Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:41, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
— практический компонент —
миродействие: социальное взаимодействие,
межиндивидное общение, обмен деятельностью,
самоутверждение, культовые и ритуально-мистические
акты, символические обряды, заклинания
и т. п.
В мифологии впервые в истории
человечества ставится ряд философских
вопросов:
— как возник мир;
— как он развивается;
— что такое жизнь;
— что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку
объяснения явлений природы и жизни людей,
взаимоотношение земного и космического
начал.
Мифология — начальная форма
мировоззрения, она выражала: наивные
формы объяснения природных и социальных
явлений; нравственное и эстетическое
отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный
мир и на место в нем человека, которая
основана не на теоретических доводах
и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном
переживании мира, на общественных иллюзиях,
рожденных неадекватным восприятием большими
группами людей (нациями, классами) социальных
процессов и своей роли в них.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно
также апеллирует к фантазии и чувствам,
но при этом не смешивает сакральное и
земное.
Религия — мироощущение и мировоззрение,
а также соответствующее поведение, определяемое
верой в существование Бога, божества;
чувство зависимости, связанности и долженствования
по отношению к тайной силе, дающей опору
и достойной поклонения. База живой религиозности
— мифологическое ми-родействие и миропонимание.
По Канту, религия — это
закон, живущий в нас, это мораль, обращенная
к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
— через воспитание в условиях
религиозной семьи;
— обучение в школе;
— опыт жизни;
— силу разума, постигающего
Бога через проявление его творений.
Свобода религиозных
убеждений — одно из неотъемлемых
прав человека. Поэтому нужно с терпимостью
относиться к представителям других религий,
атеистам, которые пребывают в неверии:
ведь неверие в Бога — это тоже вера, но
с отрицательным знаком. Религия ближе
к философии, чем мифология. Им присущи:
взгляд в вечность, поиск высших целей,
ценностное восприятие жизни. Но религия
— сознание массовое, а философия — сознание
теоретическое, религия не требует доказательства,
а философия — всегда работа мысли.
6. ФИЛОСОФИЯ
И ЯЗЫК
Язык — это наиболее дифференцированное
и наиболее объемлющее средство выражения,
которым владеет человек, и одновременно
высшая форма проявления объективного духа.
Язык — символическое выражение
в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка —
это слова и предложения, а также составленные
из них тексты.
В историческом развитии философии
языка достаточно четко просматриваются
три концепции:
— первая — философия имени (вещь
— сущность (идея) — имя (слово), слово именует
вещь и сущность);
— вторая — философия предиката
(предикат — языковое выражение, обозначающее
признак, т. е. философия предиката —
это философия высказываний, обладающих
функцией истинности);
— третья — философия ценностных
установок (предполагает ценностные
установки личности).
Язык обладает:
— обозначающей функцией —
слова и предложения обозначают определенный
процесс или предмет;
— коммуникативной
функцией — предполагает установление
контакта между лицами, способность взаимопонимания,
побуждение говорящим своего партнера
к слушанию;
— общественной природой —
это означает, что каждый субъект должен
выражаться в общезначимой форме, которая
диктует некоторые ограничения. Язык — это символизация,
выражение внутренней, духовной жизни
человека. Но символизация в особой форме
— индивидуально-общественной, так как
правила языковой коммуникации диктуются
обществом.
Метаязыком называется язык, на основе которого
производится исследование другого языка,
последний при этом называется объектным языком. Соотношение
между метаязыком и объектным языком происходит
в процессе перевода, а перевод — это интерпретация. Метаязыки
широко используются в науке, здесь они
фиксируют, выражают знание наиболее общего
характера.
Язык философии — это метаязык максимальной общности,
его используют все образованные люди.
Философия языка — исследования языка с точки
зрения его сущности, происхождения и
функции в человеческом обществе, в развитии
культуры.
Философия языка охватывает: историю языка; языкознание;
биологию; логику; психологию языка; социологию
языка.
Современные исследования в
области философии языка характеризуются
двумя дополняющими друг друга направлениями:
— возвращением к внутренней
и внешней действительности фактического
состояния языка;
— стремлением к всеобщей грамматике
и выяснению категориальных основ человеческого
языка. Сущность языка выявляется в его
двуединой функции:
— служить средством общения;
— служить орудием мышления.
