Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:07, доклад
Проблема взаимоотношений науки и искусства – традиционный объект философского анализа, неизменно требующий своего переосмысления в свете нового исторического опыта. Принимая все новые ракурсы и оттенки, она как бы возникает всякий раз заново, получая новое звучание, соответствующее конкретно-историческим условиям, оставаясь одной из извечных проблем в истории философской мысли, ибо актуальность составляет ее атрибут, ее органическое свойство. Но при этом она неизменно остается исключительно многогранной проблемой, требующей всестороннего анализа разнообразными инструментами исследования.
Заметим, что подобное отношение к науке нередко проявляется и в наши дни, когда всю ответственность за социальные катаклизмы и катастрофы пытаются свалить именно на науку.
Достаточно напомнить о противопоставлении науки и искусства как древа смерти и древа жизни, которое мы встречаем у Блейка. Некоторые выдающиеся деятели искусства допускали порой не только недооценку роли науки, но и усматривали в ней некую прямую угрозу искусства, а то и всей культуре человечества. Поэт Д.Китс, подобно Блейку, не скрывал враждебного отношения к науке как силе, разрушающей поэтическое мировосприятие, обвиняя, в частности, Ньютона в низведении поэзии радуги до понятия спектра, что не помешало другим поэтам, например Водсворту или А.Попу, восхищаться тем же Ньютоном, „развеявшим тьму” и впервые озарившим тайны мироздания открытием, которое уподобляется Попом „божественному свету”.
Вопрос об относительной ценности науки и искусства оказывается неразрывно связанным с вопросом об их взаимном влиянии, взаимодействии, и с оценкой результатов такого взаимодействия. Причем в решении и этих вопросов также существуют диаметрально противоположные позиции, каждая из которых обосновывается представителями обеих сфер культуры. Одни подчеркивали антагонизм между искусством и наукой, другие отыскивали гармонию между ними. При этом сторонники каждой из этих точек зрения расходятся между собой и в оценке причин того или иного соотношения науки и искусства, и в оценке последствий такого именно соотношения, а также в определении перспектив. Признавая, например, противоречия между двумя сферами культуры, одни оценивали их как пагубные, другие – как желательные, одни усматривали возможность преодоления этих противоречий, другие пророчили неизбежность их углубления и т.д.
Платон, например, фиксировал
некий, давно существующий, с его
точки зрения, разлад между философией
и поэзией, хотя само творчество Платона,
его диалоги (диалог „Пир” например)
являли собой живую практику единства
теоретического и поэтического творчества,
а Аристотель подчеркивал необходимость
объединения искусства с
Поэты-романтики, например, сетовали, что рационализм подрезает крылья искусству, а упоминавшийся выше Пикок объявлял поэтов полуварварами. Ф.Бэкон превращал поэзию фактически в служанку науки, предназначенную для выражения добытых наукой истин, поэт Водсворт предсказывал превращение поэта в проповедника научных идей, Гете проповедовал убеждение в равноправии науки и поэзии и изыскивал пути их объединения, а Ж.Бизе сокру шался по поводу того, что искусство падает по мере того как торжествует разум. И если Е.Баратынский сожалел о том, что человек, презрев чувство, доверился разуму и вдался в суету изысканий, то В.Одоевский предсказывал наступление эры ученой поэзии и поэтической науки.
О благотворном взаимном влиянии науки и поэзии можно прочесть немало убедительного в сочинениях, письмах, мемуарах многих выдающихся ученых и художников. Однако история и современность дают нам не мало „обличений” и мрачных предсказаний по поводу взаимоотношений двух сфер культуры. И если ни одна эпоха, пожалуй, не может похвастать ни однозначностью, ни достаточной полнотой этих решений, то и современная эпоха не составляет в этом отношении какого-либо исключения, что, впрочем, не отрицает своеобразия в постановке и решении отдельных аспектов этой проблемы, а также соотношения самих этих аспектов, характерных для каждой эпохи.
Так характерный для нашего
времени акцент на общности науки
и искусства, на благотворность их взаимного
воздействия, споры об их взаимоотношениях
предстают порой и в виде противопоставления
этих феноменов как прямых противоположностей,
каждая из которых претендует –
в изображении отдельных
Один из аспектов этой глобальной
темы – это интересующая нас в
данном случае проблема эстетического
в науке, поскольку феномен
Хотя в первом случае эстетическое выступает как фактор внешнего воздействия, а во втором как имманентное свойство, обусловленное самой природой научного творчества, дифференциация эта носит условный характер и подчас весьма затруднительна в практическом плане, что опять-таки обусловлено диалектикой общности и различия двух сфер культуры: связь упомянутых проявлений эстетического не может быть истолкована в смысле их тождества, но и различие их, принимающее порой радикальные, качественные формы, не может быть абсолютизировано.
Дело в том, что само
воздействие определенного
Применительно к эстетическому
воздействию уместно вспомнить
весьма многозначительное указание
Маркса на то, что „...для немузыкального
слуха самая прекрасная музыка не
имеет никакого смысла, она для
него не является предметом” [73]. Однако,
с другой стороны, „...только музыка
пробуждает музыкальное чувство
человека”, и само „...человеческое
чувство, человечность чувств, – возникает
лишь благодаря наличию
Воздействие эстетического фактора на научное творчество предполагает определенное соответствие характера реагента и реципиента, природы воздействия (и воздействующего) и воспринимающего, наличие определенной степени общности, родства, связи, единства обоих компонентов, единства, условно говоря, субъекта и объекта такого воздействия (точнее, взаимодействия).
