Помимо определения минимального
размера собственных средств
(капитала), который устанавливается
для банка в сумме рублевого
эквивалента 5 млн. евро, новой статьей
предусмотрено, что условием для выдачи
банку генеральной лицензии является
наличие у него собственных средств в
размере не ниже установленного минимального
размера этих средств по состоянию на
1-е число месяца, в котором было подано
в Банк России ходатайство о получении
генеральной лицензии. Рублевый эквивалент
минимального размера собственных средств
определяется ежеквартально в порядке,
установленном нормативным актом Банка
России. В отношении банков, имеющих на
1 января 2007 года собственные средства
(капитал) в размере ниже суммы рублевого
эквивалента 5 млн. евро, названной статьей
определено, что такие банки вправе продолжать
свою деятельность при условии, что размер
их собственных средств не будет снижаться
по сравнению с уровнем, достигнутым на
1 января 2007 года. Кроме того, установлено,
что небанковская кредитная организация,
ходатайствующая о получении статуса
банка, должна иметь собственные средства
в сумме не ниже рублевого эквивалента
5 млн. евро на 1-е число месяца, в котором
было подано в Банк России соответствующее
ходатайство.
Требование к минимальному размеру
собственных средств (капитала) будет
применяться также и к действующим
кредитным организациям в качестве
условия создания на территории иностранных
государств филиалов и (после уведомления
банка России) представительств, а также
дочерних организаций (ст. 35).
В связи с установлением минимального
размера собственных средств
кредитной организации вторая часть
статьи 20 ФЗ "О банках и банковской
деятельности" дополнена новыми
основаниями для отзыва лицензии на осуществление
банковских операций (всего их четыре).
Например, если банк, размер собственных
средств которого на 1 января 2007 года равен
сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро
или выше этой суммы, в течение трех месяцев
подряд допустит снижение размера собственных
средств ниже указанной суммы, за исключением
снижения вследствие изменения методики
определения размера собственных средств,
и не подаст в Банк России ходатайство
об изменении своего статуса на статус
небанковской кредитной организации,
Банк России будет обязан отозвать у него
лицензию на осуществление банковских
операций.
Внесены изменения и в ФЗ "О
Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)". Отменены положения
Закона, касающиеся права Банка России
определять размер собственных средств
кредитных организаций в качестве условия
создания на территории иностранного
государства дочерних организаций и открытия
филиалов, получения небанковской кредитной
организацией статуса банка, а также получения
кредитной организацией статуса дочернего
банка иностранного банка (Федеральный
закон от 03.05.2006 N 60-ФЗ).
Кроме того, в 2006 году внесены изменения
в законодательные акты об установлении
Банком России порядка определения
рублевого эквивалента минимального
размера уставного капитала вновь регистрируемой
кредитной организации и минимального
размера собственных средств (капитала)
банка, а также небанковской кредитной
организации, ходатайствующей о получении
статуса банка. Рублевые эквиваленты названных
показателей определяются Банком России
ежеквартально, не позднее пятого рабочего
дня первого месяца текущего квартала
на основании курса евро по отношению
к рублю Российской Федерации, установленного
Банком России по состоянию на последний
рабочий день последнего месяца предшествующего
квартала. Определенные на текущий квартал
рублевые эквиваленты действуют до даты
их определения на следующий квартал.
С 1 января 2007 года утрачивает силу Указание
Банка России от 01.12.2003 N 1346-У "О минимальном
размере уставного капитала для создаваемых
кредитных организаций, размере собственных
средств (капитала) для действующих кредитных
организаций в качестве условия создания
на территории иностранного государства
их дочерних организаций и (или) открытия
их филиалов, размере собственных средств
(капитала) для небанковских кредитных
организаций, ходатайствующих о получении
статуса банка" (Указание ЦБ РФ от 11.12.2006
N 1755-У; зарегистрировано в Минюсте РФ 19.12.2006
N 8639).
С 01.01.2007 года вступили в силу изменения,
внесенные в Положение Банка России
от 04.06.2003 № 230-П «О регистрации кредитных
организаций в форме слияния и присоединения»
Внесение изменений в Положение
связано со вступлением в силу
с 1 января 2007 года Федерального закона
от 03.05.2006 N 60-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "О банках и банковской
деятельности" и Федеральный закон
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)", которым устанавливается
минимальный размер уставного капитала
вновь регистрируемого банка и минимальный
размер собственных средств (капитала)
банка, применяемый, в том числе, и для
выдачи кредитной организации генеральной
лицензии. Из документа исключаются положения,
согласно которым требования по минимальному
размеру уставного капитала для вновь
создаваемых кредитных организаций, а
также требования к размеру собственных
средств (капитала) банка в случае ходатайства
о выдаче генеральной лицензии на осуществление
банковских операций устанавливаются
Банком России, поскольку с 1 января 2007
года утрачивают силу документы банка
России, предусматривавшие названные
требования (Указание Банка России от
11.12.2006 N 1756-У; зарегистрировано в Минюсте
РФ 19.12.2006 N 8638).
