Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
В научной и учебной литературе иногда употребляется термин «элементы налога». В налоговом законодательстве такие основы построения налога обозначены как «элемент налогообложения. Последняя формулировка позволяет увязать внутреннюю структуру налога с процессом его установления, корректировки, отмены и практических действий налоговых, таможенных и других контролирующих органов по взиманию налоговых платежей и применению в случае необходимости мер принуждения.
Общий перечень элементов налогообложения, их понятие и общие подходы к построению регламентируются Налоговым Кодексом РФ (ст. 17). Элементы налогообложения в налоговом законодательстве должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налоговый плательщик точно знал, как исчислить установленные налоги и сборы, в каком объеме, порядке и когда он должен их платить. По каждому налогу и сбору элементы налогообложения конкретизируются соответствующей главой второй части Налогового кодекса РФ и налоговым законодательством регионального и местного уровня (по региональным и местным налогам).
Элементы налогообложения делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).
В статье 17 Кодекса говорится,
что налог считается
При установлении сборов также определяются их плательщики и элементы налогообложения. Однако для этих налоговых платежей ряд обязательных элементов может отсутствовать.
Факультативные элементы налогообложения носят не всеобщий, а избирательный характер. Они устанавливаются не для всех, а лишь для отдельных налогов и на определенные период времени. Наиболее распространенными факультативными элементами налогообложения являются: налоговые льготы, налоговый оклад, источник уплаты налога, порядок возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые нарушения и др. Эти элементы по мере необходимости в них определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.
Далее будут подробно рассмотрены все основные и факультативные элементы налогообложения. При этом следует иметь в виду, что налогоплательщики (плательщики сборов) одновременно выступают и как субъекты налоговых отношений, и как основной элемент налогообложения. Нечеткость в определении налогоплательщиков (плательщиков сбора) в налоговом законодательстве вообще делает налог (сбор) бессмысленным. К сожалению, в Кодексе налогоплательщики (плательщики сборов) представлены только в качестве одного из субъектов налоговых отношений.
33.Налоговая декларация. Налоговый контроль: понятие, формы осуществления.
Нало́говая деклара́ция — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.
Налоговую декларацию должны подавать люди, занимающиеся частной деятельностью (ИП), в т.ч. нотариусы, адвокаты, репетиторы, домработницы.[1]. Предприниматели и организации обязаны предоставлять декларации даже при нулевом доходе[2]
Декларации по некоторым налогам (в частности, налогу на прибыль организаций) необходимо представлять не только за налоговый период, но и за отчетные периоды.
В Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщики должны представлять декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговый контроль-деят-ть уполномоченных органов по контролю за соблюдением н/ми, налоговыми агентами и плательщиками сборов законод-ва о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Основными направлениями налогового контроля являются учет организаций и физических лиц, проведение налоговых проверок.
В целях проведения налогового
контроля организации и физические
лица подлежат постановке на учет в
налоговых органах
Одной из наиболее распространенных направлений налогового контроля является проведение налоговых проверок.
В зависимости от места проведения налоговой проверки различают камеральные (проводится в помещении налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты натога. Срок проведения камеральной налоговой проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за некоторыми исключениями.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца и исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В рамках выездной налоговой проверки налоговые органы в пределах своей компетенции могут проводить различные мероприятия налогового контроля, в частности, истребовать документы и материалы, осматривать помещения, используемые для извлечения прибыли, привлекать специалистов, назначать экспертизы и т.д. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В акте налоговой проверки должны указываться документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах.
35.Правовые аспекты
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В рамках выездной налоговой
проверки может быть проверен период,
не превышающий трех календарных
лет, предшествующих году, в котором
вынесено решение о проведении проверки.
Срок проведения выездной налоговой
проверки составляет два месяца и
исчисляется со дня вынесения
решения о назначении проверки и
до дня составления справки о
проведенной проверке. В рамках выездной
налоговой проверки налоговые органы
в пределах своей компетенции
могут проводить различные
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В акте налоговой проверки должны указываться документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах.
36.Специальные налоговые
В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги. не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
НК РФ не содержит определение специального налогового режима, определяя лишь виды специальных налоговых режимов, к которым \ относятся: *Ч 1) система налогообложения для сельскохозяйственных
V
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Разумеется. напрашивается вопрос, какую роль выполняют специальные налоговые режимы, и какое место они занимают в системе налогов сборов.
Понятие специального налогового
режима построено на основополагающих
принципах налогообложения и
базируется на существующей конструкции
элементов налогообложения, т.к. при
введении специальных налоговых
режимов устанавливаются
В ходе сопоставления понятия
«специальный налоговый режим» и
«налог» следует следующий
159
специальный налоговый режим с другим. В их числе: цели создания специального налогового режима; порядок его установления и введения в действие; круг субъектов, на которых нацелено его действие; порядок перехода на его использование; набор налогов, подлежащих замене в рамках соответствующего режима; правовая природа платежа, служащего такой заменой; состав правовых последствий, наступающих в ходе применения специального налогового режима.
Специальный налоговый режим
представляет собой дополнительный
источник налоговых доходов