Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование проблем, возникающих при кредитовании малого и среднего бизнеса в РК и практические рекомендации по их совершенствованию.
Цель исследования достигается путем решения следующих основных
задач:
- дать общую характеристику АО «Народный Банк Казахстана»;
- проанализировать современное состояние малого и среднего бизнеса в РК;
- провести анализ финансово – экономического состояния АО «Народный Банк Казахстана»;
- определить сущность и значение малого и среднего бизнеса;
- проанализировать специфику кредитования малого и среднего бизнеса в АО «Народный банк Казахстана»;
- на основе анализа и изучения материала выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию кредитования малого и среднего бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_FM.docx

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Одной из немаловажных проблем при получении кредита является - залоговое обеспечение кредита, т.е. гарантии банку. Оформляя любой достаточно крупный кредит, заемщик неизбежно сталкивается с проблемой залога. Им должен стать товары в обороте, оборудование, бытовая техника, дом, квартира, земельный участок, автомобиль. Зачастую возникают проблемы с предоставлением гаранта. Проблема состоит не столько в том, что далеко не всегда ценности, эквивалентные по стоимости требуемой сумме, найдется у клиента, сколько в том случае невозврата какой-то части суммы он теряет все.

Поэтому риски банков заключаются в невозврате кредита, несоответствие стоимости залогового имущества объему кредита, низкой стабильности дохода населения в республике. По признанию банкиров, при ощутимом росте объемов операций с клиентами их беспокоит также отсутствие кредитных историй, документов, отражающих выплаты конкретного лица по предыдущим кредитам. Анализ этих данных во всем мире является обязательным атрибутом работы банков как с физическим лицами, так и с юридическими лицами – субъектами малого и среднего бизнеса.

Еще одна проблема связана с присутствием в обращении недекларируемых доходов, в виде так называемой «черной наличности». Дело в том, что для принятия решения о выделении кредита банку требуется документы, подтверждающие доходы клиента. Разумеется, со слов клиента, что якобы доход от бизнеса в месяц составляет три, четыре тысячи долларов США, банк с ним работать не будет.

Современная практика кредитования казахстанскими банками субъектов МСБ требует своего совершенствования как с точки зрения расширения объектов кредитования, так и деференцации условий предоставления кредита. Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции, в частности, позволит населению шире использовать банковские кредиты для решения жизненно важных проблем.

Сегодня в нашей стране кредиты субъектам МСБ выдаются исключительно на условиях предоставления залога. Средние процентные ставки по кредитам, выданным гражданам, существенно выше, причем в как национальной валюте, так и в иностранной валюте.

Как показало исследование практики, при оценке кредитоспособности заемщика в США уделяют внимание кредитной истории. Более того, кредитные отчеты (и модели оценки, которые становятся возможными благодаря этим кредитным отчетам) позволяют кредиторам принимать заблаговременные меры, направленные на предупреждение проблем задолженности, даже текущих держателей счетов. Предоставляя полную картину всех кредитных счетов заемщика, данные кредитных счетов позволяют кредиторам предотвратить чрезмерное кредитование. В результате этого количество непогашенных кредитов в США очень невелико. За последние семь лет 60 процентов заемщиков в США не имели задолженности в течение 30 дней и более.

Сегодня в нашей стране стоит проблема функционирования кредитных бюро, которые смогли бы аккумулировать всю информацию о кредитозаемщике.

Основная деятельность Кредитного бюро состоит в формировании кредитных историй заемщиков и предоставлении кредитных отчетов кредиторам.

В целях минимизации кредитных рисков банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковской деятельности, обязаны ежемесячно представлять в Нацбанк РК всю информацию по всем выданным кредитам и условным и возможным обязательствам.

Также заслуживает внимания коллекторские компании, занимающиеся возвратом проблемных кредитов банкам.

Зародился коллекторский бизнес в США где-то в шестидесятых годах минувшего столетия. А сегодня в США успешно функционируют около шести с половиной тысяч коллекторских агентов, и ни один банк США не работает с должниками самостоятельно – все дела подобного рода передаются коллекторам. В западной Европе коллекторские агентства появились в начале восьмидесятых, а в России профессионально работать с проблемными кредитами стали в 2003-2004годах. В Республики Казахстан коллекторский бизнес начал развиваться с весны 2006 года. До этого момента в работе коллекторов просто не было потребности, потому что кредитование субъектов малого бизнеса без залога недвижимости и потребительское беззалоговое кредитование активно начало иметь большое распространение.