В соответствии с «Основными направлениями
единой государственной денежно-кредитной
политики на 2007 год» В 2007 году будет
расширяться взаимодействие банковского
сектора с реальной экономикой, более
заметной станет его роль в реализации
приоритетных национальных проектов.
Банки сохранят доминирующее положение
в системе финансового посредничества
и останутся в числе привлекательных объектов
для инвестирования. Росту эффективности
и инвестиционной привлекательности российского
банковского сектора будет способствовать
повышение доверия к нему со стороны кредиторов
и вкладчиков в условиях развития банковской
деятельности и устойчивого функционирования
системы страхования вкладов.
Одновременно будет нарастать
конкуренция на рынке банковских
услуг, в том числе в связи
с повышением активности банков с
иностранным капиталом, а также
в результате развития трансграничного
банковского обслуживания. Завершение
либерализации валютного законодательства
приведет к расширению предложения услуг
иностранными банками. В этих условиях
особое значение приобретает повышение
конкурентоспособности отечественных
банков, уровня их финансовой устойчивости,
способности предоставлять высококачественные
современные банковские услуги.
Финансово слабые, плохо управляемые
и недобросовестные кредитные организации
будут выбывать с рынка банковских
услуг, в то время как лидеры российского
банковского рынка наряду с устойчивыми
средними и малыми банками (в том числе
региональными) упрочат свое положение.
Продолжится естественный процесс консолидации
российского банковского сектора. Несколько
возрастет в капитале и активах банковского
сектора доля банков с иностранным капиталом,
в том числе и за счет появления новых
банков, контролируемых нерезидентами.
Исходя из Стратегии в 2007 году Банк
России продолжит работу по развитию
банковского сектора и банковского
надзора по ряду направлений. Одним
из таких направлений будет участие в
совершенствовании действующего банковского
законодательства. Будет продолжена подготовка
нормативных актов Банка России, ориентированных
на действующее российское законодательство
и международную практику банковского
регулирования и банковского надзора.
Учитывая, что динамичное развитие банковского
сектора сопровождается накоплением рисков,
будет уделяться дополнительное внимание
вопросам качества систем управления
рисками и внутреннего контроля, корпоративного
управления, учета и отчетности. Будут
предприняты дальнейшие шаги по развитию
содержательного, риск-ориентированного
надзора, внедрению в российскую практику
рекомендаций Базельского комитета по
банковскому надзору (БКБН), прежде всего
Основополагающих принципов эффективного
банковского надзора. Будут также осуществляться
мероприятия по подготовке к реализации
подходов, предусмотренных документом
БКБН "Международная конвергенция измерения
капитала и стандартов капитала: новые
подходы" (далее - Базель II).
В 2007 году в целях укрепления финансовой
устойчивости и конкурентоспособности
банковского сектора экономики должное
внимание Банком России будет уделено
проблеме капитализации кредитных организаций
при сохранении приоритетного значения
качества капитала. В том числе в 2007 году
предстоит продолжить работу по созданию
надлежащего нормативно-правового обеспечения
роста капитала кредитных организаций
банковского сектора, повышению качества
управления в кредитных организациях
по ряду направлений, включая:
- выравнивание условий доступа российского
и иностранного капитала в российский
банковский сектор и конкурентных условий
деятельности российских и иностранных
банков;
- упрощение процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования;
- расширение возможностей кредитных организаций по открытию внутренних структурных подразделений;
- совершенствование процедуры регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности в целях устранения факторов, сдерживающих развитие банковской инфраструктуры;
- совершенствование регулирования размещения и обращения акций (долей) кредитных организаций;
- конкретизацию квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к руководству и учредителям (участникам) кредитных организаций;
- уточнение подходов к включению в расчет основного и дополнительного капитала банка признанных международной практикой субординированных финансовых инструментов.
