Виды санкций в банковском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие содержание санкций, применяемых Центральным Банком РФ и другими государственными органами при осуществлении им своих регулятивных и надзорных функций.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
выявить правовую природу и сущность санкций, применяемых в банковском праве, дать их классификацию;
раскрыть содержание санкций, применяемых Банком России и иными государственными органами, как наиболее эффективного инструмента регулирования и надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 5
1.1. Правовая природа санкций в банковском праве 5
1.2. Классификация санкций в банковском праве 11
Глава 2. ВИДЫ САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 19
2.1. Штраф 19
2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и меры по охране имущества проблемных банков 29
2.3. Отзыв лицензии 34
2.4. Иные санкции, применяемые к кредитным организациям 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 64.67 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 5

1.1. Правовая природа санкций в банковском праве 5

1.2. Классификация санкций в банковском праве 11

Глава 2. ВИДЫ САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 19

2.1. Штраф 19

2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и меры по охране имущества проблемных банков 29

2.3. Отзыв лицензии 34

2.4. Иные санкции, применяемые к кредитным организациям 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основная  цель деятельности Банка России - обеспечение  стабильности денежной единицы Российской. Эта конституционная цель реализуется  через ряд задач, определенных законом, среди которых выделяются осуществление  эффективной денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности банковской системы, обеспечение функционирования системы расчетов. С конституционной  целью деятельности Банка России непосредственно связано осуществление  им банковского надзора.

Деятельность  кредитных институтов, в силу их значимости для экономики и социальной сферы, практически в любой современной  стране регулируется отличным от иных организаций образом и контролируется обществом с помощью специальных  форм и методов, как непосредственно  публичных, через систему институтов денежно-кредитной политики и (или) банковского (или финансового) надзора, так и косвенных - через аудит  и деятельность рейтинговых агентств. Органы, осуществляющие денежно-кредитную  политику и (или) банковский надзор, обладают (или должны обладать) широкими полномочиями по воздействию на кредитные организации. Это воздействие на кредитные  организации реализуется с помощью  двух основных управленческих методов - убеждения и принуждения.

В ситуации мирового кризиса банковской системы особое значение приобретают санкции, меры принуждения, применяемы государством, в частности Центральным Банком РФ, в отношении кредитных организаций  за нарушений законодательства и  нормативов, как эффективный и  жесткий механизм поддержания стабильности банковского сектора, защиты его  от кризисных явлений экономики.

В объект исследования входят отношения по применению государственными органами санкций к кредитным организациям и их должностным лицам. Предметом являются санкци, как меры принудительного воздействия, в банковском праве.

Целью данной работы является раскрытие содержание санкций, применяемых Центральным Банком РФ и другими государственными органами  при осуществлении им своих регулятивных и надзорных функций.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. выявить правовую природу и сущность санкций, применяемых в банковском праве, дать их классификацию;
  2. раскрыть содержание санкций, применяемых Банком России и иными государственными органами, как наиболее эффективного инструмента регулирования и надзора.

В работе были использованы научные  работы Астафьева В.Б., Братко А.Г., Демьянеца М.В., Гузнова А.Г., Рождественской Т.Э. и других авторов.

Методологическую  и научно-теоретическую основу курсовой работы составляют комплекс научных методов исследования таких, как историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-правовой и др.

 

 

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ

1.1. Правовая природа санкций в банковском праве

 

Касаясь правового  содержания вопроса о банковских санкциях, следует отметить, что  в юридической литературе термин «санкция» трактуется довольно многозначно.

Под санкцией может рассматриваться нечто  властное, исходящее от авторитета, стремление что-то вытеснить и запретить  и, напротив, что-то разрешить, поощрить. В то же время санкция может  пониматься как предусмотренная  в правовой норме мера государственного принуждения, состоящая в претерпевании  ответственным лицом определенных негативных последствий, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Другими  словами, суть санкций сводится к  применению установленных в законодательстве мер юридической ответственности.

Существование подобного подхода к пониманию  санкции подтверждается при анализе  мер воздействия на кредитные  организации, в которых допускаются  отклонения от требований банковского  законодательства, используемых при  осуществлении банковского надзора. Такие санкции существенно выходят  за рамки содержания юридической  ответственности, впрочем, не утрачивая  при этом своего принудительного  характера. Кроме того, они в различной  степени обладают чертами, на основании  выделения которых принято определять понятие «административного принуждения».1 Именно такой подход можно считать наиболее целесообразным при раскрытии понятия санкции применительно к банковскому праву. Однако в нормативных актах Банка России не используется термин «санкция», а применяется понятие принудительных мер воздействия в отношении кредитных организаций. В научной и учебной литературе он так же используется достаточно редко, и авторы воспринимают терминологию законодателя.

В то же время  принудительные меры в большей степени  санкционные (карательные) и по правовой природе многогранны: это и административно-правовые (штраф, отзыв лицензии), финансовые санкции (ограничение проведения операций), и малоизученные (более организационного характера), такие, как санация или  замена руководителей.2 Следовательно, два данных понятия могут рассматриваться как синонимы.

Следует отметить, что санкции в банковском праве являются лишь одной из разновидностей мер воздействия, применяемых государственными органами в отношении кредитных организаций. Согласно ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.3 Для достижения этих целей Банк России применяет к кредитным организациям как меры убеждения, так и принудительные меры.

Убеждение достаточно прочно вошло в инструментарий органов  банковского надзора, в том числе  Банка России. В качестве метода управляющего воздействия оно применяется  Банком России как на макроуровне (воздействие  на всю банковскую систему), так и  на микроуровне (взаимодействия с конкретной кредитной организацией).

