Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:41, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Сознание — это уяснение субъектом
природы некоторых явлений и процессов,
оно является результатом познания, а
способом его существования является
знание.
В истории философии первым
был термин душа. Через некоторое
время философский анализ привел к необходимости
наряду с понятием «души» как особой части
человека выделить понятие«ум» как составляющую
внеиндивидуальной, надындивидуальной,
но духовной составляющей мира.
Понятие «ум» также применялось
и для характеристики части индивидуального
сознания, определяющейся как часть мыслящая,
в отличие от части чувствующей, а также
в противоположность эмоциям и воле.
Господство в прошлом религиозной
идеологии имело печальные последствия
для развития философии. Отразилось оно
и на исследованиях души, духовной деятельности
человека. Сознание в развитом виде выступает
как уникальное свойство человека, и религия
(любая мировая религия) не могла не обратить
на это внимание и представила сознание,
душу человека как дар божий, благодаря
которому человек оказался сопричастен
Богу. И именно традиционное использование
слова «душа» в религиозном смысле заставило
отказаться от этого слова в науке и употреблять
слово «сознание».
Сознание — это одна из черт
человека, определяющая его специфическое
положение в мире, его особый онтологический
статус.
Философия выделяет основные
типы отношения сознания к миру:
— познание (одной из форм существования
сознания является знание);
— практика, которая представляет
собой целенаправленную деятельность
одаренного сознанием человека;
— ценностное отношение к миру,
к обществу, к человеку, которое определяется
системой моральных, эстетических и других
действующих в обществе норм. Сознание
многофункционально:
— оно обеспечивает жизнедеятельность
человека и общества в такой же степени,
как и материальное производство;
— оно порождает мир идеальных
образов, мир особых идеальных объектов
и дает возможность отрываться от материального
мира, уходить за его пределы, возвышаться
над ним;
— оно идеально дает проигрывать
действия и предвидеть результаты материальных
действий, позволяет выбирать наилучшие,
как ему представляется, способы действий
для достижения заранее поставленных
целей;
— оно способно возвыситься
над реальным миром и реальными отношениями
настолько, что может увести человека
в вымышленный мир, принимая эти вымыслы
за высшую реальность, за истинно сущий
мир;
— оно может переключить мысли,
чувства человека на этот мир и подчинить
ему многие формы жизнедеятельности человека.
В жизни возникли и развились
по меньшей мере две сферы духовной жизни,
где элементы вымысла оказались преобладающими:
— религия;
— искусство.
Сознание, с одной стороны, может
создать возможности для активной преобразующей
деятельности в материальном производстве,
в науке и технике, в общественной деятельности,
с другой стороны, оно может допустить
уход в мир искусства, в мир религии, в
мир фантазии.
36. БЫТИЕ
И СОЗНАНИЕ
Сознание — это определенное
состояние, свойственное только человеку,
в котором ему одновременно доступен и
мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит,
связывает увиденное, услышанное человеком
с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.
Бытие — общее понятие о существовании,
о сущем вообще, это материальные вещи,
все процессы (химические, физические,
геологические, биологические, социальные,
психические, духовные), их свойства, связи
и отношения.
Бытие сознания — это важная часть бытия человека,
поэтому в сознании следует выделять и
изучать не только ту его сторону, которая
выступает при осознании самого сознания,
не только его рефлексию, но и ту, которая,
составляя живую компоненту живого действия
реального человека, не подвергается им
рефлексивному анализу.
Вопрос о соотношении сознания
и бытия носит иной характер, чем обычные
философские вопросы. Есть мнение, что
это не столько вопрос, сколько смысловая
направленность философской мысли.
Важно понять, что отличие между
материальным и духовным, объективным
и субъективным составляет некий «нерв»
любого конкретного философского вопроса
или размышления независимо от того, отдает
ли себе в этом отчет тот, кто философствует.
При этом это отличие далеко
не всегда выливается в вопрос, а после
перевода в такую форму разрастается в
множество взаимосвязанных между собой
вопросов.
Сложнейшее взаимодействие
и противостояние бытия и сознания, материального
и духовного вырастает из всей человеческой
практики, культуры, пронизывает их. Именно
поэтому эти понятия, которые имеют значение
лишь в паре, в их полярной соотнесенности,
охватывают все поле мировоззрения, составляют
его предельно общую (универсальную) основу.