Приоритетным направлением в области
дистанционного надзора выступает
развитие содержательного компонента
надзора, дальнейшее приближение техники
и режимов к международной практике, развитие
риск-ориентированного надзора за всеми
существенными видами банковских рисков
на соло- и консолидированной основе, включая
как традиционные финансовые (кредитные,
рыночные, процентные, ликвидности), так
и нефинансовые риски (операционный, правовой,
репутационный).
В этих целях предстоит осуществить
следующие мероприятия:
- внедрение в надзорную практику новых подходов к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций, предусматривающих
комплексный подход, отработанный в рамках
формирования системы страхования вкладов;
- внедрение режимов банковского надзора, базирующихся на оценках финансовой устойчивости кредитных организаций;
- подготовка изменений в законодательство и внесение в
нормативные документы изменений, направленных
на внедрение международных подходов
к оценке достаточности капитала кредитных
организаций, определенных в рамках Базеля
II;
- совершенствование подходов к порядку формирования резервов на возможные потери, в частности
уточнение методики формирования резервов
по портфелю однородных ссуд исходя из
приоритета содержания над формой, либерализации
требований к оценке качества ссуд, предоставленных
микрофинансовым организациям и использованных
ими на выдачу ссуд субъектам малого бизнеса
и физическим лицам;
- совершенствование подходов к регулированию и надзору за риском ликвидности и методики расчета соответствующих нормативов;
- совершенствование подходов к оценке рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении
операций и сделок кредитного характера
с группой экономически связанных между
собой заемщиков и заемщиков, связанных
с самой кредитной организацией;
- совершенствование подходов к оценке качества управления процентным риском в кредитных организациях, включая
вопросы организации системы управления
процентным риском в кредитных организациях
в отношении как торгового, так и банковского
(неторгового) портфелей финансовых инструментов,
чувствительных к изменению процентных
ставок;
- совершенствование консолидированной отчетности и анализа рисков банковских групп и банковских холдингов на консолидированной основе;
- совершенствование подходов к оценке качества корпоративного управления в кредитных организациях, управления всеми существующими банковскими рисками с учетом
повышения уровня автоматизации банковской
деятельности, развития информационных
аналитических систем и технологий банковского
обслуживания;
- обеспечение дальнейшего совершенствования системы раннего предупреждения возможных проблем кредитных организаций,
банковских групп (банковских холдингов)
и системы в целом;
- совершенствование методики и инструментария мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора, в том числе проведение работы по расчету и анализу рекомендованных МВФ показателей финансовой
устойчивости банковского сектора;
- совершенствование раскрытия информации о состоянии и динамике развития банковского сектора, включая совершенствование системы макропруденциальных показателей его финансовой устойчивости, публикуемых Банком России, публикацию
ежемесячного "Обзора банковского сектора
Российской Федерации", издание "Отчета
о развитии банковского сектора и банковского
надзора" за 2006 год.
Банком России будет продолжена
работа по дальнейшему совершенствованию
нормативно-правовой базы в части
повышения требований по раскрытию информации
при осуществлении кредитными организациями
потребительского кредитования и мониторинга
риска потребительского кредитования.
В ходе инспекционных проверок основное
внимание будет уделяться вопросам:
- оценки финансового состояния кредитной организации с элементами прогнозирования ее способности сохранять финансовую устойчивость на перспективу;
- определения и оценки рисков на возможно более ранних стадиях их возникновения;
- качества систем управления в банке, включая системы
внутреннего контроля и управления рисками
(оценка их адекватности характеру, масштабам
и условиям деятельности банка);
- соблюдения кредитными организациями (их филиалами) требований Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма";
- соблюдения банками - участниками системы страхования вкладов критериев и требований, которые применялись при их вступлении в систему;
- качества управления филиалами со стороны головного банка;
- оценки достоверности учета (отчетности) кредитных организаций.
Банком России будут предприняты
меры по дальнейшему совершенствованию
механизмов противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма,
в том числе будет усилена ориентация
на оценку эффективности функционирующих
в кредитных организациях систем внутреннего
контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская система представляет
собой неотъемлемый элемент национальной
экономики. Будучи связующим звеном рыночных
отношений, она оказывает большое воздействие
как на экономические процессы в стране,
так и на жизнедеятельность общества в
целом. Непременным условием устойчивого
развития и нормального функционирования
банковской системы является согласованная,
объективно отражающая реальные процессы
в экономике и обществе правовая база.
В условиях рыночной экономики роль государства,
устанавливающего правовые нормы экономической
деятельности, включая финансовую, возрастает,
усиливаются его регулирующие, надзорные
и контрольные функции.