На макроуровне  Банк России использует в целях достижения надзорных целей принятие таких  документов, как рекомендации, разъяснения (в том числе официальные, издание  которых регламентировано), официальные  сообщения, излагающие точку зрения на конкретные события, и т.д.

Рекомендации  Банка России (связанные с документами  Базельского комитета по банковскому  надзору, по исполнению норм федеральных  законов или нормативных актов  Банка России и т.д.) подчас воспринимаются как требования, как своеобразные нормативные акты Банка России, обязательные для применения. Вместе с тем рекомендации - это сфера так называемого soft law, мягкого права, способ правового  воздействия на субъекты правоотношений, позволяющий осуществить «тонкую настройку» в юридически коллизионных ситуациях, в областях, для которых характерны правовые пробелы иного вида. Поэтому ставить вопрос об отказе от этой правовой формы - это значит уменьшать возможности воздействия на банковскую систему. Однако очевидно, что не должны оставаться без внимания случаи, когда властные органы (включая территориальные учреждения Банка России) начинают требовать обязательного исполнения или соблюдения рекомендаций.4

На уровне взаимодействия с конкретными кредитными организациями Банк России использует систему так называемых предупредительных мер.

Предупредительные меры - меры убеждения, применяемые  Банком России к кредитной организации  в случае выявления в ее деятельности незначительных нарушений, незначительного  ухудшения показателей финансового  состояния, выявления иных рисков, которые  недостаточно управляются кредитной  организацией, и т.д. 5

С данной позиции, предложенной Банком России, можно  рассматривать и рекомендательные акты таких органов, осуществляющих надзор в банковской сфере, как Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.

Основаниями для применения предупредительных мер к кредитной организации могут быть как нарушения, оцениваемые как малозначительные, так и особые состояния ее деятельности.

Предупредительные меры воздействия применяются в  основном в тех случаях, когда  недостатки в деятельности кредитной  организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и  вкладчиков. Указанные меры могут  применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов  управления, а в соответствующих  случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а  также при условии надлежащего  взаимодействия кредитной организации  и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых  случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке  деятельности данной кредитной организации.6

Принудительные  меры воздействия применяются в  отношении кредитной организации  в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений  с учетом того, что применение одних  только предупредительных мер воздействия  не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.7

В частности  большинство правовую природу санкций  в банковском праве можно рассматривать  с точки зрения их применения Банком России. Их можно охарактеризовать, анализируя основания и цели применения указанных мер. Закон о Банке  России выделяет следующие основания  применения мер принуждения:

1) нарушение кредитной организацией требований федеральных законов или нормативных актов Банка России.

Указанное нарушение  может быть простым (ч. 1 ст. 74 Закона о Банке России) или сопряжено с квалифицирующими признаками:

– нарушение может иметь повышенную общественную опасность, выраженную в создании реальной угрозы кредиторам и вкладчикам (ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России);

– нарушение может носить злостный характер, т. е. совершаться, несмотря на ранее предъявленное требование об устранении нарушений (ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России);

– нарушение может носить систематический характер, т. е. совершаться неоднократно, в том числе несмотря на примененные к кредитной организации меры принуждения (п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках);

2) совершение действий (банковских операций, сделок), которые создают реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков (ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России);

3) наличие особого финансового состояния кредитной организации, представляющего угрозу интересам кредиторов кредитной организации (ст. 75 Закона о Банке России, ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций);

4) наличие особого финансового состояния кредитной организации, представляющего угрозу стабильности банковской системы (ст. 75 Закона о Банке России).

Необходимость организации банковского надзора  обусловлена тем, что кредитные  организации являются юридическими лицами, деятельность которых несет  повышенный риск для их кредиторов (особенно вкладчиков), для денежной системы страны, а также иных публичных  интересов. Применение Банком России мер  принуждения к кредитным организациям обусловлено защитой публичных  интересов, включая защиту прав и  законных интересов неопределенного  круга кредиторов кредитной организации.

Таким образом, применение Банком России этих мер  связано:

1) не с задачей наказания кредитной организации, а главным образом с задачей прекращения противоправных действий с ее стороны, недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга кредиторов и иных публичных интересов либо с восстановлением нормальных возможностей осуществления их прав;

2) как с наличием правонарушения, так и с наличием «особых состояний».

Следовательно, существует достаточно оснований, чтобы  считать, что большинство мер, которые  Банк России может применить к  кредитным организациям, не являются мерами наказания. Исключением является штраф (ст. 38 и 74), который, несомненно, относится  к мерам наказания.8

Однако любая правовая санкция ориентирована на достижение определенных изменений не только в поведении лиц, совершивших те или иные общественно опасные деяния, но и на достижение более отдаленных, но тем не менее важных социальных задач. Цель наказания за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности - не только предупредить правонарушение, но и применить административное наказание, способствовать сохранению и укреплению стабильности отношений в данной сфере деятельности. Иначе говоря, одной из целей административного наказания за рассматриваемые правонарушения является обеспечение стабильности банковской системы.9

В настоящее  время законодательство России допускает  применение мер принуждения к  кредитному институту в случае возникновения  общественно опасной ситуации даже при отсутствии нарушения какого-либо правила. Таким образом, не только требование об устранении нарушений, но и другие меры принуждения могут быть применены  на основании профессионального  суждения Банка России.

Существенное  значение для внедрения практики принятия решений на основании профессионального  суждения имеет уровень профессионализма тех, кто будет принимать такие  решения. Поэтому большое значение приобретают организация подготовки кадров в системе надзорного органа, а также обеспечение непосредственного  взаимодействия с каждым (или почти  каждым) кредитным институтом, позволяющего понять специфические риски конкретного  банка. С этой целью в России внедрен  институт кураторов банков.

Информация о работе Виды санкций в банковском праве