Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

В научной и учебной  литературе иногда употребляется термин «элементы налога». В налоговом  законодательстве такие основы построения налога обозначены как «элемент налогообложения. Последняя формулировка позволяет  увязать внутреннюю структуру налога с процессом его установления, корректировки, отмены и практических действий налоговых, таможенных и других контролирующих органов по взиманию налоговых платежей и применению в случае необходимости мер принуждения.

Общий перечень элементов  налогообложения, их понятие и общие  подходы к построению регламентируются Налоговым Кодексом РФ (ст. 17). Элементы налогообложения в налоговом  законодательстве должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налоговый  плательщик точно знал, как исчислить  установленные налоги и сборы, в  каком объеме, порядке и когда  он должен их платить. По каждому налогу и сбору элементы налогообложения  конкретизируются соответствующей  главой второй части Налогового кодекса  РФ и налоговым законодательством  регионального и местного уровня (по региональным и местным налогам).

Элементы налогообложения  делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).

В статье 17 Кодекса говорится, что налог считается установленным, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая  база, налоговый период, налоговая  ставка, прядок исчисления налога, порядок  и сроки уплаты налога. Это есть основные элементы налогообложения. Основные потому, что неустановление или нечеткая формулировка хотя бы одного из них делает невозможным или затрудняет исполнение налогового обязательства налогоплательщиками и осуществление налогового контроля налоговым органом. Перечень приведенных выше элементов налогообложения является обязательным, т.е. каждый установленный Кодексом налог должен быть в обязательном порядке определен по всем основным его элементам.

При установлении сборов также  определяются их плательщики и элементы налогообложения. Однако для этих налоговых  платежей ряд обязательных элементов  может отсутствовать.

Факультативные элементы налогообложения носят не всеобщий, а избирательный характер. Они устанавливаются не для всех, а лишь для отдельных налогов и на определенные период времени. Наиболее распространенными факультативными элементами налогообложения являются: налоговые льготы, налоговый оклад, источник уплаты налога, порядок возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые нарушения и др. Эти элементы по мере необходимости в них определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.

Далее будут подробно рассмотрены  все основные и факультативные элементы налогообложения. При этом следует  иметь в виду, что налогоплательщики (плательщики сборов) одновременно выступают и как субъекты налоговых  отношений, и как основной элемент  налогообложения. Нечеткость в определении  налогоплательщиков (плательщиков сбора) в налоговом законодательстве вообще делает налог (сбор) бессмысленным. К  сожалению, в Кодексе налогоплательщики (плательщики сборов) представлены только в качестве одного из субъектов  налоговых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.Налоговая декларация. Налоговый  контроль: понятие, формы осуществления.

Нало́говая деклара́ция — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

Налоговую декларацию должны подавать люди, занимающиеся частной деятельностью (ИП), в т.ч. нотариусы, адвокаты, репетиторы, домработницы.[1]. Предприниматели и организации обязаны предоставлять декларации даже при нулевом доходе[2]

Декларации по некоторым налогам (в частности, налогу на прибыль организаций) необходимо представлять не только за налоговый период, но и за отчетные периоды.

В Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщики  должны представлять декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый контроль-деят-ть уполномоченных органов по контролю за соблюдением н/ми, налоговыми агентами и плательщиками сборов законод-ва о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Основными направлениями  налогового контроля являются учет организаций  и физических лиц, проведение налоговых  проверок.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в  налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту  нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих  им недвижимого имущества и транспортных средств. При этом постановка на учет в налоговом органе организаций  и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия  обстоятельств, с которыми НК РФ связывает  возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора. Постановка на учет по различным основаниям осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических  лиц, Едином государственном реестре  индивидуальных предпринимателей, а  также сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Одной из наиболее распространенных направлений налогового контроля является проведение налоговых проверок.

В зависимости от места  проведения налоговой проверки различают  камеральные (проводится в помещении  налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые  проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты натога. Срок проведения камеральной налоговой проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за некоторыми исключениями.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца и исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В рамках выездной налоговой проверки налоговые органы в пределах своей компетенции могут проводить различные мероприятия налогового контроля, в частности, истребовать документы и материалы, осматривать помещения, используемые для извлечения прибыли, привлекать специалистов, назначать экспертизы и т.д. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в  течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В акте налоговой проверки должны указываться  документально подтвержденные факты  нарушений законодательства о налогах  и сборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Правовые аспекты проведения  выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая  проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой  проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных  лет, предшествующих году, в котором  вынесено решение о проведении проверки. Срок проведения выездной налоговой  проверки составляет два месяца и  исчисляется со дня вынесения  решения о назначении проверки и  до дня составления справки о  проведенной проверке. В рамках выездной налоговой проверки налоговые органы в пределах своей компетенции  могут проводить различные мероприятия  налогового контроля, в частности, истребовать  документы и материалы, осматривать  помещения, используемые для извлечения прибыли, привлекать специалистов, назначать  экспертизы и т.д. По результатам  выездной налоговой проверки в течение  двух месяцев со дня составления  справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными  должностными лицами налоговых органов  должен быть составлен в установленной  форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в  течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В акте налоговой проверки должны указываться  документально подтвержденные факты  нарушений законодательства о налогах  и сборах.

 

 

 

 

 

 

36.Специальные налоговые режимы.

В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги. не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

НК РФ не содержит определение  специального налогового режима, определяя   лишь   виды   специальных   налоговых   режимов,   к   которым \ относятся: *Ч         1)       система       налогообложения       для       сельскохозяйственных

V

товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3)  система налогообложения в  виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4)  система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Разумеется. напрашивается вопрос, какую роль выполняют специальные налоговые режимы, и какое место они занимают в системе налогов сборов.

Понятие специального налогового режима построено на основополагающих принципах налогообложения и  базируется на существующей конструкции  элементов налогообложения, т.к. при  введении специальных налоговых  режимов устанавливаются элементы налогообложения (налогоплательщики, объект налогообложения, порядок исчисления налогов, порядок и сроки их уплаты, налоговый период, в ряде случаев  особая налоговая ставка), а также  налоговые льготы и основания  для их использования.

В ходе сопоставления понятия  «специальный налоговый режим» и  «налог» следует следующий вывод: подобно тому, как специфика любого налога находит свое выражение в  элементах его юридического состава; специальные налоговые режимы имеют  свой собственный набор характеристик, являющихся своеобразными аналогами  указанных элементов. Они служат универсальными критериями, позволяющими сравнивать один

159

специальный налоговый режим  с другим. В их числе: цели создания специального налогового режима; порядок его установления и введения в действие; круг субъектов, на которых нацелено его действие; порядок перехода на его использование; набор налогов, подлежащих замене в рамках соответствующего режима; правовая природа платежа, служащего такой заменой; состав правовых последствий, наступающих в ходе применения специального налогового режима.

Специальный налоговый режим  представляет собой дополнительный источник налоговых доходов государственного и муниципального бюджета, но при  этом выполняет стимулирующую и  регулирующую функцию налогообложения. К примеру, в России регулирующая функция налогов как важнейший инструмент управления экономическими процессами используется не в полной мере. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию уделяется определённое внимание налогам, которые должны выступать не только источниками бюджетных доходов, но и создавать предпосылки для ускорения экономического роста.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"