Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:06, курс лекций
Финансовое планирование представляет собой процесс прогнозирования финансовых результатов и (в широком смысле) финансового состояния деятельности предприятия на основе анализа финансовой и инвестиционной политики. Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объём поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и поступлений, с одной стороны, и расходов предприятия с другой стороны.
1 раздел. Общая характеристика финансового планирования
1. Сущность, значение, роль и принципы финансового планирования на предприятии
2. Финансовый план предприятия: характеристика, необходимость, принципы составления и процесс разработки
3. Виды финансовых планов и методы планирования финансовых показателей
4. Долгосрочное финансовое планирование и финансовая стратегия
При оценке эффективности внедрения системы бюджетного планирования деятельности предприятия с точки зрения снижения потерь от рисков необходимо их разделять на риски прямого и непрямого действия. Риски прямого действия (оперативные потери или упущенные выгоды) непосредственно связаны с деятельностью конкретного звена в определенном бизнес-процессе (обработка заявок клиентов, выбор поставщиков, отслеживание графиков поставок и исполнение финансовых обязательств и т.д.). Риски непрямого действия (стратегические потери) связаны с рисками потери существенной информации, управленческих решений, кадровыми рисками, неэффективного использования времени высших менеджеров и др.
Система бюджетного планирования деятельности предприятия позволяет снизить ущерб от рисков как прямого, так и непрямого действия. Потери предприятия от рисков непрямого действия составляют в денежном выражении, по крайней мере, такую же величину, как от рисков основной деятельности. Для средних и крупных предприятий эти риски в сумме в несколько раз могут превосходить все остальные потери, поэтому они имеют особую важность. Оценку потерь предприятия от неблагоприятного воздействия рисков можно получить, если использовать экспертные оценки вероятностей наступления неблагоприятных событий (рисков) и масштаб воздействия этого события на соответствующий показатель деятельности предприятия. Используемые далее данные относительно эффективности использования системы бюджетирования являются экспертной оценкой коллектива авторов: Батрин Ю.Д., Фомин П.А.
Потери от факторов прямого действия. Потери от факторов прямого действия (оперативные потери или упущенные выгоды) непосредственно связаны с деятельностью конкретного подразделения в определенном бизнес-процессе (обработка заявок клиентов, выбор поставщиков, отслеживание графиков поставок и исполнение финансовых обязательств и т.д.).
Потери в сфере сбыта. Внедрение системы бюджетного планирования деятельности предприятия в части производственного планирования, управления складскими запасами, снабжения и сбыта позволяет проводить проверку возможностей удовлетворить каждую специфическую потребность клиента в конкретные сроки.
В случае, если у предприятия нет возможности удовлетворить потребности клиента в предлагаемые сроки, сотрудник отдела сбыта может, используя систему бюджетного планирования, предложить заказчику следующие варианты:
Работа по формированию заказа клиента может проводиться в присутствии и даже с непосредственным участием клиента, что практически исключает возможность его обращения в этот период к другим поставщикам.
Потери от несовершенного финансового учета. Основной статьей потерь за счет несовершенного учета финансовых операций в настоящий период, безусловно, являются ошибки и прямые злоупотребления при осуществлении зачетных схем и использовании в расчетах иных неденежных инструментов. Учитывая отсутствие в сегодняшнем бухгалтерском и финансовом учете механизмов отслеживания ликвидности активов, поступлений и платежей, становится практически невозможным определить действительную финансовую эффективность соответствующих операций. Система бюджетного планирования предоставляет возможность получения информации по всем обязательствам и платежам с учетом коэффициента ликвидности активов, используемых в соответствующих расчетах. Процесс бюджетного планирования также позволяет проследить весь финансовый контур операции и определить ее конечную эффективность, что дает возможность применения соответствующих систем стимулирования к ответственным за осуществление данной операции.
Потери от недостатка в системе учета затрат. Основные потери предприятий вследствие несовершенства системы учета затрат связаны, прежде всего, с невозможностью соотнесения затрат и их отклонений с конкретными центрами ответственности. При отсутствии четкой увязки затрат и их отклонений с центрами ответственности практически невозможно построить систематическую работу по их сокращению. Система бюджетного планирования позволяет получать информацию об отклонениях от планового уровня затрат по каждой статье в разрезе как основных факторов, так и центров ответственности за действие или смягчение действия данных факторов.
