляется мировоззрение народничества. Его основной
идеей было желание прийти к социализму,
минуя капитализм, и признание самобытности
пути развития России. Продолжателями
славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии
— национальная почва как основа социального
и духовного развития России.
Следующий этап (конец XIX — первая
половина XX вв.) русской философии связан
с возникновением философских систем.
Характерные черты:
— антропоцентризм;
— гуманизм;
— религиозный характер;
— возникновение русского космизма (мистического,
теологического).
23. ФИЛОСОФСКИЕ
ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большую роль в развитии русской
литературы и философской культуры сыграл Александр Николаевич Радищев (1749–1802).
Его самое знаменитое и яркое
произведение — «Путешествие из Петербурга
в Москву», в котором он беспощадно обличает
крепостничество и самодержавие.
В трактате «О человеке, о его
смертности и бессмертии», который
он написал в сибирской ссылке, рассматривается
«картина человека» под углом его природных
связей. В этом произведении он подчеркивает
способность человека видеть во всем,
в том числе и в самом себе, присутствие
Бога, и при этом он воспроизводит доказательства
и в пользу смертности души, и в пользу
ее бессмертия.
2. Н.Г. Чернышевский (1828–1889)
стал известен образованной, читающей
России после выхода в свет его произведения «Эстетические отношения искусства
к действительности».Чернышевский
видел в искусстве великую силу, которая
могла бы воспитать в человеке нравственные
и гражданские качества, необходимые для
творческого преобразования, а также его
личной и общественной жизни.
Основные работы:
— «Эстетические отношения искусства
к действительности»;
— «Антропологический принцип
в философии»;
— перевод «Основания политической
экономии» Дж. С. Милля;
— «Что делать?».
В своем утопическом и нигилистическом
романе «Что делать?» Чернышевский
изложил понимание социалистического
общежития — социализм, основанный на
обобществлении крестьянского и ремесленного
труда.
3. Лев Николаевич Толстой (1828–1910) —
великий писатель, автор гениальных реалистических
произведений. Самые известные и популярные
среди них:
— «Война и мир»;
— «Анна Каренина»;
— «Воскресение»;
— трилогия «Детство», «Отрочество»,
«Юность». Художественное наследие Толстого
глубоко философично. В своей автобиографической
трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»
он исследует диалектику души, которая
заключается в стремлении личности к постижению
своей внутренней сущности, к нравственному
совершенствованию.
4. Федор Михайлович
Достоевский (18211881) не был философом
по профессии и не создавал чисто философских
произведений. Но его художественные произведения,
герои этих произведений, их переживания,
поступки и мысли пронизаны философией.
Они настолько философичны, настолько
глубоки по мировоззренческим идеям и
проблемам, что последние часто не вписываются
в рамки литературно-художественного
жанра.
Его главные произведения:
— «Преступление и наказание»;
— «Идиот»;
— «Бесы»;
— «Братья Карамазовы»;
— «Неточка Незванова».
Наиболее важной и определяющей
темой его литературы является проблема
человека, его судьба и смысл жизни. Но
главное для него — это не физическое
существование человека и даже не те социальные
блага, которые с ним связаны, а внутренний
мир человека, диалектика его идей, которые
и составляют внутреннюю сущность его
героев: Раскольникова, Ставрогина, Карамазовых,
Неточки Незвановой и т. д. Человек весь
создан из противоречий, главным из которых
является противоречие добра и зла. Вот
почему человек для Достоевского — это
самое дорогое существо, хотя и самое страшное
и опасное.
24. ВЕДУЩИЕ
ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
Философская мысль ХХ в. находилась
под непосредственным воздействием противоречивого,
драматичного развития человеческой цивилизации.
ХХ в. — это эпоха:
— социальных катастроф;
— антигуманных политических
режимов;
— многочисленных локальных
и мировых войн;
— разрушения природной среды;
— кризиса гуманистических ценностей;
— научно-технической революции;
— расцвета знаний и образования
и др.
Другими словами, ХХ в. — это
век конфликтов разумного и неразумного
в жизни и деятельности человека, их очевидного
и крупномасштабного противостояния.
Основными философскими течениями
этой эпохи были: иррационализм; рационализм;
гуманизм; персонализм.
1. Иррационализм —
направление в философии, определяющее
инстинкт, внутреннее чувство, интуицию,
любовь как главные источники, которые
предшествуют рациональному познанию.
Он образовался как реакция
на негативные проявления человеческого
разума в общественной жизни. Иррационализм
интересуют бессознательные эмоционально-волевые
процессы, такие как интуиция, инстинкты,
воля.
Культ разума вытесняется резкой
критикой иррационализма, знание — верой,
исторический оптимизм — пессимизмом,
а идея прогресса — неверием в него.
Иррационализм выступил с критикой
против гордого и высокомерного разума.
Согласно иррационализму мир неразумен
и неупорядочен, он противостоит человеку
как нечто внешнее и абсурдное, стихийное
и неподвластное.
2. Рационализм —
совокупность философских направлений,
которые центральным пунктом своего анализа
считают разум, рассудок, мышление с субъективной
стороны и разумность, логический порядок
вещей — с объективной.
Рационализм образовался как
выражение прогресса знания, науки и техники,
их огромных успехов в Новое время.