Наиболее общими, самыми главными
предпосылками человеческого существования
служат:
— наличие мира (прежде всего
природы), с одной стороны;
— людей, с другой стороны.
А все остальное является производным,
осмысливается как результат практического
и духовного освоения людьми первичных(природных)
и вторичных(общественных) форм бытия
и взаимодействия людей между собой на
этой основе.
Основные качества сознания:
— когнитивная и коммуникативная
оснащенность сознания — позволяет отличать
бытие человека от бытия других живых
существ;
— целостная связанность и согласованность
взаимодействия отдельных структур сознания
— позволяет работать сложнейшей системе
весьма разнородных процессов: мыслительных,
эмоциональных, чувственных, волевых,
мнемических (процессы памяти), интуитивных
и др.;
— интенциональная способность
сознания, которая выражает направленность
сознания на кого-либо, на что-либо или
сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает
направленность сознания «вовне» и «вовнутрь»,
т. е. сознание должно быть ориентировано
либо на внешний мир бытия человека, либо
на его внутренний мир;
— эпистемические, которые выражают
состояния внутреннего мира человека, —
эти качества предполагают состояния
сомнения, убеждения, веры, уверенности
и др.
Основные функции познания:
— познавательная (отражает
действительность);
— оценочно-ориентационная (оценивает
явления действительности и свое бытие
в них);
— целеполагающая (ставит перед
собой цели);
— управленческая (управляет
своим поведением).
37. СОЗНАНИЕ,
САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
Сознание — это высшая, свойственная только
людям и связанная с речью функция мозга,
заключающаяся в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения человека,
в целенаправленном и обобщенном отражении
действительности, в предварительном
мысленном построении действий и предвидении
их результатов. Сознание мгновенно связывает
между собой то, что человек услышал, увидел,
и то, что он почувствовал, подумал, пережил.
Ядро сознания:
— ощущения;
— восприятия;
— представления;
— понятия;
— мышление.
Компоненты структуры сознания
— чувства и эмоции.
Сознание выступает как результат
познания, а способом его существования
является знание. Знание —
это проверенный практикой результат
познания действительности, ее правильное
отражение в мышлении человека.
Сознательность — нравственно-психологическая
характеристика действий личности, которая
основывается на оценке и сознании себя,
своих возможностей, намерений и целей.
Самосознание — это осознание человеком своих
действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов
поведения, своего положения в обществе.
Согласно Канту, самосознание
согласуется с осознанием внешнего мира:
«сознание моего собственного наличного
бытия есть одновременно непосредственное
осознание бытия других вещей, находящихся
вне меня».
Человек осознает себя:
— через созданную им материальную
и духовную культуру;
— ощущения своего собственного
тела, движений, действий;
— общение и взаимодействие
с другими людьми. Формирование самосознания
заключается:
— в непосредственном общении
людей друг с другом;
— в их оценочных отношениях;
— в формулировании требований
общества, предъявляемых к отдельному
человеку;
— в осознании самих правил взаимоотношений.
Человек осознает себя не только посредством
других людей, но и через созданную им
духовную и материальную культуру.
Познавая себя, человек никогда
не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось
в ответ на зов общественных условий жизни,
которые с самого начала требовали от
каждого человека умения оценивать свои
слова, поступки и мысли с позиции определенных
социальных норм. Жизнь своими строгими
уроками научила человека осуществлять
саморегулирование и самоконтроль. Регулируя
свои действия и предусматривая их результаты,
самосознающий человек берет на себя полную
ответственность за них.
Самосознание тесно связано
с феноменом рефлексии, как бы расширяя
его смысловое поле.
Рефлексия — размышление человека
о самом себе, когда он вглядывается в
сокровенные глубины своей внутренней
духовной жизни.
Во время рефлексии
человек осознает:
— что происходит в его душе;
— что происходит в его внутреннем
духовном мире. Рефлексия принадлежит
природе человека, его социальной наполненности
через механизмы коммуникации: рефлексия
не может зародиться в недрах обособленной
личности, вне коммуникации, вне приобщения
к сокровищам цивилизации и культуры человечества.
