Кроме Федерального закона от 10.07.2002 №
86-ФЗ “О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)”, правовое
регулирование банковской деятельности
в России осуществляется на основании
ряда других законодательных и подзаконных
актов, в числе которых – Федеральный
закон от 02.12.1990 № 395-1 “О банках и банковской
деятельности” (с последующими изменениями
и дополнениями).
Настоящий Закон:
- даёт определение основных понятий: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, иностранный банк, банковская система Российской Федерации и др.;
- описывает: порядок наименования кредитной организации, предоставления информации о деятельности кредитной
организации, порядок взаимоотношений
между кредитной организацией и государством;
перечень учредительных документов кредитной
организации; определяет порядок расчёта
уставного капитала кредитной организации;
описывает органы управления; определяет;
- устанавливает порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, а так же устанавливает правила бухгалтерского учёта, представления финансовой и статистической отчётности в кредитной организации, осуществлять надзор за деятельностью
кредитной организации; определяет порядок
ведения данной работы.
- определяет меры по обеспечению стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций;
- регулирует межбанковские отношения и обслуживание клиентов;
- определяет условия открытия кредитной организацией своих филиалов, представительств и дочерних организаций на территории иностранного государства;
- регламентирует порядок решения вопросов касающихся сберегательного дела;
- Давая характеристику нормативной базе функционирования Банка России нельзя забывать, что законы всеобщего действия: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, хозяйственное право и другие, имеют немаловажное для Банка России значение, определяют идеологию его деятельности,
место кредитных институтов.
Основополагающие положения о
статусе Банка России закреплены
в Конституции Российской Федерации,
какие либо изменения, затрагивающие этот
статус, могут быть внесены только соответствующим
законом Российской Федерации о поправке
к Конституции Российской Федерации.
Конституционные нормы банковского
права выполняют следующие определяющие
функции:
- программируют банковскую деятельность, распространяя на неё правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала
и финансовых услуг;
- устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами (например, право на собственность, право на информацию, право на защиту и т.д.);
- создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации;
- регулируют вопросы разграничение
предметов при осуществлении денежно-кредитной
политики государства;
- определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления банковской системой;
- определяют основополагающие права и обязанности центрального органа банковской системы Российской Федерации
- Банка России.
Уголовное право – обеспечивает
защиту от наиболее серьезных и общественно-опасных
посягательств на права и интересы государства,
и иных субъектов, осуществляющих свою
деятельность в банковской сфере; предполагает
уголовное преследование, которая возбуждается
в отношении лиц, изготавливающих или
сбывающих поддельные деньги; предусматривает
ответственность за подделку пластиковых
карт и платежных документов, а также за
хищение денег и ценных бумаг; учреждает
ответственность за совершение незаконных
сделок с валютными ценностями; предусматривает
наказание за разглашение банковской
тайны и за незаконную банковскую деятельность.
Гражданское право – определяет
правовые положения субъектов, участвующих
в гражданском обороте и осуществляющих
свою деятельность в кредитно-банковской
сфере; подробно рассматривает договоры,
применяемые в банковской деятельности;
регламентирует ответственность за нарушение
обязательств и прекращение обязательств;
раскрывает все формы расчетов.
Административное право – нормы
административного права содержатся в
основных банковских законодательных
и подзаконных актах и призваны обеспечить
управление банковской системы.
Налоговое право – рассматривает
особенности определения доходов банка;
рассматривает особенности определения
расходов банка; определяет особенности
ведения налогового учета доходов и расходов
банка.
Основы нормотворческой
функции Банка России имеют законодательное
закрепление. В соответствии со ст. 7 Федерального
закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)” Банк России по вопросам,
отнесенным к его компетенции, издает
нормативные акты (в форме указаний, положений,
инструкций), обязательные для федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления,
всех юридических и физических лиц. Правила
подготовки нормативных актов Банка России
устанавливаются Банком России самостоятельно.
Одним из основных принципов формирования и функционирования
банковской системы Российской Федерации
является принцип адекватного правового
обеспечения. Значительная роль в реализации
данного принципа принадлежит нормотворческой
деятельности Центрального банка Российской
Федерации.
Нормативные акты Банка России входят
в систему источников финансового
права. Они занимают значительною нишу
в правовом фундаменте всей финансовой
и банковской системы. Банковское право
является частью финансового права,
а банковское законодательство как
комплексная отрасль законодательства.
Нормативные акты Банка России можно
систематизировать по следующим направлениям:
- нормативные акты, регулирующие непосредственно организационную деятельность Банка России;
- нормативные акты, регулирующие отношения, в которых
Банк России выступает как орган банковского
регулирования и надзора за кредитными
организациями;
- нормативные акты, регулирующие общественные отношения согласно одной из своих основных функций, закрепленной в Законе о Банке России, – во взаимодействии с Правительством РФ разработка
и проведение единой государственной
кредитно-денежной политики;
- нормативные акты, регулирующие “внутреннюю” деятельность кредитных организаций;
- нормативные акты, непосредственно регулирующие банковскую деятельность.
Кроме того, классификация нормативных
актов Центрального банка Российской
Федерации может осуществляться по принципу
деления их на внутренние и внешние с законодательным
закреплением особенностей их подготовки,
принятия и вступления в силу.
Внутренние нормативные акты должны
быть направлены на организацию деятельности
в системе Банка России по реализации
законодательно закрепленных функций,
они должны иметь обязательный характер
только для системы Банка России.
Внешние нормативные акты Банка России
распространяются на субъекты, не входящие
в систему Банка России, являющиеся внешними
по отношению к ней.