Логику языка образует его грамматика,
смысл языка — его семантика, а практическое
значение языка — прагматика.
В языковой системе философии
большую роль играют: абстрактные понятия
как признак рационального отношения
к миру; образы и символы, являющиеся средством
художественного освоения мира.
Кроме естественных, в мире есть
и искусственные языки,
созданные людьми для решения определенных
задач. К таким языкам относятся: языки
науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.
В условиях научно-технической
революции особо значительную роль стали
играть машинные и формализованные языки.
Формализованные
языки — это математические
или логические исчисления, в них используются
математические и логические знаки, формулы,
при этом исключаются всякого рода многозначности
и нелепости.
7. ФИЛОСОФИЯ
И НАУКА
Наука — это сфера человеческой
деятельности, функцией которой является
теоретическая схематизация и выработка
объективных знаний о действительности;
отрасль культуры, которая существовала
не у всех народов и не во все времена.
Философия является учением об
общих принципах бытия, познания и отношений
человека и мира.
При рассмотрении вопроса о
взаимоотношении науки и философии имеется,
по крайней мере, три аспекта его интерпретации:
— является ли философия наукой;
— взаимодействие философии
и частных (конкретных) наук;
— соотношение философии и вненаучного
знания. Научного характера
философии нельзя отрицать, она — наука
о всеобщем, свободная и универсальная
область человеческого знания, постоянный
поиск нового.
Взаимодействие философии
и частных (конкретных) наук — конкретные науки
имеют собственный предмет исследования,
свои методы и законы, свой уровень обобщения
знания, у философии же предметом анализа
являются обобщения частных наук, т. е.
философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При
этом уровень первичный приводит к формулированию
законов конкретных наук, а задача уровня
вторичного — выявление более общих закономерностей
и тенденций.
Философия сама оказывает воздействие
на развитие частных наук, а не только
испытывает влияние с их стороны. Это воздействие
может быть как положительным, так и отрицательным.
Влияние философии осуществляется
через мировоззрение, которое так или
иначе воздействует:
— на первоначальные позиции
ученого;
— его отношение к миру и познанию;
— на его отношение к необходимости
развития той или иной конкретной области
знания (например, ядерной физики, генной
инженерии и т. п.).
Философия и вненаучное
знание Вненаучное знание
можно разделить:
— на заблуждения, связанные
с исследованиями людей, убежденных, что
они создают подлинную науку, в которую
входят такие «науки», как астрология,
оккультные «науки», магия, колдовство
и т. д.;
— отношение философии
и паранауки, некоторые авторы призывают
использовать любые учения, вплоть до
мистики, магии, суеверий, астрологии и
т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое
воздействие на современное больное общество.
Они выступают за беспредельный мировоззренческий
плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее
велико влияние паранауки именно в критические
моменты развития общества, потому что
паранаука действительно выполняет некоторую
психотерапевтическую функцию, служит
определенным средством адаптации к жизни
в период социальной и индивидуальной
нестабильности.
В науке различают:
— эмпирический уровень
исследования — направляется на непосредственно
изучаемый объект и реализуется посредством
эксперимента и наблюдения;
— теоретический уровень
исследования — сконцентрирован вокруг
обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.
Наука имеет стремление к вершинам
человеческого знания, дороги, ведущие
к этим вершинам, составляют идеалы науки.
Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические
методы в науке, которые позволяют достигнуть
максимально обоснованного и доказательного
знания.
8. ФИЛОСОФИЯ
И КУЛЬТУРА
Культура — совокупность проявлений
жизни, творчества и достижений народа
или группы народов.
По своему содержанию культура
расслаивается на самые разные области
и сферы:
— нравы и обычаи;
— язык и письменность;
— характер одежды, поселений,
работы;
— постановка воспитания;
— экономика;
— военное дело;
— политическое и государственное
устройство;
— наука;
— техника;
— искусство;
— религия;
— все формы проявления объективного
духа. Слово «культура» как научный термин
стало употребляться в эпоху Просвещения
(со второй половины XVII в.).