В ХХ в. рационализм развивался
под непосредственным воздействием научно-технической
революции и перехода ряда стран в стадию
постиндустриальной цивилизации. Для
рационализма ХХ в. характерен сциентизм
— преувеличение роли науки в общественной
жизни. Это направление представляет собой
культ научно-технического разума, его
защиту и оправдание.
К рационализму ХХ в. относятся:
— неопозитивизм;
— структурализм;
— неорационализм;
— критический рационализм.
Философский рационализм ХХ
в. представляет собой уверенность в способности
знания быть социальной силой и пружиной
дальнейшего восходящего развития цивилизации.
3. Гуманизм — философское
направление, представляющее собой рефлектированный
антропоцентризм, исходящий из человеческого
сознания и имеющий своим объектом ценность
человека, за исключением того, что отчуждает
человека от самого себя, подчиняя его
сверхчеловеческим силам и истинам или
используя его для целей, не достойных
человека.
Основной мыслью гуманизма в
ХХ в. была проблема бытия человека в современном
мире, поиск путей гуманизации общественных
отношений.
4. Персонализм —
направление в философии, для которого
человек является действующей и мыслящей
личностью, которая занимает определенную
позицию.
Формой проявления персонализма
является философская антропология.
Персонализм ХХ в. отстаивает
свои позиции в противовес неореализму
и логистике.
25. ФИЛОСОФСКИЕ
ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.
В 70–90 гг. XX в. широкое распространение
получают различные философские школы.
1. Постпозитивизм. Главную
роль в постпозитивизме 90-х гг. играет
критический рационализм, родоначальником
которого является английский философ
Карл Поппер — весьма популярный философ,
социолог, логик, математический логик.
В конце 40–50-х гг. Поппер пишет
работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма,
критикуя при этом марксизм: «Открытое
общество и его враги», «Нищета историцизма».
Поппер исследует важные проблемы:
соотношения закона и тенденции, роли
в жизни общества социальной технологии.
Суть философской концепции
Поппера в том, что существуют три мира:
— философский;
— ментальный;
— мир объективной истины (мир
роста научного знания).
По мнению Поппера, будущее науки
— за принципом фальсификации, позволяющим
отделить научное знание от ненаучного.
Этот принцип является не логическим,
а методологическим, его суть:
— если теория опровергнута,
то она должна быть немедленно отброшена;
— лишь те теории должны считаться
научными, которые могут быть опровергнуты,
т. е. которые способны доказать свою ложность;
Методология науки. Американский философ и историк
науки Томас Кун является
представителем одной из школ постпозитивизма
— философии науки. Он
стал известен после выхода в свет его
книги «Структура научных
революций», в которой Кун изложил
свою концепцию философии науки — это
конкурентная борьба научных сообществ,
сопровождаемая сменой парадигм (моделей
теоретического мышления, приверженных
различным понятиям, законам, теориям
и точкам зрения, с помощью которых идет
процесс развития науки).
Кун ввел понятие «нормальной науки», под
которой понимается развитие науки в рамках
конкретной, определенной парадигмы.
Философия (методология) науки
взаимосвязана с таким философским направлением,
как «научный материализм». Основными
представителями его являются американские
философы Э. Нагель и Д. Мор-голис, австралийский
философ Д. Армстронг, аргентинский
физик и философ М. Бунге и др.
Основная задача «научного материализма»
— соотношение материи и сознания.
«Научный материализм» объединяет
несколько школ: школа «элиминативного
материализма», считающая единым психическое
и физическое (Армстронг, Уилкс); школа
«кибернетического материализма», представляющая
психическое как аналогию функциям ЭВМ
(Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского
материализма», понимающая психическое
как результат эволюции материи (Бунге,
Марголис, Сперри) и др.
Герменевтика. Герменевтика (разъясняю, истолковываю) —
искусство и теория интерпретации текстов.
Герменевтики 70–90-х гг. разрабатывают
«понимание» не как прикладную задачу,
возникающую в процессе истолкования
текстов, а как фундаментальную характеристику
человека, как нечто, определяющее человеческое
бытие и мышление.
Философия интуитивизма. В 80–90-е гг. получили распространение
идеи интуитивизма, которые соединили
интуицию с современным научным знанием
— медициной, биологией, физикой и др.
Современные интуитивисты предлагают
человеку выйти за пределы его чувственного
земного опыта и опереться на духовный,
мистический, религиозный опыт.
26. ОСНОВНЫЕ
ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
Основные модели философского
мышления в XX в.:
— позитивизм;
— марксизм;
— неотомизм;
— экзистенциализм и др.
Эти модели рассматривают проблемы,
имеющие общечеловеческую ценность:
— роль философского и научного
познания;
— человек и его жизнедеятельность;
— взаимодействие духовного
и материального, объективного и субъективного;
— свобода и необходимость, необходимость
и случайность, свобода и ответственность
и т. д. Позитивизм. Вторая
историческая форма позитивизма возникла
в конце XIX — начале XX вв. Его основные представители:
— немецкий физик Э. Мах;
— швейцарский философ Р. Авенариус;
— французский математик, физик
и философ Ж.А. Пуанкаре;
— английский математик и философ К. Пирсон. Этот позитивизм
являлся философией реализма и утверждал,
что любое научное знание (физическое,
астрономическое, биологическое и т. п.)
есть само по себе знание философское
и что философия не может иметь своего
отдельного от наук предмета.
Эта форма позитивизма получила
название махизма. В философии
махизма преобладают субъективно-идеалистические
идеи.