Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:41, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие содержание санкций, применяемых Центральным Банком РФ и другими государственными органами при осуществлении им своих регулятивных и надзорных функций.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
выявить правовую природу и сущность санкций, применяемых в банковском праве, дать их классификацию;
раскрыть содержание санкций, применяемых Банком России и иными государственными органами, как наиболее эффективного инструмента регулирования и надзора.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 5
1.1. Правовая природа санкций в банковском праве 5
1.2. Классификация санкций в банковском праве 11
Глава 2. ВИДЫ САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 19
2.1. Штраф 19
2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и меры по охране имущества проблемных банков 29
2.3. Отзыв лицензии 34
2.4. Иные санкции, применяемые к кредитным организациям 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении указанных лицензий, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.25
Таким образом, исходя из перечисленных показателей, несложно подсчитать, что, например, для кредитной организации, для которой установлен минимальный размер уставного капитала 180 млн. руб., максимальный размер штрафа может быть 180 тыс. руб.
Во-вторых, кроме положений, содержащихся в Законе о Банке России, штрафные санкции предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях.
Глава 15 КоАП РФ закрепляет ряд составов административных правонарушений, действие которых распространяется на кредитные организации. К их числу относятся ст. 15.4, 15.7 - 15.9, 15.26 КоАП РФ. При анализе указанных норм видно, что закрепленные в них основания административной ответственности применимы не ко всем видам кредитных организаций. Исключение составляют положения ст. 15.26 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.26 КоАП РФ, является любая кредитная организация, как банк, так и небанковская кредитная организация независимо от ее вида.26
Так ст. 15.26. устанавливает ответственность (а по существу дублирует Закон о Банке России) за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. В частности:
Такое дублирование приводит к существенным трудностям в правоприменительной практике и требует строго разграничения в применении данных штрафных санкций.
Одновременно за эти нарушения нельзя применять только два штрафа (две штрафные санкции), поскольку действует принцип: «одно нарушение - одна ответственность». Все остальные меры воздействия по Закону о Банке России являются правовосстановительными (пресекательными) санкциями и, соответственно, могут применяться одновременно со штрафами.
А вот в части применяемых к кредитным организациям штрафов, поскольку речь идет о двух законах одинаковой юридической силы, приоритет должен иметь специальный закон или закон, принятый позднее.
Закон о Банке России и его ст. 73 и 74 приняты Государственной Думой 27.06.2002. Первоначальная редакция КоАП принята Государственной Думой 20.12.2001. Поэтому в части, касающейся правонарушений, предусмотренных ст. 15.26 КоАП, приоритет должен иметь Закон о Банке России, как принятый позднее.28
В свою очередь разрешение указанной коллизии было предложено в письме ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 84-Т «О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Свою позицию Банк России обосновал тем, что норма Закона о Банке России, предусматривающая административную ответственность за нарушение банковского законодательства, не была отменена в связи с введением в действие КоАП РФ. Следовательно, она должна продолжать применяться наряду со ст. 15.26 КоАП РФ. Исходя из содержания ст. 15.26 КоАП РФ она может применяться как к кредитным организациям, так и к ее должностным лицам. Сделав указанные выводы, Банк России разграничил сферы применения рассматриваемых административных санкций. ЦБ РФ рекомендовал своим учреждениям применять меры ответственности, установленные ст. 15.26 КоАП РФ, только к должностным лицам кредитных организаций с учетом требований ст. 3.4 и п. 3 ст. 3.5 КоАП РФ. Отсюда следует, что административный штраф, установленный ст. 74 Закона о Банке России должен применяться только к самой кредитной организации.
Представляется, что с таким выводом можно согласиться, учитывая, например, размер ответственности, установленный рассматриваемыми административными нормами. Вряд ли обоснованно, например, было бы взыскивать с руководителя банка штраф до 1% минимального уставного капитала. Эта сумма слишком велика для физического лица и, соответственно, неадекватна нарушению. С другой стороны, штраф в несколько минимальных размеров оплаты труда совершенно неощутим для кредитной организации, нарушившей какой-либо экономический норматив.