Долги, которые банки второго уровня решают передать в коллекторскую компанию, банк решает сам. Обычно с долгами, просрочка по которым не превышает один-два месяца, банки справляются при помощи своих внутренних ресурсов (отдел проблемных кредитов), если же платежи на погашение кредита не поступают более пяти месяцев, задолженность передается коллекторскому агентству. Эффективность работы с долгами зависит также от наличия в структуре банка специального подразделения, отвечающего за возврат проблемных кредитов. По мнению специалистов, те коллекторские агентства, которые сейчас работают на рынке, еще недостаточно окрепли и не имеют таких ресурсов, чтобы заниматься массовым выкупом долгов. Да и сами кредиторы не готовы отдавать за малую часть эти кредиты.

В отличие от развитых зарубежных стран, где основная финансовая поддержка МСБ идет по линии государства, в Казахстане возможности государственного бюджета, как известно, ограничены. В этих условиях предлагается переход к коммерческим механизмам привлечения средств. В целях широкого привлечения потенциальных инвесторов, финансовые средства которых, несомненно, могут играть немаловажную роль в развитии МСБ, намечено продолжить работу над созданием благоприятного климата для прямых инвестиций в Казахстан, основную часть которых направлять на финансирование приоритетных видов предпринимательской деятельности.

В то же время следует отметить, что на сегодня коммерческие банки, в основном, ориентированы на кредитование либо торгово-закупочных операций, либо предпочитают кредитовать крупных товаропроизводителей. Предписания банка о кредитовании МСБ остались на бумаге, так как не были обеспечены соответствующим стимулирующим кредитным механизмом. Малый производственный бизнес остается вне сферы интересов финансовых и банковских институтов в основном из-за отсутствия ликвидной залоговой базы. В этой связи важную роль приобретает поддержка малого предпринимательства в виде предоставления лизинговых кредитов, страхования, развития франчайзинга и других нетрадиционных видов поддержки. [20]

Политика финансовой поддержки предпринимательства будет строиться на политике увеличения доли долгосрочного, и среднесрочного кредитования приоритетных видов деятельности с применением льготных процентных ставок, создания на региональных уровнях залоговых фондов и кредитных товариществ. Таким образом, будут формироваться механизмы, которые бы дали мультипликационный эффект в развитии МСБ, так как проблема получения первоначального капитала, конечно же, основная.

Для успешной работы любых предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, большое значение имеет общедоступность банковской сети, легкость получения ее услуг, высокое качество и оперативность обслуживания. В этих целях предусматривается дальнейшее развитие и совершенствование банковской системы в Казахстане. Сегодня уже пересмотрены экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков, определены льготы, предоставляемые банкам, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов.

Можно выделить следующие пути по совершенствованию кредитования МСБ:

1. Более активную роль государства  в проведении налогово-бюджетной  политики и формирования нормативно-правовой  базы развития МСБ. Создание благоприятного  налогового режима важно не  только для эффективного и  рентабельного функционирования  субъектов МСБ, но и для банковской  системы. В частности, для повышения  интереса банков к МСБ важно  понизить для них ставки подоходного  налога, а также введения для  банков режима налогообложения, предусматривающего отнесение на  вычеты из совокупного их годового  дохода всей суммы провизии (резервов), сформированных для покрытия  убытков от высоко рисковых  и проблемных кредитов. С другой  стороны, все это может дать  прямой эффект в виде снижения  процентных ставок за кредиты, что немаловажно для МСБ. Нормативно-правовое  обеспечение должно сводиться  не только к разработке Государственных программ поддержки малого предпринимательства, но и к их адекватной законодательной и нормативной поддержке. [1,c.230]

2. Для обоснованной оценки банковского  риска должны предприниматься  и встречные шаги МСБ. А именно:

- проведение оценок собственного  риска, которые станут одним из  условий достоверной оценки риска  банка и принятия решения по  кредитованию бизнес-проектов субъектов МСБ;

- объективность результатов финансово-хозяйственной  деятельности субъектов МСБ, достигаемая  на основе анализа всего комплекса  факторов внешних и внутренних  угроз, прогнозирования конечных  результатов деятельности и обеспечения  прозрачности финансовых и иных  показателей на основе перехода  на международные стандарты бухгалтерского  учета и независимого аудита;

- проведение комплекса обоснований  для оценки залоговых возможностей  на основе изучения и использования  потенциалов корпоративных гарантий, гарантий или имущества третьих  лиц. Выделим и такую возможность  как расширение практики использования  для этих целей объектов коммунальной  собственности, формирующейся и  находящейся сегодня в собственности  местных органов исполнительной  власти. Это можно считать мерой  разделения ответственности за  поддержку предпринимательства  между центром и регионами.

