Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:02, курсовая работа
Цель данной работы – исследование проблем, возникающих при кредитовании малого и среднего бизнеса в РК и практические рекомендации по их совершенствованию.
Цель исследования достигается путем решения следующих основных
задач:
- дать общую характеристику АО «Народный Банк Казахстана»;
- проанализировать современное состояние малого и среднего бизнеса в РК;
- провести анализ финансово – экономического состояния АО «Народный Банк Казахстана»;
- определить сущность и значение малого и среднего бизнеса;
- проанализировать специфику кредитования малого и среднего бизнеса в АО «Народный банк Казахстана»;
- на основе анализа и изучения материала выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию кредитования малого и среднего бизнеса.
Доля сформированных провизий в 2012 году уменьшилась по сравнению с 2011 годом(22,04 процента) и составила 20,98 процентов от общего объема ссудного портфеля.(Таблица 2.8, рисунок 2.5)
Таблица 2.8
Сформированные провизии, проценты
Год |
Сформированные провизии |
2010 |
21,28 |
2011 |
22,04 |
2012 |
20,98 |
Рисунок 2.5 Сформированные провизии, млн. тенге
В общей структуре активов банка на долю выданных кредитов приходится около 52,1 процентов. Согласно долгосрочной стратегии Банка, руководство планирует увеличить долю ссудного портфеля до 70 процентов. [17]
В послании народу Республики Казахстан Президент отметил необходимость поддержки предпринимательской деятельности и стимулирования повышения конкурентоспособности казахстанских предприятий.
Малый и средний бизнес, или малое и среднее предпринимательство, представляет самый многочисленный слой собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широко спектра товаров и услуг.
Сектор малого и среднего предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной, управленческой гибкостью, это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Понимание роли малого и среднего предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому.
Малый и средний бизнес это:
1) бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения;
2) бизнес, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны велика:
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать - надо получать средства к существованию, а значит, - быть лучше других, чтобы прибыль досталась именно им.
Малые и средние предприятия влияют на насыщенность рынка, определяют тенденцию к устойчивости цен, формируют среду конкуренции.
В рыночной экономике малый и средний бизнес не противостоит крупным компаниям, а взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; сокращению нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производства.
Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.
Активная работа коммерческих банков в области кредитования является непременным условием успешной конкуренции этих учреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышению платежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет не только о совершенствовании техники кредитования, но и о разработке и внедрении новых способов снижения кредитных рисков.
Для получения кредита деятельность предприятия должна быть более или менее «прозрачной». В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие предприятия. Низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако, более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности.
В настоящее
время можно говорить о том,
что базовые предпосылки для
роста интереса к проектам
малого бизнеса со стороны
кредитных институтов
Согласно экспертным оценкам, кредитование малого предпринимательства в ближайшие годы станет одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка банковских услуг.
Работа с малым бизнесом открывает для банков возможность существенно нарастить объемы активно-пассивных операций. Это особенно актуально для крупных банков, которые сталкиваются со снижением спроса на кредиты со стороны крупных корпоративных заемщиков, получивших возможность кредитоваться под более низкий процент на западных рынках капитала.
Кредитование малого предпринимательства представляет для банков значительный интерес в силу высокой доходности этих операций и сравнительно небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала. [8,c. 112]
Кредитная политика – это стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику, учитывая экономические, политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность. Считается, что риски банка повышаются, если он не имеет своей кредитной политики; если он ее имеет, но не довел до сведения всех исполнителей; если он имеет противоречивую или неконкретную политику.
