Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:41, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие содержание санкций, применяемых Центральным Банком РФ и другими государственными органами при осуществлении им своих регулятивных и надзорных функций.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
выявить правовую природу и сущность санкций, применяемых в банковском праве, дать их классификацию;
раскрыть содержание санкций, применяемых Банком России и иными государственными органами, как наиболее эффективного инструмента регулирования и надзора.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 5
1.1. Правовая природа санкций в банковском праве 5
1.2. Классификация санкций в банковском праве 11
Глава 2. ВИДЫ САНКЦИЙ В БАНКОВСКОМ ПРАВЕ 19
2.1. Штраф 19
2.2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и меры по охране имущества проблемных банков 29
2.3. Отзыв лицензии 34
2.4. Иные санкции, применяемые к кредитным организациям 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Банк России
может потребовать от кредитной
организации осуществления ею мер
по финансовому оздоровлению и реорганизации,
назначить временную
В соответствии со ст. 7 Закона о банкротстве кредитных организаций мерами финансового оздоровления кредитной организации являются: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры активов и пассивов кредитной организации; изменение организационной структуры кредитной организации, приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала); иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.35
В соответствии со ст. ст. 11 и 12 Закона о банкротстве кредитных организаций и гл. 2 и 3 Инструкции ЦБ РФ от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» применение указанных мер осуществляется кредитной организацией либо по собственной инициативе, либо по требованию Банка России. В соответствии с избранным путем выхода из финансового кризиса кредитная организация обязана разработать план мер по финансовому оздоровления либо план мероприятий по реорганизации, который подлежит представлению в Банк России для последующего контроля за ходом его выполнения.36
В соответствии со ст. ст. 17 и 32 Закона о банкротстве кредитных организаций Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации:
1) если кредитная
организация не удовлетворяет
требования кредиторов (кредитора)
по денежным обязательствам (обязательству)
и (или) не исполняет
2) кредитная
организация допускает
3) в течение последнего месяца кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности более чем на 20%.
Требование
о реорганизации кредитной
Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) при наличии одновременно следующих двух условий: во-первых, когда величина собственных средств (капитала) банка оказывается меньше размера уставного капитала банка, определенного зарегистрированными в установленном порядке учредительными документами банка; и, во-вторых, когда к моменту принятия данного решения учредители (участники) банка не приняли решения об уменьшении размера уставного капитала банка (ч. 1 ст. 7 Закона N 175-ФЗ). Например, в соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ от 29 октября 2008 г. N 325-П «Об особенностях выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации акций банка при осуществлении Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) после направления в Агентство предложения об участии АСВ в предупреждении банкротства банка.38
Статья 17 ФЗ № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает право и обязанность назначения временной администрации. Банк России вправе назначить временную администрацию при наличии экономических и административных критериев, о которых было сказано выше. Обязанность Банка России ввести временную администрацию возникает в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не позднее дня, следующего за днем отзыва лицензии. В случае такой обязанности деятельность временной администрации подчинена иным целям, чем предупреждение банкротства. Задача деятельности временной администрации при отзыве лицензии не только финансовое оздоровление, но и обеспечение сохранности имущества, выявление признаков банкротства.
Назначение
временной администрации
Цель деятельности
такой администрации в основном
носит превентивный характер и заключается
в предотвращении фактов хищения
имущества кредитной
Порядок назначения и деятельности временной администрации Банка России урегулирован Положением ЦБ РФ от 9 ноября 2005 г. № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией». Он может быть вкратце охарактеризован следующим образом. Временная администрация назначается Банком России на срок выполнения поставленных перед нею задач, но не более чем на шесть месяцев (п. 5 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России). Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свою деятельность с момента своего назначения до момента назначения ликвидатора или конкурсного управляющего (п. 4 ст. 18 Закона о банкротстве кредитных организаций). Деятельность временной администрации прекращается по истечении срока ее действия, а также досрочно в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения, либо невозможности обеспечить личную безопасность руководителя, членов временной администрации и ее представителей.
В состав временной администрации входят руководитель, заместитель руководителя, один или несколько членов временной администрации. В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» могут включаться ее служащие. Руководитель временной администрации должен являться служащим Банка России. Заместитель руководителя временной администрации может быть служащим Банка России или Агентства по страхованию вкладов. Члены временной администрации могут не являться служащими Банка России или АСВ. Руководитель временной администрации и его заместитель должны иметь высшее экономическое или высшее юридическое образование, стаж работы в Банке России не менее одного года, а при отсутствии указанного образования - стаж работы в Банке России не менее одного года и (или) опыт руководства подразделением кредитной организации, связанной с осуществлением банковских операций, не менее двух лет. Решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора или Председателем Банка России и оформляется приказом.40
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о банкротстве кредитных организаций в период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть ограничены или приостановлены приказом Банка России. В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация проводит обследование кредитной организации, устанавливает наличие оснований для отзыва банковской лицензии, участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию, контролирует распоряжение имуществом кредитной организации, выполняет иные функции, установленные федеральным законодательством (ст. 21 Закона о банкротстве кредитной организации).41
В случае приостановления
полномочий исполнительных органов
кредитной организации
Основания для отзыва лицензии у кредитной организации перечислены в ст. 20 Закона о банках. Указанные основания разделены на две группы. Часть 1 ст. 20 Закона о банках содержит основания, при наличии которых Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, если сочтет такое решение целесообразным. В части 2 ст. 20 Закона о банках, напротив, перечислены случаи, когда Банк России обязан отозвать банковскую лицензию.
Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) установления
недостоверности сведений, на основании
которых выдана указанная
2) задержки
начала осуществления
3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
6) неисполнения
федеральных законов,
7)
неоднократного в течение
8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;
9) неоднократного
непредставления в
10)
неисполнение кредитной
Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) если
достаточность капитала
2)
если размер собственных
3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
4) если
кредитная организация не
5)
если банк не достиг на 1 января
2015 года минимального размера
собственных средств (капитала) и
не подает в Банк России
ходатайство об изменении
6)
если банк в период после
1 января 2015 года в течение трех
месяцев подряд допускает
7)
если банк, размер собственных
средств (капитала) которого на 1
января 2007 года равен 180 миллионам
рублей или выше, а также банк,
созданный после 1 января 2007 года,
в течение трех месяцев подряд
допускают снижение размера
8)
если банк, размер собственных
средств (капитала) которого на 1
января 2007 года менее 180 миллионов
рублей, не достиг на соответствующую
дату размера собственных