Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:03, дипломная работа
Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.
ВВЕДЕНИЕ
4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ
7
Структура современного банковского законодательства. Нормотворческая деятельность Банка России
7
Правовое регулирование банковского надзора
16
Правовое регулирование безналичных расчетов
37
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТТИ БАНКА РОССИИ
51
Претензионно-исковая работа в учреждениях Банка России
51
Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу
54
Проблемы правовой деятельности Банка России
56
Совершенствование правовой деятельности Банка России
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
69
Реализация нормотворческой
Надзор и регулирование банковс
Функции банковского
Надзор за деятельностью банковских учреждений осуществляется в соответствии с принятыми федеральными законами, а также другими нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении надзорной деятельности, такими как: Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях»; Федеральный закон от 29.07.2004 № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 03.02.1996 № 17-ФЗ; Положение о Комитете банковского надзора Банка России, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 10.08.2004, протокол № 21 (в ред. Изменения, утв. решением Совета директоров ЦБ РФ от 21.01.2005, протокол N 1, решений Совета директоров ЦБ РФ от 14.06.2005, протокол N 10, от 27.03.2006, протокол N 5); Инструкция Банка России от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».
С юридической точки зрения банковский надзор – это надзор за соблюдением кредитными организациями банковского права. Установлен он только над кредитными организациями.
Во-первых, банковский надзор регулируется правовыми нормами. Его нормативную основу составляют банковское законодательство и нормативные акты Банка России. Исчерпывающий перечень видов нормативных актов, которыми регулируется банковская деятельность, а значит и банковский надзор, приводится в статье 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках). В то же время сам банковский надзор является составной частью банковской деятельности.
Во-вторых, банковский надзор осуществляется на федеральном уровне специальным органом надзора Банком России.
Не являясь органом
В-третьих, согласно законодательству целью банковского надзора наряду с обеспечением стабильности банковской системы является защита интересов банковских клиентов.
Банк России занимает верхний уровень банковской системы, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков – нижний. Перед Банком России стоит задача обеспечения стабильности банковской системы, предотвращения возможного системного кризиса.
С одной стороны, Банк России проверяет
финансовое положение кредитной
организации и тем самым
Банковские законы и подзаконные акты устанавливают финансовые нормативы, которые должны соблюдаться кредитными организациями. Финансовые нормативы – это по сути технологические нормы, обеспечивающие надежность банковских операций. Но поскольку они устанавливаются нормативными актами, то тем самым приобретают юридическую форму. Поэтому и банковский надзор имеет своей целью не только проверку соблюдения кредитной организацией финансовых нормативов, но еще и проверку соблюдения ею нормативных актов.
В некотором смысле юридический надзор вторичен по отношению к финансовому. Организация и функционирование каждого банка в отдельности и всей банковской системы в целом должным быть таковыми, чтобы при максимально эффективном достижении целей денежно-кредитной политики обеспечивалась и надежность результата. В то же время одним из условий надежности работы кредитных организаций является упорядоченность их деятельности, то есть нормативность, которая, в свою очередь, имеет своей основой нормативные акты. В итоге финансовая составляющая в банковском надзоре приобретает юридическую форму.
Задачи надзора – добиться, чтобы банки функционировали безопасно и надежно;
чтобы банки обладали капиталом и резервами, достаточными для покрытия рисков, возникающих в их деятельности.
Цели банковского
К видам банковского регулирования и надзора относятся:
Пруденциальное регулирование и надзор – это система норм государственно-властного характера, имеющая целью обеспечение стабильного и надежного функционирования банковской системы в целом, а также защиту интересов вкладчиков с помощью государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков и осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) от имени государства.
Нормы банковского права регулируют неодинаковые по своему основному содержанию отношения, поэтому не следует отождествлять общий банковский надзор и пруденциальный банковский надзор. В структуре банковского надзора различаются несколько основных объектов. Они указаны в ч.1 ст.56 Закона о Банке России, в которой говорится, что банковский надзор осуществляется, в том числе и за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами обязательных нормативов, иначе говоря, пруденциальных норм.
Надзор за соблюдением этих норм называется пруденциальным и является разновидностью банковского надзора. Его основное назначение состоит в том, чтобы снизить до минимума риски, которые принимает на себя кредитная организация, проводя банковские операции.
Банк России, осуществляющий надзор
за деятельностью кредитных
В структуру Комитета входят: Председатель
Комитета, его заместители и руководители
структурных подразделений
Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе: выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком; применения к кредитным организациям мер воздействия за допущенные нарушения в случаях, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также отмены (изменения) ранее принятых (в том числе территориальными учреждениями Банка России) решений о применении мер воздействия к кредитным организациям, за исключением решений о применении мер воздействия, принятых Председателем Банка России, и решений об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
В Положении о Комитете выделены следующие виды контроля за деятельностью кредитных организаций: государственный, ведомственный и независимый.
Государственный контроль определяется действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках законов, регламентирующих деятельность Банка России, кредитных организаций.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью кредитных организаций со стороны Банка России. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.
Независимый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторскими фирмами.
Банковский надзор по своей природе всегда вторичен по отношению к банковской деятельности. Строго говоря, в его функции не входит всеобъемлющий контроль банковских операций, а тем более вмешательство в текущую деятельность финансовых посредников. Главное – осуществление мониторинга и оценки рисков.
В соответствии с документом Базельского комитета по банковскому надзору "Основные принципы эффективного банковского надзора" (1997) выделяются три группы рисков.
К первой группе относятся риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников. Они возникают в условиях превышения исполнительными лицами банка установленных полномочий по принятию решений (по составу и объему операций), несоблюдения сотрудниками банка установленных процедур проведения операций, а также нарушения правил и этических норм, установленных на организованных рынках финансовых инструментов (ценных бумаг, иных фондовых ценностей, иностранной валюты, драгоценных металлов). Данные риски включают:
Во вторую группу входят риски потери ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарата. К ним относятся:
Информация о работе Правовые основы функционирования Банка России