3. Появляется возможность в качестве  альтернативных вариантов финансовой  поддержки малого бизнеса использовать  возможности и таких инструментов  как финансовый лизинг, ипотечное  кредитование (в особенности для  сельхозпроизводителей), франчайзинга, системы микрокредитования с  упрощенной залоговой схемой  и др.

Отметим, что эти предпочтительные для начинающих предпринимателей инструменты и объекты кредитования у нас не получили широкого распространения. В частности, лизинговое кредитование выгодно для малого бизнеса, так как позволяет приобретать основные фонды при ограниченном собственном капитале и иметь ускоренную амортизацию имущества. И самое главное, обычный финансовый лизинг поддерживается определенными налоговыми, таможенными и валютными льготами.

4. Реализация  целевых  программ  по  восстановлению  и  развитию  приоритетных  отраслей  экономики,  в  котором  субъекты  МСБ  могут  занять  наибольшую  долю  рынка. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С момента развития современной банковской системы в Казахстане кредитные организации интересовались в основном крупными клиентами. Прибыль от их обслуживания приносила банкам устойчивый и высокий доход при минимуме затрат. В результате через нескольких лет в этом секторе настал период жесткой конкуренции: для удержания клиента банки предлагали все более выгодные условия, чем снижали свою прибыль. Сложилась ситуация, в которой банковскому сектору пришлось обратить внимание на другие источники прибыли – малый и средний бизнес, розничный рынок. Сейчас многие банки все активнее стремятся кредитовать малый бизнес – он развивается, легализуется, работает с расчетным счетом.

Малое предпринимательство обладает рядом преимуществ: гибкость – черта, позволяющая переключать ресурсы, как трудовые, так и материальные, а также своевременно отвечать на требования рынка; прямой контакт с потребителями, то есть способность быстро реагировать на спрос; позволяет развивать и внедрять различные новейшие технологии; работает для местных рынков и использует местные ресурсы.

В условиях углубления рыночных отношений именно малые предприятия способны наладить производство импортозамещающей продукции, создать новые рабочие места и обеспечить приток «живых денег» в республиканский и местный бюджеты.

Наша республика обладает огромным потенциалом для  развития предпринимательской деятельности. Но следует учесть, что только  целенаправленная, обоснованная государственная помощь может создать предпосылки для нормального, становления развития предпринимательства страны. Тем более в нашей стране, где предпринимательство прошло несколько тяжелых  этапов становления, от развала плановой централизованной экономики до появления первых стабильных, крепко стоящих на ногах предприятий.

В Республике Казахстан создается система государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства.

Стремление предпринимателя получить кредит сдерживает ряд факторов. Это и высокий ссудный процент, о чем написано выше и короткий срок возврата кредита, проблемы с залоговым обеспечением, сбор большого количества документов, отсутствие льготного периода кредитования. Так, полученные средства, в основном, направляются на пополнение оборотных средств, а не на вложение в развитие производства. Это объясняется малым объемом выданного кредита. В то же время акцент делается на развитие малого бизнеса в производственной сфере. А создание предприятий в производственной сфере требует использования более сложной техники и многопрофильных технологий, работников более высокой квалификации, комплектующих изделий, которые приходится завозить из-за пределов города, страны. Рынки сбыта продукции зачастую оказываются за пределами города, области, страны. Продукция, как правило, должна соответствовать высоким требованиям по качеству, отвечать высоким стандартам и сертификатам.

Роль малого бизнеса в формировании бюджета возрастает. Это подтверждается опытом развитых стран. Деятельность малого инновационного бизнеса оказывается связанной с повышенным риском, но сулит гораздо более высокую, чем средняя, норму дохода.

Главными позитивными результатами государственной политики в области предпринимательства стали вовлечение в предпринимательство широких слоев населения и кардинальное изменение массового общественного восприятия бизнеса. Малым и средним предпринимательством сегодня занято около четверти экономически активного населения, а в крупных городах Казахстана этот показатель приближается к 40%. О выраженной тенденции к росту массовости бизнеса свидетельствует то, что с  2001 по 2011 год в организационно-правовой структуре МСБ доля юридических лиц  сократилась в 1,8 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей  увеличилась в 1,4 раза.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса