Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:03, дипломная работа
Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.
ВВЕДЕНИЕ
4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ
7
Структура современного банковского законодательства. Нормотворческая деятельность Банка России
7
Правовое регулирование банковского надзора
16
Правовое регулирование безналичных расчетов
37
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТТИ БАНКА РОССИИ
51
Претензионно-исковая работа в учреждениях Банка России
51
Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу
54
Проблемы правовой деятельности Банка России
56
Совершенствование правовой деятельности Банка России
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
69
Таким образом, ЗАО действовал в пределах полномочий, предоставленных ему лицензией N 3332, выданной ему Центральным банком Российской Федерации, и правомерно отражал полученное комиссионное вознаграждение как не подлежащее налогообложению.
2.2. Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу
В отчетном 2006 году предъявлено в досудебном порядке к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Чукотскому автономному округу 8 (восемь) требований, – на общую сумму – 143232,32 (Сто сорок три тысячи двести тридцать два) рублей 32 копейки. Судебных исков в отчетном году к Главному управлению Банка России по Чукотскому автономному округу предъявлено – 1, на общую сумму 9900,00 (Девять тысяч девятьсот) рублей.
Все 8 требований предъявлены по предмету
спора – хозяйственная
Общее количество предъявленных в отчетном году к Главному управлению Банка России по Чукотскому автономному округу судебных исков – один.
Предмет спора по предъявленному иску: трудовые споры (о снятии взыскания и выплате денежных средств (премии)). Исковое заявление предъявлено мировому судье. Исковое заявление принято судом к производству, однако, в течение 2006 года не было рассмотрено.
Гражданское дело по исковому заявлению, предъявленному к Банку России в лице Главного управления Банка России по Чукотскому автономному округу в 2004 году бывшим работником о восстановлении на работе, об оплате времени вынужденного прогула и возмещении убытков, в отчетном году определением Анадырского городского суда от 02.06.2006 года производством прекращено, в связи с отказом от исковых требований представителя умершей истицы.
Общее количество требований, предъявленных в отчетном году Главным управлением Центрального банка Российской Федерации от имени Банка России в досудебном порядке – один. Предметы спора – хозяйственная деятельность.
Требования предъявлены Государственному унитарному предприятию – Управлению Федеральной почтовой связи по Чукотскому автономному округу об уплате неустойки за недоставку номеров журналов. После предъявления претензии журналы доставлены. Требования урегулированы в досудебной стадии спора.
Общее количество судебных исков, предъявленных Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Чукотскому автономному округу в 2006 году – два. Предметы исков – прочие (о включении в реестр требований кредиторов) – 1, прочие (об исключении из реестра кредиторов) - 1.
Иски (заявления) предъявлены:
Общее количество удовлетворенных за отчетный период требований и исков, предъявленных Главным управлением в 2006 году – три. Из них: требований – 1; исков (заявлений) – 2.
Главным управлением в декабре 2006 года (не рассмотренной в предыдущий отчетный период) подана частная жалоба на определение районного суда от 25.11.2006. Определением районного суда от 07.09.2006 требования Главного управления удовлетворены, возвращены расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
В 2006 году в кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа ответчиком обжалован судебный акт, которым удовлетворены требования Главного управления.
Общая сумма судебных издержек и расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной Главным управлением в отчетном году составила 00,00 руб. Поданные в Арбитражный суд Чукотского автономного округа 2 иска (заявления) государственной пошлиной не оплачивались.
На слушаниях в
Кроме того, на слушаниях говорилось о том, что Банк России незаконно применяет меры воздействия к банкам, опираясь на закон "О Банке России" и другие, регулирующие банковскую деятельность законы, что между законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и принятым в 2001 году Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) существует серьезная коллизия. При этом КоАП является "исключительным" законодательным актом по применению мер административного воздействия. В соответствии с этим с момента вступления КоАП в силу в 2002 году Банк России в своей надзорной деятельности в части применения мер воздействия к банкам, нарушающим законодательство, не должен был руководствоваться законом "О Банке России", а также другими законами, содержащими отдельные положения о применении мер воздействия, в частности, законом "О банках и банковской деятельности". Опираться при применении мер воздействия Банк России должен был исключительно на КоАП. Но так как он продолжал руководствоваться законом "О Банке России", то отсюда делается вывод о том, что Банк России незаконно присвоил себе полномочия по применению мер воздействия к банкам.
