Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими  доходы, а в случае отсутствия таковых  — на имущество этих лиц. На имущество  взыскание обращается во внесудебном  порядке через судебных исполнителей народных судов по месту нахождения имущества. При этом важно учитывать  требования, которые предусмотрены  Положением о взыскании не внесенных  в срок налогов и неналоговых  платежей. В случае, когда бесспорный порядок списания применяется к  суммам, которые не должны быть взысканы в таком порядке, эти средства подлежат возврату собственника без  оценки обстоятельств, явившихся основанием для осуществленного списания средств.

Бесспорный  порядок списания средств применяется в отношении граждан-предпринимателей. Граждане-предприниматели имеют специальное разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, хотя и не обладают обособленным имуществом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Однако по своему статусу они остаются физическими лицами. 
Поэтому взыскание с них указанных сумм должно осуществляться в порядке, предусмотренном для физических лиц, т. е. в судебном порядке. В соответствии со ст. 22 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской 
Федерации споры о взыскании с граждан-предпринимателей недоимок и применении финансовых санкций за нарушение налогового законодательства подведомственны арбитражным судам.

В случае отсутствия у граждан-предпринимателей расчетного счета или денежных средств  на нем исполнение приказа арбитражного суда о взыскании с него соответствующих  сумм производится в порядке, предусмотренном  ГК РФ: судебный исполнитель посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения в срок до пяти дней, а по истечении данного срока  — принудительно исполняет решение.

Мерами  принудительного исполнения решения  являются: 
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества; 
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные источники доходов должника; 
3) обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц; 
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении суда.

67.Финансовые правонарушения  как основания наступления финансово-правовой  ответ-ти, их разновидности.

Самостоятельным основанием применения мер государственного принуждения  за нарушения финансового законодательства является финансовое правонарушение. Финансовое законодательство не содержит единого комплексного понятия финансового  правонарушения, но закрепляет определения  его разновидностей - налогового правонарушения и нарушения бюджетного законодательства. 
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Статья 281 БК РФ относит к нарушениям бюджетного законодательства неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. 
На основании ст. 71 Конституции РФ, относящей финансовое регулирование к ведению Российской Федерации, установление признаков и составов финансовых правонарушений относится к исключительной компетенции федерального центра. Применительно к различным направлениям финансовой деятельности это полномочие развивается внутриотраслевым законодательством. Статья 7 БК РФ закрепляет, что в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относится установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Пункт 2 ст. 1 НК РФ включает вопросы установления ответственности за совершение налоговых правонарушений исключительно в сферу регулирования Налогового кодекса. Указания на элементы финансовых правонарушений также содержатся в законодательных актах федерального уровня, регулирующих валютные, страховые, кредитные, расчетные, публичные банковские отношения и т.д. 
Определение финансового правонарушения является, таким образом, обобщающей (собирательной) категорией, отражающей совокупность юридических признаков внутриотраслевых правонарушений. 
Финансовое правонарушение - совершенное противоправное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность. 
Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков финансового правонарушения: 
1) противоправность деяния - финансовое правонарушение представляет собой деяние, нарушающее нормы финансового законодательства. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства финансового правонарушения. Правонарушением, содержащим признаки финансового, считается только деяние, предусмотренное финансовым законодательством. Противоправное деяние в финансовой сфере может совершаться в форме действия (например, отказ от обязательной продажи части валютной выручки; воспрепятствование проведению финансового контроля; отказ предоставить Счетной палате необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, неперечисление из-за границы валютной выручки; несообщение банком в налоговые органы о крупных финансовых операциях своих клиентов; непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и т.д.); 
2) виновность - финансовое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное финансовым законодательством психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям. 
Прямое указание на виновность в качестве обязательного признака финансового (налогового) правонарушения содержит НК РФ. Тот или иной вид формы вины зафиксирован в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений. Большинство составов налоговых правонарушений, установленных Налоговым кодексом РФ, предполагают наличие неосторожной формы вины. БК РФ при характеристике бюджетного правонарушения не называет виновность, однако наличие и необходимость для финансово-контрольных органов ее установления прослеживаются в составах конкретных бюджетных правонарушений. Многие финансовые правонарушения совершаются в форме прямого умысла, однако латентный (скрытый) характер финансовых правонарушений, а также несовершенство законодательного оформления процессуальной формы привлечения к финансовой ответственности не позволяют правоохранительным органам доказать умысел и правильно квалифицировать действия правонарушителя; 
3) наказуемость деяния - совершение финансового правонарушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде финансовых санкций. Наказуемость является формальным признаком финансового правонарушения, поскольку финансовым правонарушением признается совершенное противоправное деяние субъектов финансового права, ответственность за которое предусмотрена финансовым законодательством. Сущность наказуемости как формального признака финансового правонарушения заключается в угрозе применения наказания к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены охранительными нормами финансового законодательства (гл. 16 и 18 НК РФ, гл. 28 БК РФ и др.). Установление ответственности за финансовые правонарушения только финансовым законодательством федерального уровня является императивной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к финансовой ответственности. 
Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к финансовой ответственности, всех юридических признаков противоправного деяния дает основания для квалификации совершенного им действия или бездействия в качестве финансового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия. 
Финансовое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, образующих его состав. 
Состав финансового правонарушения - это установленные нормами финансового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние финансовым правонарушением. 
Состав финансового правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44.Финансово-правовое регулирование  обязательного страхования.