Соответственно сроки давности, установленные ст. 74 Закона о Банке России, должны применяться только для привлечения к административной ответственности самой кредитной организации. Они являются специальными по отношению к срокам давности, установленным ст. 4.5 КоАП РФ. Представляется, что сроки давности, установленные ст. 74 Закона о Банке России, можно рассматривать как предельные сроки для применения административной ответственности, которые не могут быть увеличены ни при каких условиях. Поэтому даже в случае, если правонарушение кредитной организации можно квалифицировать как длящееся (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ и п. 4 письма ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 84-Т), она не может быть привлечена к административной ответственности по ст. 74 Закона о Банке России спустя пять лет. Привлечение же должностных лиц кредитной организации по ст. 15.26 КоАП РФ осуществляется с учетом сроков давности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ.29
Такой же подход
применительно к
Статья 15.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность кредитной организации за: открытие кредитной организацией счета юридическому лицу без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; открытие кредитной организацией счета юридическому лицу при наличии у кредитной организации решения налогового либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица.
Статья 15.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность кредитной организации за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса). Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении кредитной организацией установленного срока исполнения: поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса); инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд).
Статья 15.9 КоАП РФ определяет ответственность кредитной организации за неисполнение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данное нарушение заключается в осуществлении кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц. Возложение на кредитную организацию административной ответственности по данному основанию возможно только при наличии у нее решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам и в нарушение которого продолжают осуществляться операции.
Статья 15.4 КоАП РФ определяет состав административного правонарушения, посягающего на порядок представления сведений об открытии и о закрытии счета в кредитной организации. То есть она может быть подвергнута административной ответственности по данному основанию, если в нарушение требований п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ в течение 5 дней не представит сведения об открытии или закрытии банковского счета. Привлечение кредитной организации к административной ответственности за нарушение обязанностей, установленных налоговым законодательством для банков, возможно, поскольку нормы НК РФ об обязанностях банков распространяются и на небанковские кредитные организации.31
В дополнение к уже сказанному следует отметить, что в январе 2011 г. Банку России были предоставлены полномочия по применению норм КоАП за нарушения кредитными организациями законодательства в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ).
В соответствии с изменениями, внесенными в КоАП, Банк России стал полноценным участником административного производства в правоотношениях, связанных с применением административных наказаний за нарушения в сфере ПОД/ФТ, а должностные лица Банка России получили полномочия не только возбуждать административное производство, составляя протокол, но и выносить решения об административных наказаниях в отношении кредитных организаций и их должностных лиц. Новеллой является то, что субъектом правонарушения стали не только кредитные организация, но и их должностные лица, что в принципе соответствует общей тенденции распределения ответственности за противоправные деяния, за нарушение интересов кредиторов и вкладчиков между кредитной организацией как юридическим лицом и лицами, которые принимают от имени кредитной организации соответствующие управленческие решения.
Мерами наказания, которые вправе применять Банк России за нарушения в сфере ПОД/ФТ в соответствии с ч. 1 - 4 ст. 15.27 КоАП, являются предупреждение и штраф. Применение такой меры наказания, как приостановление деятельности юридического лица (инициатива может исходить от Банка России, решение принимает суд), с учетом круга полномочий Банка России, определенных Законом о Банке России, вероятно, будет весьма ограниченно.
Основанием для применения административного наказания является административное правонарушение, связанное с неисполнением требований законодательства ПОД/ФТ, совершенное кредитной организацией или ее должностным лицом.
Вместе с тем законодатель не внес каких-либо изменений в ст. 74 Закона о Банке России. Как следствие, у Банка России сохранились полномочия по применению мер принуждения, определенных ст. 74 Закона о Банке России, при выявлении нарушений в сфере ПОД/ФТ (за исключением штрафа).32
В-третьих, банки являются специальными субъектами, для которых предусмотрены штрафные санкции за нарушение норм налогового законодательства.
Банки обладают специальной правоспособностью и обременены дополнительными обязанностями в налоговых отношениях. Налоговый кодекс РФ содержит ряд специальных обязанностей, установленных исключительно для банков. В главе 18 НК РФ перечислены виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, и установлена ответственность банков за их нарушение.
Налоговые органы вправе и обязаны контролировать соблюдение налогового законодательства и привлекать к ответственности правонарушителей. Между тем налоговые органы не вправе проводить в отношении банков налоговые проверки с целью выявления правонарушений, указанных в главе 18 НК РФ.33
Так, в качестве примера можно привести следующие положения НК РФ. В пункте 1 ст. 132 НК РФ предусмотрена ответственность банка за открытие счета клиенту без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также за открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица. В пункте 2 ст. 132 НК РФ - за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации. Согласно пункту 1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде в налоговый орган по месту своего учета в течение трех дней.34
Санкции, указанные
в п. 2 ст. 74 Закона о Банке России,
а также санкции в форме
назначения временной администрации
напрямую взаимосвязаны с