Что касается первого из компонентов рассматриваемого отношения – самого эстетического воздействия, то такое единство составляет самую его природу, поскольку эстетическое как таковое – при всем обилии его проявлений, характеристик, дефиниций (эмоционально-образное, оценочное, внеутилитарное и т.п.) – имеет низменным субъектом (уже в формально-логическом смысле) всех этих предикатов понятие ОТНОШЕНИЯ, которое неизменно ж выступает как субъектно-объектное отношение. Что касается второго из рассматриваемых компонентов – объекта воздействия (т.е. науки), то научное творчество, подобно любому виду творчества вообще, также немыслимо вне субъектно-объектных отношений. Более того, природа науки, ее специфика состоит, в частности, в том, что она адекватна именно эстетическому воздействию, ибо эстетическое (как будет показано ниже) составляет ее собственный элемент, ее существенное свойство, ее атрибут, имеющий различные степени и формы проявления, но неизменно обусловленный ее собственной природой.
Следовательно, различие эстетического в качестве фактора внешнего воздействия и в качестве имманентного свойства науки носит отнюдь не формальный характер, и дифференциация их обуславливается не только удобством рассмотрения двух взаимосвязанных объектов исследования, но и оправдывается его целью: выявление не только связи (в плане соответствия, взаимного воздействия, трансформаций и даже тождества отдельных параметров), но и их существенных отличий (по природе, функциям, роли, результатам, значению).
Обращаясь к первому из
отмеченных аспектов исследования –
эстетическому как фактору
Более того, косвенное воздействие
искусства связано с его
Однако косвенное воздействие эстетического фактора наиболее рельефно проявляется в его влиянии на субъекта научного творчества, в воздействии на самого ученого. И не случайно этому посвящено наибольшее число исследований. При этом проблема анализируется преимущественно в плане воздействия на ученого художественной культуры, воздействия искусства, которое хотя и не исчерпывает эстетической культуры (факт – почти общепризнанный в современной литературе), но, несомненно, составляет ее ядро.
Преимущественное обращение
к данному аспекту проблемы объясняется
не только очевидностью самого проявления
и результатов такого воздействия
(хотя оценка их зачастую принимает
весьма спорный характер, о чем
свидетельствуют весьма высокие
авторитеты из далекого прошлого и
наши современники – как из числа
ученых, так и выдающиеся деятели
художественной культуры). Не менее
важным обстоятельством в таком
предпочтении является и то, что
данная проблема, как и всякая другая
теоретическая проблема, профессионально
исследуется именно учеными, располагающими
в этом отношении известным личным
опытом и способными опираться на
этот опыт при анализе и оценке
воздействия эстетического
Действительно, среди крупнейших ученых самых различных специальностей трудно найти тех, кто не касался бы рассматриваемой проблемы, если и не в специальных трудах, то хотя бы в письмах, воспоминаниях и т.п. Свидетельства эти не только цитируются в специальной литературе, но, порой, и сами становятся объектом теоретического анализа. Особый интерес в этом отношении представляют высказывания выдающихся теоретиков нынеш него столетия – Н.Бора, М.Борна, В.Гейзенберга, Л.Ландау, Р.Оппенгеймера и других.
Корифеи мировой науки касаются различных аспектов влияния искусства на ее творцов, но все их высказывания пронизывает мысль о благотворности и огромной значимости такого воздействия. И наиболее рельефное выражение эта мысль получила в знаменитом высказывании крупнейшего физика XX столетия А.Эйнштейна о том, что Ф.М.Достоевский дал ему больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем К.Гаусс. Это красноречивое признание творца теории относительности в том, что художник оказал на него большее воздействие, чем сам Гаусс – этот выдающийся физик и астроном, увенчанный титулом короля математиков – причем воздействие не на Эйнштейна-человека, а на Эйнштейна-ученого не случайно породило целый ряд исследований, ибо в этом признании отражена значимость самой проблемы.
Воздействие искусства на личность ученого является многоплановым. Оно, в первую очередь формирует эмоциональный мир человека, повышает уровень его эмоционального развития, общую культуру его чувств. Это находит свое выражение в культуре восприятия, свойственной данной личности, в соотношении особых форм восприятия и форм выражения результатов восприятия, в культуре самовыражения личности. Искусство – это важный фактор формирования чувственного восприятия, являющегося одной из форм освоения действительности, значение которой трудно переоценить в силу того простого факта, что она является исходной ступенью познания вообще, первоисточником знаний о мире.
Особенности восприятия и
выражения его результатов, или,
шире, особенности познавательного
процесса, детерминируемые в известной
мере искусством, проявляются не только
в его эмоциональной
Уже в силу воздействия на чувства искусство оказывает определенное влияние на мыслительную деятельность, поскольку эмоции выступают возбудителем многих психических процессов, составляя в известном смысле их стимул. Это сказывается прежде всего на такой характеристике процесса познания как образность. Искусство культивирует эту форму постижения действительности – образное познание, и более того, развивает самую способность к образному мышлению, играющему немаловажную роль в научном творчестве. Воздействие искусства на образный строй восприятия чрезвычайно важно. Особенность чувственных образов, в частности, заключается в их активизирующей природе, проявляющейся по отношению к интеллекту. Это, разумеется, не значит, что образное видение, культивируемое искусством, и образное мышление суть одно и то же. Это не значит также, что наличие образного мышления есть результат исключительно воздействия искусства, как это порой изображается в исследовательской литературе. Способность к образному восприятию присуща и людям, весьма далеким от искусства. Помимо того, не следует забывать о различии между образом вообще и художественным образом. Однако воздействие искусства – этой эмоционально-образной формы освоения действительности на отмеченные особенности процесса познания – является несомненным.