Существенной проблемой традиционных систем учета является практическая невозможность определения реальной стоимости продукции и услуг, в том числе и услуг внутренних подразделений. В существующих системах учета затрат и калькулирования себестоимости рассчитываются в основном прямые затраты на оплату труда и основные материалы, остальные же статьи рассматриваются как косвенные расходы и распределяются в последующем между объектами в соответствии с различными принципами. Таким образом, на предприятии отсутствует механизм четкого определения себестоимости конкретных изделий в соответствии с фактическим использованием ресурсов. В результате, практически невозможно правильно принять решения относительно производства конкретных видов продукции.
Система бюджетного планирования позволяет отслеживать реальные места возникновения накладных расходов. В результате становится возможным создание системы отношений, при которой руководители подразделений вместо «выбивания» дополнительных ресурсов будут стремиться к освобождению от неэффективно используемых активов. Процесс бюджетного планирования дает возможность также рассчитать полную стоимость конкретных управленческих функций предприятия. В результате появляется база для сопоставления затрат на реализацию конкретных функций внутри предприятия с ценами подобных услуг специализированных фирм на внешнем рынке и поставить задачу соответствующим руководителям по сокращению затрат. В любом случае такой расчет позволяет эффективно проанализировать структуру затрат на реализацию соответствующих функций.
Потери в сфере управления
складскими запасами. Система бюджетного
планирования позволяет получить информацию
о состоянии конкретного
Потери в сфере снабжения.
Внедрение системы бюджетного планирования
позволяет практически
Потери от факторов непрямого действия. Потери от факторов непрямого действия образуют резерв повышения эффективности в работе предприятия, значительно превышающий размер непосредственного эффекта от внедрения системы бюджетного планирования. Следует отметить, что особенно значительно снизить потери от факторов непрямого действия помогает автоматизация системы бюджетного планирования на основе интегрированной информационной системы.
Первым направлением из данной группы является повышение эффективности использования времени высших менеджеров компании. При отсутствии интегрированной информационной системы руководители вынуждены получать большинство реальной информации в процессе проведения совещаний, в рамках которых производится взаимная проверка сведений, предоставляемых различными службами. Из опыта известно, что время данных совещаний составляет, по крайней мере, 25 % от общего фонда рабочего времени руководителя. В рамках использования системы бюджетного планирования деятельности предприятия руководители имеют возможность мгновенно получить информацию в любом интересующем разрезе, на сбор которой ранее пришлось бы затратить несколько дней группы сотрудников различных подразделений.
В сфере управления персоналом использование системы бюджетного планирования дает возможность систематического анализа эффективности работы каждого подразделения и сотрудника. Фактически формируется информация, необходимая как для принятия организационных решений, связанных с расстановкой кадров, так и для реализации технологий планирования индивидуальной карьеры каждого сотрудника, включая программу обучения и повышения квалификации.
Приложение 1.
Бюджет доходов предприятия на март месяц
Статья |
Сумма в руб. |
1.1. Бригада №1 |
1 850 000 |
1.1.1. Скважина 1 |
700 000 |
1.1.2. Скважина 2 |
550 000 |
1.1.3. Скважина 3 |
600 000 |
1.2. Бригада №2 |
1 770 000 |
1.2.1 Скважина 1 |
450 000 |
1.2.2 Скважина 2 |
450 000 |
1.2.3 Скважина 3 |
470 000 |
1.2.4 Скважина 4 |
400 000 |
1.3. Бригада №3 |
1 650 000 |
1.3.1. Скважина 1 |
450 000 |
1.3.2. Скважина 2 |
400 000 |
1.3.3. Скважина 3 |
400 000 |
1.3.4. Скважина 4 |
400 000 |
1.4. Бригада №4 |
1 600 000 |
1.4.1. Скважина 1 |
750 000 |
1.4.2. Скважина 2 |
850 000 |
1.5. Бригада №5 |
1 550 000 |
1.5.1. Скважина 1 |
500 000 |
1.5.2. Скважина 2 |
500 000 |