Кредитная политика в части стратегии вбирает в себя приоритеты, принципы и содержательные цели конкретного банка на кредитном рынке, а в части тактики - финансовый и иной инструментарий, используемый данным банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса. Таким образом, кредитная политика создает необходимые общие предпосылки эффективной работы персонала кредитного подразделения банка (понимания приоритетов, целей, инструментов, методов организации кредитных сделок), объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия нерациональных решений. [5]
Кредитная политика разработана в соответствии со стратегией развития акционерного общества «Народный Банк Казахстана»( далее Банк), законодательством Республики Казахстан, в том числе правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Кредитная политика определяет общие приоритеты и философию кредитной деятельности Банка, основные принципы и стандарты проведения заемных операций Банка. Органом, определяющим и утверждающим кредитную политику Банка в соответствии с Уставом, является Совет директоров; основными органами, осуществляющими кредитную политику, контроль за ее соблюдением, являются Правление, кредитные комитеты Банка, действующие в рамках делегированных им полномочий, а также структурные подразделения Банка, участвующие в процессах кредитования Клиентов. Цели кредитной политики представлены на рисунке 3.1:
Рисунок 3.1 Цели кредитной политики АО «Народный Банк Казахстана»
Приоритеты кредитной политики и направления кредитной деятельности определяются Банком самостоятельно. Уполномоченные органы Банка вправе, в пределах своих полномочий, определять приоритетные категории бизнеса, отрасли и регионы размещения займов.
Банк осуществляет кредитную деятельность во всех секторах экономики и регионах Республики Казахстан, а также других странах, определенных стратегией Банка.
Одним из принципов кредитной деятельности Банка является ее соответствие требованиям законодательству Республики Казахстан, а также страны, в которой осуществляется кредитная сделка. При проведении заемных операций Банк руководствуется политикой о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и кредитованию терроризма. Для целей кредитования Банк использует как собственные активы, так и привлеченные от юридических и физических лиц средства (займы и депозиты), полученные на внутреннем и международном финансовых рынках, а также другие источники ресурсов, пригодные для кредитования. При формировании кредитного портфеля Банк руководствуется принципом диверсификации рисков.
Кредитование Клиентов осуществляется Банком на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого использования, мониторинга представленных займов. Банк осуществляет кредитные операции с Заемщиками любого правового статуса, определенного законодательством Республики Казахстан и других стран, в которых Банк осуществляет кредитную деятельность:
Организация кредитования должна обеспечивать безусловный возврат ссуд, целевой характер их использования, стимулирование роста объема производства продукции, удовлетворяющей потребности общества, и увеличение доли кредитных вложений, направляемых на инвестиционные проекты в перспективные высокоэффективные отрасли. Общие ориентиры и рекомендации должны давать возможность инициативной работы практических работников, занимающихся отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных договоров. При этом можно определить предельные суммы кредитов, решения по которым принимаются сотрудниками разных должностных категорий. [5]
Кредитный процесс Банка состоит из следующих этапов (рисунок 3.2):
Рисунок 3.2 Этапы кредитного процесса АО «Народный Банк Казахстана»
Кредитная политика банка разрабатывается также на основе положений экономической и денежно-кредитной политики государства, сложившейся хозяйственной ситуации в данном регионе. [6]
Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере частного предпринимательства, и в том числе малого бизнеса.В социально-экономической политике Республике Казахстан на рубеже XXI века развитию малого предпринимательства уделяется особое внимание. Его роль в улучшении социального климата занимает ведущее место. В первую очередь в этой сфере быстрее растет занятость населения и создаются условия для стабильности в обществе.
Комитетом развития предпринимательства совместно с Фондом развития предпринимательства «Даму» ведется реализация Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее - Программа), целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. В ходе реализации Программы с 2010 года по трем направлениям к субсидированию было одобрено 1112 проектов на общую сумму 350 456,9 млн. тенге.
- по первому направлению одобрено 842 предприятия на общую сумму кредитов 155 159,5 млн. тенге, подписано 520 договоров субсидирования;
- по второму направлению – 189 предприятий на общую сумму кредитов 143 221,4 млн. тенге, подписано 129 договоров субсидирования;
- по третьему направлению – 81 предприятие на общую сумму кредитов 52 076,0 млн. тенге, подписано 47 договоров субсидирования.
К регионам с наибольшим количеством одобренных проектов к субсидированию в рамках трех направлений Программы можно отнести: Карагандинскую, Актюбинскую, Павлодарскую, Алматинскую области и г.Алматы, на их долю приходится около 47,2 процентов проектов (525 проектов).