Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:41, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие содержание санкций, применяемых Центральным Банком РФ и другими государственными органами при осуществлении им своих регулятивных и надзорных функций.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
выявить правовую природу и сущность санкций, применяемых в банковском праве, дать их классификацию;
раскрыть содержание санкций, применяемых Банком России и иными государственными органами, как наиболее эффективного инструмента регулирования и надзора.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 5
1.1. Правовая природа санкций в банковском праве 5
1.2. Классификация санкций в банковском праве 11
Глава 2. ВИДЫ САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 19
2.1. Штраф 19
2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и меры по охране имущества проблемных банков 29
2.3. Отзыв лицензии 34
2.4. Иные санкции, применяемые к кредитным организациям 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
9)
если банк, имевший на 1 января 2007
года собственные средства (капитал)
в размере, равном 180 миллионам
рублей и выше, а также банк,
созданный после 1 января 2007 года,
не выполнили требований и
не подали в Банк России
ходатайство об изменении
10) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, не выполнил требований, установленных частью восьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.43
В указанных
выше случаях Банк России отзывает
у кредитной организации
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных ст. 20 Закона о банках, не допускается. Отзыв лицензии осуществляется Банком России на основании приказа. Он вступает в силу со дня принятия и может быть обжалован в течение 30 дней со дня публикации сообщения об этом в «Вестнике Банка России». Сообщение об отзыве у кредитной организации банковской лицензии подлежит опубликованию в недельный срок со дня принятия приказа Банка России.
Не позднее
рабочего дня, следующего за днем отзыва
банковской лицензии, Банк России обязан
назначить в кредитную
Кроме того согласно ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, в частности кредитными организациями, требований в отношении контроля за отдельными операциями может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии.45
После издания приказа об отзыве лицензии кредитная организация не вправе совершать банковские операции, предусмотренные ее лицензией, за исключением случаев, установленных законом. В ст. 20 Закона о банках имеется перечень банковских операций и других действий, которые вправе выполнять кредитная организация с отозванной лицензией.
Ограничение на проведение кредитными организациями отдельных операций может быть применено Банком России на основании ст. 74 Закона о Банке России и п. 1.19 Инструкции ЦБ РФ № 59.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Закона о Банке России ограничение на проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев применяется Банком России как альтернатива взыскания с кредитной организации штрафа в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала. Эта мера используется в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации. Пунктами 1.19.2 и 1.19.3 Инструкции ЦБ РФ № 59 предусмотрено, что ограничение вводится на осуществление кредитной организацией одной или нескольких операций и предполагает установление надзорным органом количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков и др.).
Например, ограничение на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) обычно касается ограничения количества открытых лицевых счетов и объема денежных средств, сложившегося на счетах по учету вкладов физических лиц до востребования и на определенный срок на дату введения ограничения.
В тех случаях,
когда предписание Банка России
об ограничении привлечения
Мера воздействия
в виде ограничения на осуществление
кредитной организацией отдельных
операций распространяется на все филиалы
кредитной организации и
По истечении срока действия предписания в тех случаях, когда результаты анализа деятельности кредитной организации не свидетельствуют об улучшении ее финансового положения, мера воздействия в виде ограничения на осуществление отдельных операций может быть введена вновь.
Запрет на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций, предусмотренных выданными лицензиями, вводится предписанием и распространяется на все их филиалы. В предписании о введении запрета на совершение отдельных банковских операции должны также содержаться рекомендации по ограничению (прекращению) выплаты и получения доходов (дивидендов), воздержанию от выхода из состава учредителей (участников) кредитной организации.
Эта мера воздействия
предусмотрена двумя
Во-первых, запрет
на осуществление кредитной
Порядок применения указанной меры установлен п. 1.20 Инструкции ЦБ РФ № 59. Этой Инструкцией предусмотрено, что запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций означает требование территориального учреждения Банка России полностью прекратить осуществление соответствующих операций, предусмотренных выданными банковскими лицензиями. В частности, запрет на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты, установленной предписанием, принимать новые вклады. Однако по общему правилу банк вправе выполнять поручения клиентов о пополнении уже существующих вкладов.48
Во-вторых, ст. ст. 47 и 48 Закона о банкротстве кредитных организаций предусмотрен запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, действующий до дня прекращения права банка на работу с вкладами или до дня отзыва у банка лицензии Банка России.49
Эта мера применяется ЦБ РФ в порядке, установленном указанием ЦБ РФ от 11 ноября 2009 г. № 2330-У «О порядке введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц» (далее - указание ЦБ РФ № 2330-У). В соответствии с п. 3 указания ЦБ РФ № 2330-У со дня введения запрета и до дня прекращения права банка на работу со вкладами или до дня отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций банк не вправе привлекать денежные средства физических лиц во вклады и (или) на банковские счета, заключать с физическими лицами новые договоры банковского вклада или договоры банковского счета, а также зачислять дополнительные денежные средства во вклады и (или) на счета, открытые в банке до введения указанного запрета, за исключением процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора банковского вклада или договора банковского счета.50
Таким образом, если запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц применяется Банком России на основании ст. ст. 47 и 48 Закона о банкротстве кредитных организаций, то такой запрет лишает банки права не только открывать новые вклады (счета) физических лиц, но и зачислять на ранее открытые счета (вклады) дополнительные средства.
Так же данная
санкция применяется
Запрет на
открытие филиалов применяется в
целях ограничения риска
Требование
о замене руководителей кредитной
организации может быть предъявлено
в случае систематического (более
трех раз за последние 12 месяцев) невыполнения
кредитной организацией в установленный
срок предписаний об устранении нарушений,
которые привели к ухудшению
ее финансового положения и
Территориальное учреждение Банка России также вправе потребовать от кредитной организации замены руководителей исполнительных органов кредитной организации в следующих случаях:
- за назначение
на должности руководителей
- за повторное
нарушение кредитной
Требование о замене руководителей кредитной организации оформляется в виде предписания.53
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что нормы Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также других федеральных законов, устанавливающие санкции для кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и порядок их применения государственными органами, предусматривают широкий спектр мер и инструментов принудительного воздействия на участников кредитных отношений, что обеспечивает эффективный и гибкий подход к реализации надзорных и регулятивных функций по предупреждению кризисных явлений в банковском секторе, пресечению негативных явлений как на микро-, так и на макроуровне, защите как частных интересов кредиторов в отдельности, и публичных интересов государства в банковской сфере в целом
Но в то же время в российском законодательстве остаются нормы, противоречие которых друг другу делает затруднительным их справедливое и целесообразное применение. При этом перечень санкций, применяемых к кредитным организациям за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, предусмотренных, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и, например, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», значительно шире установленных в КоАП РФ. КоАП в свою очередь в целом дублирует составы правонарушений, содержащихся в банковском законодательстве. За одно и то же правонарушение, совершенное кредитной организацией, в действующем законодательстве предусмотрены как административные наказания в виде предупреждения, штрафа, так и меры, применяемые Банком России в порядке надзора. Кроме того, одни и те же санкции к кредитным организациям применяют различные органы (например, Банк России и Федеральная служба по финансовому мониторингу), что порождает ряд юрисдикционных проблем.