Уровни рефлексии могут быть
весьма разнообразными — от обычного
самосознания до глубоких раздумий над
смыслом своей жизни, ее нравственным
содержанием. Осмысливая собственные
духовные процессы, человек нередко критически
оценивает негативные стороны своего
духовного мира.
38. СОЗНАНИЕ,
ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
Сознание — это функция мозга, свойственная
только людям и связанная с речью, эта
функция заключается в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения человека,
в целенаправленном и обобщенном отражении
действительности, в предварительном
мысленном построении действий и предвидении
их результатов.
Язык — наиболее дифференцированное
и объемлющее средство выражения, которым
обладает человек, и одновременно высшая
форма проявления как субъективного, так
и объективного духа.
Язык и сознание происходят
из глубокой древности.
Две основных функции языка:
— служить средством общения;
— служить орудием мышления.
Речь — это процесс общения
(обмена мыслями, чувствами, пожеланиями
и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.
Язык — это система значимых
и содержательных форм, он работает как
механизм социальной наследственности.
Процесс общения складывается
из двух связанных между собой процессов:
выражения мыслей (и всего богатства духовного
мира человека) говорящим или пишущим;
восприятия, понимания этих мыслей, чувств
слушающим или читающим.
Мышление и язык тесно связаны,
это приводит к тому, что свое адекватное
(или наиболее приближенное к такому) выражение
мысль получает именно в языке.
Обращаясь к другим людям, говорящий:
сообщает им свои мысли и чувства; побуждает
их к тем или иным поступкам; убеждает
их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает
их от каких-нибудьдействий и т. д.
Сознание и язык являются единым целым: в своем
существовании они предполагают друг
друга, как внутреннее, логически оформленное
идеальное содержание предполагает свою
внешнюю материальную форму.
Язык — это непосредственная
деятельность сознания. С помощью языка
сознание выявляется, формируется.
С помощью языка происходит
переход от восприятия и представлений
к понятиям; протекает процесс оперирования
понятиями.
Сознание является отражением действительности,
а язык — ее обозначением и выражением в мысли.
Но не все выразимо с помощью
языка, человеческая душа настолько загадочна,
что для ее выражения порой нужна поэзия,
музыка или весь арсенал символических
средств.
Человек принимает информацию
не только с помощью обычного языка, но
и посредством разнообразных знаковых
форм.
Знак — это материальный предмет,
процесс, действие, которые выполняют
в процессе общения роль представителя
чего-то другого и используются для приобретения,
хранения, преобразования и передачи информации.
Знаковые системы — это материальная
форма, в которой осуществляются сознание,
мышление; реализуются информационные
процессы в обществе; реализуются информационные
процессы в технике.
В них входит вся сфера психики
и сознания: понятийные компоненты; чувственные
компоненты; эмоциональные компоненты;
волевые побуждения.
Среди неязыковых знаков выделяются:
— знаки-копии (фотографии, отпечатки
пальцев, отпечатки ископаемых животных
и т. п.);
— знаки-признаки (озноб — симптом
болезни, туча — предвестник приближения
дождя и т. п.);
— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты
и т. п.);
— знаки-символы (двуглавый орел
символизирует российскую государственность).
39. ПРОБЛЕМАТИКА
СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К.
МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
Артур Шопенгауэр (1788–1860). Артур Шопенгауэр был
не согласен с понятием разума как области
осознанной ментальной деятельности человеческого
сознания, введя в него бессознательно-иррациональные
моменты.
Основной факт сознания Шопенгауэр
видел в представлении.
Интуиция — это первый и самый
важный вид знания. Весь мир рефлексии
строится на интуиции.
Согласно Шопенгауэру, истинно
совершенным познанием может быть только
созерцание, свободное от любого отношения
к практике и к интересам воли. Научное
мышление всегда сознательно, потому что
отдает себе отчет в своих принципах и
действиях, а деятельность художника,
напротив, бессознательна, иррациональна:
она не способна уяснить себе собственную
сущность.
Фридрих Ницше (1844–1900). Форма изложения философских
идей у Фридриха Ницше — это афоризмы,
мифы, проповеди, полемика, декларации.