С возражениями выступил Первый Заместитель Председателя Банка России Г. Г. Меликьян, заявивший, что между КоАП и законом "О Банке России" действительно существуют некие коллизии. Однако ни закон "О Банке России", ни другие законы, содержащие меры воздействия к банкам, никто не отменял. Более того, в отдельных положениях этих законов прямо сказано, что Банк России обязан при определенных обстоятельствах принять в отношении соответствующих банков определенные меры надзорного реагирования вплоть до отзыва лицензии.
Идея, предполагающая отказ Банка России опираться в своей деятельности на закон "О Банке России" и другие банковские законы и руководствоваться исключительно КоАПможет привести к тому, что все меры, предусмотренные в законе "О Банке России", включая ограничение операций, меры по финансовому оздоровлению и другие, в том числе отзыв лицензии, за исключением штрафа, применяться к банкам-нарушителям не будут, потому что они просто не содержатся в тексте КоАП. Такого нет в законодательстве, регулирующем надзор за банками, ни в одной цивилизованной стране.
Реально это означает резкое ослабление банковского надзора и не только ставит под угрозу интересы кредиторов и вкладчиков, но и открывает путь для осуществления сомнительных и неблаговидных операций.
Кроме того, был затронут вопрос о "выделении" банковского надзора из Банка России и передать его какой-либо другой организации, создав так называемые мегарегуляторы - организации, которые осуществляют регулирование и надзор за деятельностью всех участников фондовых, да и вообще финансовых рынков, включая банки, инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды и т. д.
Однако было отмечено, что наших условиях при выведении надзора из Банка России, имеющего высококвалифицированный персонал и достаточно развитую надзорную систему, неминуемо произойдет его ослабление.
Также была высказана проблема связаная с использованием в надзорной практике профессионального или мотивированного суждения. Его суть заключается в том, что при оценке состояния банка или отдельных сторон его деятельности должны использоваться не только формализованные показатели или характеристики, но и различные качественные оценки.
Однако вся
современная международная
В большинстве стран банковский надзор, наряду с использованием обычных формальных подходов, широко использует оценки рисков, а также оценки работы внутренних управляющих систем в банке, прежде всего таких, как система корпоративного управления, система управления рисками, система внутреннего контроля. При этом широко используется профессиональное (мотивированное) суждение.
Поэтому решение проблемы надо искать не в отказе от его использования в практике надзора, а в более конкретном закреплении в законодательных и нормативных документах базовых положений, на которых должно основываться профессиональное суждение. Плюс повышение профессионализма и моральной чистоты работников.
Отбор банков в систему страхования вкладов в 2004-2006 годах был проведен с некоторыми элементами жесткого подхода. Но в итоге абсолютное большинство банков существенно улучшили свою работу и внутреннюю организацию. Многие банки серьезно переработали свои внутренние регламенты, сформировали или уточнили бизнес-планы, привели в порядок активы. Более прозрачной стала структура собственности. Высока организация работы по управлению рисками и укрепление служб внутреннего контроля.
2006 год оказался более успешным, чем вполне благоприятные предыдущие годы. В частности, совокупные активы банковской системы выросли более чем на 44%, кредиты, выданные нефинансовым организациям,- почти на 40%, капитал - на 36%. Это сопровождалось наведением порядка, очищением от криминальных и сомнительных операций, увеличением прозрачности работы банков. Стоимость российских банков резко пошла вверх, а интерес к их приобретению увеличивается.
2.4. Совершенствование банковского законодательства
Так, с 1 января 2007 года в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций установлен в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро, а размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской организации - в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро. Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала определяется в порядке, установленном нормативным актом Банка России. До 1 января 2007 года минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации устанавливался Банком России и в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. N 1346-У для создаваемых банков составлял сумму, эквивалентную 5 млн. евро, а для создаваемых небанковских кредитных организаций - сумму, эквивалентную 500 тыс. евро. Таким образом, размер минимального уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций не изменился, однако теперь он устанавливается федеральным законом. Банк России, как и прежде, устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.
Существенным дополнением
Информация о работе Правовые основы функционирования Банка России