Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Целью работы является проведение комплексного исследования правового института несостоятельности (банкротства) юридических лиц, выявление правовых проблем, возникающих при применении норм данного института на практике и предложение возможных путей их решения.
В Великобритании эту роль выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы [26]:
- лицензирование специалистов
по банкротству, контроль за
процессом выдачи этих
- осуществление функций
конкурсного управляющего в
- выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков;
- выявление причин незаявления
о банкротстве директорами
- проверка документации
любой компании в случае
- предписание неблагополучным
компаниям пройти аудиторскую
проверку и назначение
- добиваться ликвидации
любой компании в случае, если
Служба несостоятельности
- возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.
Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции [26]:
- выступать в суде и
быть заслушанной по любому
вопросу дела о банкротстве,
в частности, по поводу
- контролировать и обеспечивать
адекватность заявления
- возражать против утверждения
судом плана реорганизации по
мотивам злоупотреблений со
В ряде случаев КБЦБ вмешивалась
в условия продажи действующих
неплатежеспособных предприятий, настаивая
и добиваясь других условий продажи.
В 1983 году в дополнение к КБЦБ в
США появились Государственные
Федеральные Конкурсные Управляющие.
Их задача, среди прочего, состоит
в контроле деятельности и оплаты
независимых конкурсных управляющих,
а также в предотвращении мошенничества,
нечестности и нарушения
Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности [26].
В зарубежных странах достаточно широко применяются и внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия — достаточно мягкие, добровольные формы. Так в Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования [26].
В целом, добровольное внесудебное
урегулирование проблем между должником
и кредиторами используется повсеместно,
хотя оно только поощряется, но ни в
коем случае не навязывается. Использование
процедуры добровольного
Английский закон содержит
множество различных процедур признания
несостоятельности должника, в том
числе широко используемые внесудебные
процедуры, когда кредиторы ликвидируют
компанию по своей воле. В Великобритании
ликвидация предприятия по решению
кредиторов осуществляется в случае,
если за это проголосовало большинство
акционеров (не менее 75%), и после
этого было вынесено решение суда.
Однако любой кредитор имеет право
подать прошение в суд и добиться
принудительной ликвидации предприятия-должника.
Это часто случается тогда, когда
кредиторы имеют основания
В этой же стране некоторые
функции органа по банкротству в
части осуществления
Законодательством Канады предусмотрено
наличие превентивных реорганизационных
мер, применяемых к должнику с
целью недопущения его
По мнению ведущих западных
специалистов, при существующем положении
вещей в странах с переходной
экономикой (к которым относится
и Россия), целесообразно привлекать
судебные органы к решению проблем
несостоятельности только в самых
крайних случаях, и гораздо шире
практиковать внесудебные процедуры
банкротства. Поскольку в развивающихся
странах не всегда хватает знаний
и опыта в области судебных
разбирательств по коммерческим вопросам.
Рассмотрим систему процедуры банкротства
в некоторых странах более подробно.
Франция
До 1967 года процесс банкротства
во Франции почти полностью
В 1985 году во Франции был
принят новый закон, касающийся несостоятельности
предприятий (закон № 85-98 «О конкурсном
управлении, ликвидаторах и экспертах
по определению состояния
По французскому законодательству,
банкротом может быть признано как
физическое лицо, так и юридическое
(«любой коммерсант, ремесленник, а
также любое юридическое лицо
частного права»). Интересно, что в
определении субъектов
Возможные заявители стандартны во многих странах. Ими являются сам должник, его кредиторы и прокурор. Во Франции и в Англии, к тому же, производство по делу о несостоятельности может быть начато по инициативе суда.
Производство по делу о несостоятельности начинается в том случае, когда должник оказывается не в состоянии платить долги. Минимальная сумма неуплаченных долгов законодательством Франции не установлена.
При разбирательстве интересы
должника и кредитора представляют
разные лица (по Закону 1967 года, назначался
судом и контролировал ход
разбирательства один поверенный).
Очевидно, что интересы должника и
кредиторов зачастую противоположны,
и один человек не может одновременно
эффективно защищать их. Интересы должника
представляет судебный администратор.
Его основной задачей является сохранение
производственных возможностей предприятия.
С этой целью он отвечает за управление
предприятием-должником в
Судебный администратор может предоставить предприятие третьей стороне для арендного ведения дел и использовать полученные от доходы для покрытия долга.
Представитель кредиторов защищает права и интересы лишь кредиторов предприятия. Он составляет список кредиторов предприятия, включая иски работников, анализирует деятельность предприятия и, исходя из результатов деятельности, может просить суд дать распоряжение о прекращении этой деятельности или расторжении соглашения об арендном управлении.
В зависимости от масштабов предприятия-должника Закон 1985 года различает две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности - обычную (общую) и упрощенную. Упрощенная процедура применяется к предприятиям со штатом не более 50 человек и годовым оборотом не более 20 миллионов франков. К остальным предприятиям применяется общая процедура.
При упрощенной процедуре суд может не назначать судебного администратора, а разрешить должнику самому представлять свои интересы, сохраняя контроль над предприятием [33, с.36].
При принятии судом ходатайства
и вынесении решения о
После принятия ходатайства
и объявления о начале реабилитационного
процесса начинается «период наблюдения»
- период оценки предприятия-должника
и вынесения решения о
При упрощенной процедуре период наблюдения длится от 15 до 30 дней, но может быть продлен судом на период до 30 дней, в течение которого должен быть подан соответствующий отчет, после чего дается время от 2 до 4 месяцев с возможностью продления еще на 2 месяца для подготовки плана.
При общей процедуре период наблюдения длится до 6 месяцев с возможностью его продления еще на 3 или 6 месяцев, и в исключительных случаях еще на 6 месяцев после этого.
Во время периода наблюдения
третьи лица могут внести предложения
по поводу покупки части предприятия-
В течение периода наблюдения не может быть отчуждено никакое имущество должника, кроме случаев обычного ведения деловых операций. Кроме того, в указанный период не может быть уволен ни один работник предприятия-должника, кроме исключительных случаев, когда данное увольнение жизненно необходимо для сохранения предприятия.
Особое место занимает
такая реорганизационная
В случае неуспешной реорганизации
или даже при отсутствии или даже
при отсутствии реалистичного плана
ее проведения, судом назначается
«мандатный ликвидатор», изымающий
и реализующий имущество
При продаже имущества
наиболее удачным представляется вариант
продажи предприятия как