Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

Необходимость применения специальных  налоговых режимов обусловлена  тем, что при взимании налогов  и сборов зачастую приходится учитывать  различия в экономическом статусе  налогоплательщиков и их деятельности.

Сравнительно низкий уровень  развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными  странами, а также ослабление государственной  поддержки развития сельского хозяйства  в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость  разработки при проведении налоговой  реформы особых мер по поддержке  указанных секторов экономики. Отмена в связи с введением части  второй НК РФ налоговых льгот для  субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся  по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых  режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.

(в      отношении      имущества,      используемого      для      осуществления предпринимательской деятельности) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).

В   связи   с   применением   упрощенной   системы   налогообложения, налогоплательщики  освобождается от уплаты следующих  налогов:

-    организации:   от   налога   на   прибыль   организаций;   налога   ни имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));

-  индивидуальные предприниматели: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной

деятельности)).

Следует отметить, что п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ предусмотрен специальный  налоговый режим упрощенной системы  налогообложения индивидуальными  предпринимателями на основе патента, применяемый только в отношении  определенных видов деятельности (пункт 2 статьи 346.25.1 Кодекса). Решение о  возможности применения индивидуальными  предпринимателями упрощенной системы  налогообложения на основе патента  на территориях субъектов РФ принимается  законами соответствующих субъектов  РФ.

Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными  предпринимателями упрощенной системы  налогообложения на основе патента, является выдаваемый индивидуальному  предпринимателю налоговым органом  патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности. Стоимость патента определяется расчетным путем и не зависит от величины реально полученных доходов

налогоплательщика.

Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности применяется только в  отношении определенных видов деятельности (пункт 2 статьи 346.26 Кодекса). Величина налога определяется расчетным путем  и зависит от физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности, и базовой доходности в месяц (пункт 3 статьи 346.29 Кодекса).

Глава 26.4 НК РФ устанавливает  специальный налоговый режим, применяемый  при выполнении соглашений, которые  заключены в соответствии с Федеральным  законом «О соглашениях о разделе продукции»29. Согласно последнему оглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе

и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном  в соглашении, и на ведение связанных  с этим' работ, а инвестор обязуется  осуществить проведение указанных  работ за свой счет и на свой риск. Специальный налоговый режим  применяется в течение всего  срока действия соглашения. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст.ст. 13-15 НК РФ. Так индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Понятие и  элементы налогового процесса. Налогово-процессуальное  правоотношение.

Налоговый процесс-совокупность институтов ф.права, регулир. отношения, связанные с механизмом расчета и уплаты налогов, а также контроля за полнотой уплаты налогов.

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

Правоотношения по поводу установления и введения в действие налогов  предшествуют правоотношениям, возникающим  в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной  власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством  порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному  в Конституции РФ разграничению  предметов ведения РФ и субъектов  РФ, правовому статусу муниципальных  образований. Кроме того, в связи  с ними возникают правоотношения между представительными и исполнительными  органами власти.

Налоги реализуются через налоговые  правоотношения, которые возникают  по поводу взимания этих налогов с  физических лиц и организаций. Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность  налогоплательщика внести в бюджетную  систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в  предусмотренные сроки, а обязанность  компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками  своей обязанности влечет за собой  причинение материального ущерба государству  или муниципальным образованиям, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому  законодательство предусматривает  строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение.

Субъектами налоговых  правоотношениях являются: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права. Кроме налогоплательщиков, в НК РФ названы налоговые агенты и сборщики налогов. Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщиками налогов могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет. Права и обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему правовому урегулированию. Налогоплательщики – это физические лица или организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

На налоговые органы возложена  задача по обеспечению поступления  налогов в бюджетную систему  и внебюджетные фонды в установленные  сроки и в соответствии с установленными ставками. Эта обязанность реализуется  через широкий круг их прав и обязанностей.

Немаловажная роль в реализации законодательства о налогах и  сборах принадлежит банкам. Банки  выполняют в области налогообложения  обязанности по исполнению поручений  на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов  и сборов. В силу указанной обязанности  банки исполняют поручение налогоплательщика  или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение  налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика  или налогового агента в порядке  очередности, установленной гражданским  законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 38.Понятие и  система гос-ых и муниципальных расходов.

 Обеспечивая выполнение  своих задач и функций, государство  распределяет и использует финансовые  ресурсы.

Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами  экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.[1,112]

Экономическая роль государства  проявляется в том, что оно  оказывает финансовую поддержку  отраслям народного хозяйства, финансирует  социально-культурные мероприятия  и науку, национальную оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему  государственных органов управления, которые практически воплощают  его функции. Совокупность всех видов  расходов государства составляет систему  его расходов.

Поскольку основная часть  расходов государства покрывается  за счет бюджетных средств, система  расходов государственного бюджета (т.е. единство всех затрат, покрываемых  за счет бюджета государства) прямо  зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.

Все субъекты Российской Федерации  наделены правом покрытия затрат, связанных  с их функционированием, за счет своих  бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Участником правоотношений при бюджетном финансировании является также кредитное учреждение, в  котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает  распорядитель бюджетных кредитов — руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено  право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

Финансово-правовые институты  государственных расходов тесно  переплетаются с институтами  бюджетного права, государственных  и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий.

Государственные расходы  осуществляются путем финансирования, которое урегулировано следующими правовыми нормами:

- Законы о федеральном  бюджете.

- Постановления Правительства

- Закон об инвестиционной  деятельности в РФ,

- Бюджетный кодекс.

Понятие «государственные расходы» рассматривают в нескольких аспектах:

1) как конкретные суммы  затрат государства и муниципальных  образований, произведенных ими  в целях выполнения своих функций  и задач;

2) как составную часть  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  по использованию находящихся  в их собственности и распоряжении  денежных средств.

В финансовых правоотношениях  в данном случае участвуют государственные  и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях  могут участвовать и негосударственные  или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о  выделении им государственных или  муниципальных средств.

Система государственных  расходов — совокупность всех расходов Российской Федерации в их взаимосвязи.

Государственные и муниципальные  расходы классифицируются:

1) в зависимости от  формы собственности субъектов,  осуществляющих публичные расходы:

а) государственные;

б) муниципальные;

2) в зависимости от  источников получения денежных  средств, порядка их планирования  и использования:

а) централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в  результате своей деятельности и  остаются в их распоряжении;

3) в зависимости от  характера участия в общественном  производстве выделяются расходы  на финансирование:

а) оборотных средств (текущих  расходов);

б) основных фондов (капитальных  вложений);

в) создание резервов;

4) по функциональному  признаку можно выделить направления  расходов на:

а) отрасли экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

б) социально-культурную сферу  и науку;

в) охрану окружающей природной  среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая  функционирование представительных и  исполнительных органов власти;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"