Акт применения права или индивидуально-правовой
акт в банковском регулировании
– это официальное решение Банка России по конкретному
делу и направленное на индивидуально-правовое
регулирование деятельности конкретных
кредитных организаций.
Индивидуально-правовые акты являются результатом
деятельности Банка России в сфере банковского
регулирования и надзора. К ним относятся:
- акты – разрешения – например, выдача лицензии на осуществление банковских
операций (признание или предоставление
права осуществлять банковскую деятельность);
- акты – согласования – акты, устанавливающие юридический факт согласования с Банком России (иными
регулирующими органами) определенных
действий, например, назначение на должности
руководителя и главного бухгалтера кредитной
организации определенных лиц;
- предписывающие акты – акты, содержащие предписания Банка России (принимаемые, как правило, в порядке надзора или на основании результатов его) о совершении определенных
действий в целях устранения недостатков
в деятельности кредитных организаций,
предотвращения совершения правонарушений
в дальнейшем, или предписание об устранении
правонарушения (констатация правонарушения);
- правопрекращающие акты – приказ Банка России
об отзыве лицензии на осуществление банковских
операций.
Под интерпретационной деятельностью
Банка России понимается подготовка
официальных разъяснений как актов
толкования права, информационно-методических
материалов и обобщений практики применения
федеральных законов и нормативных актов
Банка России в пределах его компетенции.
Банк России заключает договоры
для достижения целей деятельности
Банка России по кругу вопросов,
определенных Федеральным законом от
10 июля 2002 г. № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)”. В качестве публичных
договоров Банка России, имеющих финансово-правовые
аспекты, выделяются договор корреспондентского
счета с кредитными организациями, договор
банковского счета с бюджетными организациями.
Анализ договорного акта Банка
России позволяет отметить его следующие
специфические признаки:
- публично-правовой характер договора (разновидность финансово-правового
договора);
- обязательной стороной данного договора выступает Банк России или уполномоченный им представитель;
договор заключается в рамках осуществления
банковской деятельности.
Положительными тенденциями в
развитии нормотворческой функции
Банка России являются:
- усиление роли законодательных норм в нормотворческой
функции Банка России;
- перевод на уровень федерального закона практически целесообразных положений нормативных актов Банка России;
- учет в законодательной регламентации правоприменительной практики по судебному
обжалованию нормативных актов Банка
России. В перспективе случаи издания
нормативных актов Банка России и вопросы,
подлежащие регулированию в них, должны
быть оговорены в федеральном законе.
Правовые акты Центрального банка
Российской Федерации, в юридическом
отношении, характеризуются тем, что они:
- являются правовыми средствами внутрисистемного
государственного регулирования банковской
деятельности;
- выступают в качестве юридических фактов, т.е. являются фактическими основаниями для формирования денежно-кредитных
правоотношений;
- устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют общественные
отношения, складывающиеся в сфере банковской
деятельности;
- служат правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других актов;
- могут являться юридическими документами, доказательствами
в юридическом процессе;
- являются важнейшим условием для осуществления тех или иных действий,
а также для реального действия других
правовых актов и реализации прав и свобод
физических и юридических лиц.
К правовым актам Центрального банка
Российской Федерации предъявляются следующие
требования:
- правовые акты Центрального банка Российской
Федерации не должны противоречить целям
поддержания стабильности банковской
системы и защиты интересов вкладчиков
и кредиторов, Конституции Российской
Федерации, международным договорам, федеральным
законам;
- Центральный банк Российской Федерации должен принимать правовой акт только в пределах своей компетенции, предусмотренной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
- правовые акты Банка России должны издаваться при соблюдении нормативно установленного
порядка его подготовки, издания, государственной
регистрации, вступления в силу и опубликования;
- структура проекта правового акта определяется предварительно и должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования и его обсуждение, а в его содержании
указывается порядок вступления его в
действие, куда входят дата или момент
вступления акта в действие, период (продолжительность)
его действия (указание календарного срока
действия акта, официальная отмена акта,
исполнение содержащихся в нем предписаний,
прекращение обстоятельств, по причине
которых акт был принят, другие обстоятельства);
- правовые акты Центрального банка Российской Федерации должны быть целесообразными, то есть в них необходимо четко определять и указывать цели акта и ожидаемые результаты;
- правовые акты Центрального банка Российской Федерации должны содержать в себе экономически обоснованные, реально исполнимые, не противоречащие друг другу нормативные положения;
- правовые акты Банка России в обязательном порядке должны доводиться
до сведения лиц, которые будут их исполнять
и соблюдать закрепленные в них требования
и положения путем опубликования в периодических
изданиях, комментирования в средствах
массовой информации, по радио и по телевидению,
издания специальных сборников;
- правовой акт Банка России должен быть принят в надлежащей форме, несоблюдение которой приводит к тому, что действие такого
акта может быть ограничено в отношении
тех юридических последствий, которые
имел в виду орган, его издавший, или же
вообще не порождать никаких юридических
последствий. В первом случае такой правовой
акт называется дефектным, а во втором
- ничтожным;
- действие правовых актов Банка России может быть прекращено (приостановлено) на основании потенциального содержания в них основания
прекращения действия (исчезновение предмета
регулирования и поэтому исчезновение
надобности в регулировании; истечение
срока действия акта. Решение о его отмене
или приостановлении действия) или в случае,
если основания для прекращения их
действия находятся за пределами правового
акта (решение об отмене акта; принятие
нового правового акта взамен действующего;
решения суда о прекращении действия акта).