Обязательное  страхование отражает общественную (общегосударственную) потребность  в страховании. Это может быть потребность в оказании полной и  своевременной материальной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, пострадавшим при ликвидации последствий аварии на ядерном объекте, при стихийном бедствии и т.п. Для этих целей государство в  законодательном порядке устанавливает  обязательность страхования (например, ответственности предприятий —  источников повышенной опасности за вред, причиненный третьим лицам, а также окружающей природной  среде). Результатом этого становится принятие соответствующего закона об обязательном страховании. Таким образом, обязательное страхование — это  страхование в силу закона.

Обязательное  страхование как форма организации  страхования имеет такую важную особенность, как всеобщность. Она  позволяет включать в сферу страхования  всех субъектов, у которых потенциально имеются определенные страховые  потребности, при этом не обязательно, чтобы субъект осознавал наличие  своего страхового интереса. Кроме  того, способ обязательного страхования  позволяет обеспечить и страховую  защиту конкретного общественного  страхового интереса.

Обязательную  форму страхования отличают следующие 2 принципа:

а) обязательное страхование устанавливается  законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие  объекты, а страхователи - вносить  причитающиеся страховые платежи. Закон предусматривает:

- перечень подлежащих обязательному  страхованию объектов;

- объем страховой ответственности;

- уровень или нормы страхового  обеспечения;

- порядок установления тарифных  ставок или средние размеры  этих ставок с предоставлением  права их дифференциации на  местах;

- периодичность внесения страховых  платежей;

- основные права страховщиков  и страхователей;

б) действие обязательного страхования  независимо от внесения страховых платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся страховые  взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели или повреждения  застрахованного имущества, не оплаченного  страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолженности  по страховым платежам. На не внесенные  в срок страховые платежи начисляются  пени.[3]

Объектами обязательного страхования могут  быть имущественные интересы, связанные  с жизнью, здоровьем, имуществом, гражданской  ответственностью.

Анализ  названных выше статей Гражданского кодекса и Закона «Об организации  страхового дела в РФ», позволяет  выделить три вида обязательного  страхования:

1) обязательное страхование в силу  закона;

2) обязательное страхование в силу  договора;

3) обязательное государственное страхование.

Обязательное  страхование в силу закона — это  страхование, при котором обязанность  страховать конкретный имущественный  интерес возлагается на страхователя непосредственно нормами закона (пункт 1 статьи 935 Гражданского кодекса). Например, страхование ответственности  нотариусов: согласно статье 18 «Основ законодательства Российской Федерации  о нотариате» нотариус обязан заключить  договор страхования своей профессиональной ответственности с лимитом страховой  ответственности не ниже 100-кратного установленного законом размера  минимальной месячной оплаты труда.

