Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Целью работы является проведение комплексного исследования правового института несостоятельности (банкротства) юридических лиц, выявление правовых проблем, возникающих при применении норм данного института на практике и предложение возможных путей их решения.
Федеральных законов составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Нормы АПК РФ имеют при этом общий характер, а нормы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и других Федеральных законов - особенный, специальный характер.
Законодательное регулирование специфики рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) во многом обусловлено понятием и целями банкротства как института гражданского права.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаки банкротства гражданина:
Признаки банкротства юридического лица:
Объявление гражданина банкротом избавляет его от необходимости в течение неопределенного времени всем своим имуществом отвечать по обязательствам. В целях пресечения недобросовестных действий, направленных на использование процедуры банкротства для освобождения от долгов, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает более строгие последствия повторного банкротства гражданина. Интересно, что ФЗ, регламентируя повторное банкротство, содержит серьезный недостаток, не позволяющий дать точное определение рассматриваемого понятия. Проблема в том, что норма п. 2 ст. 213 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» допускает двойное толкование: «...в случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение пяти лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Неудовлетворенные требования кредиторов могут быть предъявлены в порядке, установленном гражданским законодательством».
Телюкина М.В. предлагает следующие варианты:
1) имеется в виду повторное
в течение 5 лет после окончания
расчетов признание
конкурсного производства.
Если это произошло (а произойти
это могло только по заявлению
кредиторов и уполномоченных органов,
сам должник не имеет права
подать такое заявление), то должник
не освобождается от долгов вообще,
т.е. до тех пор, пока полностью не
удовлетворит требования, т. е. удовлетворение
части обязательств в рамках конкурса
и окончание конкурсного
2) имеется в виду, что
в случае повторного
Каждая из этих позиций
представляется достаточно обоснованной,
однако более соответствует
Финансовое оздоровление вводит
Сущность финансового
оздоровления состоит в том, что
должник под контролем
График должен предусматривать погашение всех обязательств не позднее, чем за месяц до даты окончания этапа финансового оздоровления (ст. 84 Закона о банкротстве). На этой стадии банкротства (в отличие от процедуры наблюдения) прекращается начисление штрафов, пеней, процентов по неисполненным предприятием обязательствам, возникшим до введения процедуры оздоровления.
Финансовое оздоровление — новая процедура, ранее неизвестная российскому конкурсному праву. Финансовое оздоровление может быть определено как пассивная оздоровительная процедура, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно.
Одновременно с вынесением
определения о введении финансового
оздоровления суд утверждает административного
управляющего. Введение финансового
оздоровления влечет за собой определенные
На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Неустойки (штрафы, пени), а
также суммы причиненных
Важная особенность процедуры финансового оздоровления заключается в том, что руководитель и органы управления должника не отстраняются от управления, но функционируют с некоторыми ограничениями. К таковым относится необходимость для должника получать согласие на определенные действия административного управляющего, собрания кредиторов, лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности.
В ходе финансового оздоровления должник не может без согласия собрания кредиторов совершать некоторые виды сделок. Например, нельзя приобретать или передавать имущество должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; выдавать займы, поручительства и гарантии, а также учреждать доверительное управление имуществом должника; принимать решение о реорганизации.
Еще одним важным последствием
введения финансового оздоровления
считаются назначение и деятельность
административного
Административный управляющий
Прекращение производства по
делу о банкротстве в связи
с погашением требований кредиторов
в ходе финансового оздоровления
влечет за собой прекращение полномочий
административного
Основные документы, на основании которых должник действует в рамках финансового оздоровления, — план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Эти документы разрабатываются учредителями (участниками) должника либо собственником имущества — унитарного предприятия и утверждаются собранием кредиторов.
План финансового оздоровления
Мероприятия могут состоять
как в осуществлении
План финансового оздоровления представляет собой своего рода бизнес-план деятельности организации-должника в условиях процедур судебной санации. Данный тип бизнес-плана имеет особый статус, поскольку разрабатывается предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности. Типовая структура и методические рекомендации по составлению плана финансового оздоровления предприятия были утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) № 98-р от 5 декабря 1994 г.
Как показывает практика большинства зарубежных стран, одним из ключевых элементов современной системы банкротства является наличие специального правительственного учреждения. Оно способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства в данной области.
Как правило, компетенция
и функции государственных