1.5.3. Скважина 3 |
550 000 |
Итого доходов |
8 420 000 |
Приложение 2
Бюджет накладных
Статья |
Сумма в руб. |
Накладные расходы бригад |
600 201 |
Аренда оборудования |
186 500 |
Материалы на собственные нужды |
17 500 |
Оплата труда мастера бригады |
96 926 |
Заработная плата |
76 500 |
Отчисления на заработную плату |
20 426 |
Оплата труда рабочих бригады в простои |
38 237 |
Заработная плата |
30 179 |
Отчисления на заработную плату |
8 058 |
Транспортные расходы |
139 063 |
Транспортировка вахт |
83 000 |
Легковой транспорт бригад |
56 063 |
Услуги сторонних организаций |
116 975 |
Дефектоскопия оборудования |
30 000 |
Продолжение приложение 2 | |
Содержание противофонтанного отряда |
65 275 |
Расходы на связь |
5 000 |
Другие услуги |
16 700 |
Другие расходы |
5 000 |
Накладные расходы вспомогательных подразделений |
|
Накладные расходы РММ |
108 407 |
Оплата труда рабочих |
60 816 |
Заработная плата |
48 000 |
Отчисления на заработную плату |
12 816 |
Оплата труда мастера |
16 091 |
Заработная плата |
12 700 |
Отчисления на заработную плату |
3 391 |
Материалы на собственные нужды |
5 000 |
Транспортировка грузов |
7 000 |
Услуги сторонних организаций |
16 500 |
Расходы на связь |
500 |
Другие услуги |
16 000 |
Другие расходы |
3 000 |
Накладные расходы Энергоучастка |
83 226 |
Оплата труда рабочих |
32 942 |
Заработная плата |
26 000 |
Отчисления на заработную плату |
6 942 |
Оплата труда мастера |
15 584 |
Заработная плата |
12 300 |
Отчисления на заработную плату |
3 284 |
Материалы на собственные нужды |
27 000 |
Транспортировка грузов |
2 700 |
Услуги сторонних организаций |
4 000 |
Расходы на связь |
500 |
Другие услуги |
3 500 |
Другие расходы |
1 000 |
Приложение 3
Бюджет административных расходов предприятия на март
Статья |
Сумма в руб. |
Оплата труда АУП |
226 996 |
Заработная плата |
179 160 |
Отчисления на заработную плату |
47 836 |
Расходы по охране труда и ТБ |
36 068 |
Материалы на содержание базы |
10 000 |
Транспортные расходы |
83 940 |
Продолжение приложение 3 | |
Хозяйственные и канцелярские расходы |
6 000 |
Аренда земли или земельный налог |
27 000 |
Амортизация |
20 253 |
Услуги сторонних организаций |
115 112 |
Электроэнергия |
2 800 |
Вода, стоки |
1 000 |
Отопление |
64 501 |
Охрана объектов на базе |
38 311 |
Пожарная сигнализация |
3 000 |
Расходы на связь |
3 000 |
Другие услуги |
2 500 |
Другие расходы |
0 |
Итого |
525 369 |
Приложение 4
Бюджет доходов и расходов ЦФО на март
Статья |
Сумма в руб. | |
Доходы по основной деятельности |
8 420 000 | |
Прямые расходы |
6 035 842 | |
Транспортные расходы |
1 554 229 | |
Материалы |
3 183 907 | |
Услуги сторонних организаций |
543 226 | |
Оплата труда рабочих бригады |
754 480 | |
Другие прямые расходы |
0 | |
Вклад на покрытие накладных расходов бригад |
2 384 158 | |
Накладные расходы бригад |
600 201 | |
Аренда оборудования |
186 500 | |
Материалы на собственные нужды |
17 500 | |
Оплата труда мастера бригады |
96 926 | |
Оплата труда рабочих бригады в простои |
38 237 | |
Транспортные расходы |
139 063 | |
Услуги сторонних организаций |
116 975 | |
Другие расходы |
5 000 | |
Вклад на покрытие накладных расходов вспомогательных подразделений |
1 783 957 | |
Накладные расходы вспомогательных подразделений |
191 633 | |
Оплата труда рабочих |
93 758 | |
Оплата труда мастера |
31 675 | |
Материалы на собственные нужды |
32 000 | |
Транспортировка грузов |
9 700 | |
Услуги сторонних организаций |
20 500 | |
Другие расходы |
4 000 | |
Вклад на покрытие накладных расходов направления бизнеса |
1 592 324 | |
Продолжение приложение 4 | ||
Накладные расходы предприятия |
525 369 | |
Оплата труда АУП |
226 996 | |
Заработная плата |
179 160 | |
Отчисления на заработную плату |
47 836 | |
Расходы по охране труда и ТБ |
36 068 | |
Материалы на содержание базы |
10 000 | |
Транспортные расходы |
83 940 | |
Хозяйственные и канцелярские расходы |
6 000 | |
Аренда земли или земельный налог |
27 000 | |
Амортизация |
20 253 | |
Услуги сторонних организаций |
115 112 | |
Другие расходы |
0 | |
Вклад на покрытие накладных расходов компании |
1 066 955 |