Обязательное  страхование в силу договора —  это страхование, при котором  обязанность страхования для  лица вытекает не из нормы конкретного  закона, а из условий договора (пункт 4 статьи 935 Гражданского кодекса). Например, договором ипотечного кредитования может быть предусмотрена обязанность  заемщика страховать объект залога (статья 31 Федерального закона «О залоге недвижимости (ипотеке)»). Залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан и в силу статьи 343 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за счет залогодателя заложенное имущество в полной его стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования — на сумму не ниже размера требования. Подобные требования содержатся и в иных положениях Гражданского кодекса (статья 637 для договоров аренды транспортного средства с экипажем, статья 742 для договоров строительного подряда и т.д.). Иногда в этой связи еще говорят о так называемом вмененном страховании как еще одной разновидности страхования в силу договора. Так, закон лишь создает предпосылку, правовую среду для обязанности застраховать имущественный интерес. Например, Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и другие в качестве предпосылки для предоставления разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по использованию опасных промышленных объектов либо атомных электростанций выдвигают требование о наличии страховой гарантии – страхового полиса с определенными ее параметрами - объемом ответственности страховщика.

Обязательное  государственное страхование относится  к категории обязательного страхования  в силу закона. Однако ему присущи  некоторые специфические черты. Среди них:

а) цель такого страхования — обеспечение  социальных интересов граждан и  интересов государства;

б) объект страхования — страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий;

в) источник финансирования — обязательное государственное страхование осуществляется исключительно за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета соответствующего министерства и иного федерального органа исполнительной власти, которые  являются страхователями по данному  виду страхования (пункт 1 статьи 969 Гражданского кодекса). Например, обязательному государственному страхованию за счет средств федерального или других соответствующих бюджетов подлежит страхование жизни и  здоровья судьи, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего  органа, сотрудника федерального органа государственной охраны и другие категории работников.

Среди законодательных актов, посвященных  регулированию обязательного страхования, можно назвать следующие:

1) Федеральный закон «Об обязательном  государственном страховании жизни  и здоровья военнослужащих, граждан,  призванных на военные сборы,  лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  Российской Федерации, сотрудников  учреждений и органов уголовно-исправительной  системы и сотрудников федеральных  органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ;

2) Закон РФ от 19 декабря 1991 г.  № 2060-1 «Об охране окружающей  среды», статья 23;

3) Закон РФ «О милиции», статья 29;

4) Закон РФ «О внутренних войсках  Министерства внутренних дел  Российской Федерации », статья 43;

5) Закон РФ «О частной детективной  и охранной деятельности в  Российской Федерации », статья 19;

6) Закон РФ «О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан  при ее оказании », статья 22;

7) Закон РФ «О донорстве крови  и ее компонентов», статья 8;

8) Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном  образовании», статья 7;

9) Закон РФ «О статусе судей  в Российской Федерации», статья 20;

10) Закон РФ от 20 августа 1993 г.  № 5663-1 «О космической деятельности»,  статья 25;

11) Закон РФ от 8 мая 1994 г. №  3-ФЗ «О статусе депутата Совета  Федерации и статусе депутата  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации», статья 21;

12) Закон РФ от 21 ноября 1995 г. №  170-ФЗ «Об использовании атомной  энергии», статья 18;

13) Закон РФ от 25 августа 1995 г.  №153-Ф3 «О федеральном железнодорожном  транспорте », статья 25;

14) Закон РФ от 14 марта 1995 г. №  33-ФЗ «Об особо охраняемых природных  территориях », статья 34;

15) Закон "Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний".[4]

16) Основы законодательства Российской  Федерации об охране труда  от 6 августа 1993 г. № 5600-1, статья 9;

17) Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном  страховании пассажиров» (в редакции  Указа Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях  государственной политики в сфере  обязательного страхования»);

18) Постановление Правительства РСФСР  от 4 ноября 1991 г. № 581 «О государственном  обязательном бесплатном личном  страховании граждан, пострадавших  от чернобыльской катастрофы, и  лиц, командируемых в зоны с  радиационным риском» и другие.

Дальнейшее  развитие обязательного страхования  и его упорядочение связывают  с созданием и принятием соответствующего Федерального закона об обязательном страховании. Аналогичный закон  существует во многих странах (например, в Германии). И именно на основе такого закона впоследствии создаются специальные  законодательные акты об отдельных  видах обязательного страхования.

8 Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2004. С.312-316.


Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"