В эпоху Просвещения термин
«культура» трактовался с двух сторон:
— как способ возвышения человека,
совершенствования духовной жизни и нравственности
людей, исправление пороков общества;
— как действительно существующий
и исторически изменяющийся образ жизни
людей, который обусловлен достигнутым
уровнем развития человеческого разума,
науки, искусства, воспитания, образования.
Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация — это все
человечество в широком проявлении символических
богатств. Культура — это достижение работы
цивилизации, самое совершенное в которой
— триумф человеческого. С точки зрения
философии культура — это внутреннее
духовное содержание цивилизации, тогда
как цивилизация — лишь внешняя материальная
оболочка культуры.
Культура представляет собой
средство и способ развития духовного
начала в человеке, своей целью имея формирование
и удовлетворение его духовных запросов;
цивилизация же дает людям средства существования,
она направлена на удовлетворение их практических
нужд.
Культура являет собой духовные
ценности, достижения науки, философии,
искусства, образования, а цивилизация
— это степень развития общества с технологической,
хозяйственной, социально-политической
стороны.
Культура является отличительной
особенностью человеческого образа жизни
от животного, но при этом неся в себе не
только позитивные, но и негативные, нежелательные
проявления человеческой активности.
В философии под культурой понимается
сфера информационного обеспечения общества.
Культура в этом смысле является коллективным
интеллектом, коллективным разумом, который
формирует, накапливает и хранит социальную
информацию, используемую человеком для
преобразования окружающего мира и самого
себя. Социальная информация кодируется
с помощью созданных людьми знаковых средств.
Важнейшим из знаковых средств является
язык.
Люди отличаются от животных
своим осмыслением действительности при
помощи социальной информации. В социальной
информации различают три основных типа
смыслов: знания; ценности; регулятивы
(правила действий).
Взаимосвязи между знаниями,
ценностями и регу-лятивами определяют
особенности:
— духовной культуры
(мифологии, религии, искусства, философии);
— социальной культуры
(нравственной, правовой, политической);
— технологической культуры
(технической, научной, инженерной).
Все народы в процессе своего
исторического развития создают свою национальную культуру. Но
существуют и культурные универсалии
— общие черты, которые характеризуют
культуру как развивающийся во времени
коллективный интеллект всего человечества
в целом.
9. ПРОБЛЕМА
ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Философия — одна из самых древних
областей знания, духовной культуры. Появившись
в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней
Греции, она стала устойчивой формой сознания,
которая интересовала людей все последующие
века.
Призванием философов стал поиск
ответов на вопросы, да и сама постановка
вопросов, которые относились к мировоззрению.
Понимание таких вопросов жизненно важно
для людей. Это особенно чувствуется в
эпохи революций и перемен с их сложным
сплетением проблем — ведь именно тогда
активно проверяется делом и преобразуется
само мировоззрение. Это в истории было
всегда, но никогда еще жизнь не ставила
так остро задач философского осмысления
всего происходящего, как в нынешний период
истории, в самом начале III тысячелетия.
С самого начала изучения философии
студенты уже имеют об этом предмете некоторое
представление: могут с большим или меньшим
успехом припомнить имена прославленных
философов, объяснить в некотором смысле,
что такое философия.
В перечне вопросов (житейских,
политических, производственных, научных
и др.) часто удается и без специальной
подготовки выделить вопросы философского
характера, например:
— конечен или бесконечен мир;
— существует ли абсолютное,
окончательное знание;
— в чем человеческое счастье;
— какова природа зла.
К этим «вечным» вопросам сегодня
добавляются новые, серьезные и напряженные:
— какова общая картина и тенденции
развития современного общества, нашей
страны в нынешней исторической ситуации;
— как оценить в целом современную
эпоху, социальное, духовное, экологическое
состояние планеты Земля;
— как предотвратить нависшие
над человечеством смертельные угрозы;
— как защитить, отстоять великие
гуманистические идеалы человечества;
С самого своего рождения и до
сегодняшнего дня философская мысль стремится
разобраться в тех вопросах миропонимания,
что волнуют людей и вне занятий философией.