Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:06, курс лекций
Финансовое планирование представляет собой процесс прогнозирования финансовых результатов и (в широком смысле) финансового состояния деятельности предприятия на основе анализа финансовой и инвестиционной политики. Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объём поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и поступлений, с одной стороны, и расходов предприятия с другой стороны.
1 раздел. Общая характеристика финансового планирования
1. Сущность, значение, роль и принципы финансового планирования на предприятии
2. Финансовый план предприятия: характеристика, необходимость, принципы составления и процесс разработки
3. Виды финансовых планов и методы планирования финансовых показателей
4. Долгосрочное финансовое планирование и финансовая стратегия
Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:
Он + П = Р + Ок
где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
П – поступление средств в фонд, руб.;
Р – расходование средств фонда, руб.;
Ок – остаток средств на конец планового периода, руб.
Сущность метода оптимизации плановых
решений заключается в
Например, в качестве критерия выбора принимается минимум приведённых затрат, которые представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле:
И + Ен * К = min
где И – текущие затраты, руб.;
К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.;
Ен – нормативный
коэффициент эффективности
Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:
Y = f(x)
где Y – показатель;
х – факторы.
Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы (Рисунок. 6).
Рисунок 5. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели
В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.
Можно выделить 5 этапов построения экономико-математической модели:
Достоинства метода экономико-математического моделирования состоит в более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей. Недостатками считаются: достаточно трудоемки, и требуют больших профессиональных знаний.
Однако, на практике чаще всего применяется такой метод планирования как бюджетирование – производственно-финансовое планирование деятельности путём составления общего годового бюджета организации, а также бюджетов отдельных подразделений в целях определения их финансовых затрат и результатов.
4. Долгосрочное финансовое планирование и финансовая стратегия.
Долгосрочное планирование начинается с постановки цели деятельности предприятия. Затем определяются масштаб и сфера деятельности предприятия: что именно будем производить и сколько. Затем цель конкретизируется в задачах предприятия. Затем разрабатывается стратегия предприятия - наиболее общие подходы к осуществлению его деятельности и организации этой деятельности.
Любая деятельность невозможна без финансового обеспечения, поэтому любая стратегия предприятия должна быть обеспечена финансовыми ресурсами. С этой целью осуществляется долгосрочное финансовое планирование и разрабатываются долгосрочные финансовые планы. Долгосрочное финансовое планирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные разработки финансовой стратегии, обеспечивающие достижение предприятием максимальных показателей объёма капитала (рыночной стоимости) и перспективной платежеспособности. Долгосрочными считаются планы на срок более трёх лет (в некоторых источниках к ним относят планы на срок более года. Так, американский исследователь Р.Вебер отмечает, что "фирма, производящая одежду, так же нуждается в долгосрочном планировании на шесть месяцев, как Дженерал Моторс необходим десятилетний план". При разработке перспективного финансового плана применяются укрупнённые методы расчёта доходных и расходных статей, которые определяются ориентировочно в виде прогноза и уточняются в текущих планах конкретного года. Перспективные планы представляют собой рамочное обрамление краткосрочных планов.
Главными составными частями (разделами) долгосрочного финансового плана являются:
1. Анализ текущего финансового состояния предприятия.
2. Прогноз объёмов реализации.
3. Бюджет денежных средств.
4. Инвестиционная политика.
5. Набор прогнозных вариантов финансовых планов.
6. План внешнего финансирования.
Финансовое прогнозирование начинают с прогнозирования объёмов продаж и расходов, а заканчивают прогнозом суммы потребностей во внешнем финансировании. Существует два основных метода финансового прогнозирования: бюджетный - прогнозируют притоки и оттоки денежных средств с учётом теории временной стоимости денег; метод процента от продаж - когда считают, что переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объёма продаж вырастут на столько же процентов, на сколько увеличатся продажи, основные средства увеличатся на величину, соответствующую условиям бизнеса с учётом износа, а долгосрочные обязательства и акционерный капитал учитываются в прогнозе неизменными. Затем сопоставляют прогнозы активов и пассивов и выясняют, сколько средств для покрытия активов не хватает - это и будет необходимая предприятию величина дополнительного внешнего финансирования.
При прогнозировании
как правило учитывают статисти
Прогноз финансового
состояния предприятия
Раздел 2. Бюджетирование на предприятии
1. Общая характеристика бюджетирования на предприятии.
Взгляды на суть бюджетирования,
его цели и функции различны у
разных авторов. Так, Савчук В.П. в учебном
пособии «Финансовое
Следует также отметить, что наряду с термином бюджетирование как за рубежом, так и в России, используются термины бюджетное управление, бюджетное планирование. Эти понятия не являются синонимами, но относятся к одной предметной области и, безусловно, взаимосвязаны.
Анализ подходов отечественных и зарубежных авторов к определению рассмотренных выше понятий позволил трактовать их следующим образом.
Бюджетное управление (бюджетирование)
– оперативная система управлен
Рис.6 Схема бюджетного управления.
Бюджетированием же является процесс, обеспечивающий реализацию бюджетного управления, включающий в себя системы «планирования, учета, контроля, анализа и регулирования деятельности предприятия, финансовых результатов и финансового положения его структурных единиц, координации соответствующих бюджетов деятельности, их консолидации и ориентации на достижение общих финансовых целей на каждом уровне управления».
Бюджетное планирование – система производственного, коммерческого и финансового планирования, реализуемая в рамках бюджетного управления.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что эти
понятия взаимосвязаны и
Целью формирования системы бюджетирования является повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Критерием эффективности является превышение доходов хозяйствующего субъекта над его затратами при выполнении функций, возложенных на него.
Поскольку внедрение системы бюджетирования является сложным процессом, удобнее разбить его на этапы.
Цели каждого этапа постановки бюджетного управления и соответствующие этапам организационные изменения и основные регламентные документы перечислены в таблице.
При внедрении в компании системы бюджетирования необходимо сначала описать действующую на настоящий момент систему финансового планирования и контроля, поскольку чаще всего на предприятии уже существуют те или иные элементы бюджетирования. После этого необходимо оценить эффективность действующей системы бюджетирования, выявить узкие места и сформировать программу мероприятий по ее доработке.
Одним из условий постановки бюджетирования является создание регламентной документации. Существует два типа регламентных документов:
«Положение» – документ, описывающий результаты определенного этапа бюджетного управления.
«Регламент» – документ, описывающий процедуры, которые должны привести к достижению результата, зафиксированного в «Положении».
Следует отметить, что персоналии и должности могут различаться от предприятия к предприятию, и это будет зависеть от размеров предприятия, наличия или отсутствия специалиста соответствующей квалификации. При небольшом размере может отсутствовать то или иное подразделение, при этом соответствующие обязанности должны быть возложены на других сотрудников.
Далее рассмотрим этапы
постановки бюджетирования более подробно