Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 09:09, курсовая работа
В соответствие с целью задачами работы являются:
дать общую характеристику фиктивного капитала: раскрыть понятие и сущность фиктивного капитала
рассмотреть формы фиктивного капитала
раскрыть понятие ценных бумаг, как формы фиктивного капитала;
выделить функции рынка ценных бумаг;
рассмотреть современные проблемы Российского рынка ценных бумаг.
Введение...................................................................................................................3
1.Теоретические аспекты механизма фондового рынка......................................5
1.1. Сущность, функции и значение фиктивного капитала..............................5
1.2. Классификация видов ценных бумаг и операций с ними.........................10
1.3. Структура, элементы и эффективность рынка ценных бумаг.................14
1.4. Государственное регулирование фондового рынка, его инструменты...17
2. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ...................19
2.1. Эволюция и текущее состояние отечественного фондового рынка........19
2.2. Проблемы и особенности российского рынка ценных бумаг..................25
2.3. Пути совершенствования фондового рынка в РФ, роль государства.....31
Заключение.............................................................................................................45
Список использованной литературы...................................................................46
1.4. Государственное
регулирование фондового рынка,
Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может «запустить» это рынок в его цивилизованной безопасной форме.
Основные функции государства в регулировании:
а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.;
б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;
в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);
г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
2. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ
2.1. Эволюция и
текущее состояние
Эволюцию и развитие рынка ценных бумаг РФ можно разделить на несколько этапов [13, c.71]:
Первый - 1991-1992 гг.
Второй - 1992-1994 гг.
Третий - 1994 г. - 4 квартал 1995 г.
Четвертый - 1996 г. — 17 августа 1998 гг.
Пятый — 17 августа 1998 г. — по настоящее время.
До 17 августа 1998 г. рынок гос. ценных бумаг, несмотря на недостатки, имел положительные тенденции своего развития. После непродуманных решений от 17 августа он перешел в новую фазу своего развития, которая будет довольно сложной и неопределенной.
Первый этап (1991 — 1992 гг.)
Отправной точкой в развитии государственных ценных бумаг принято считать принятие закона "О государственном долге" в конце 1991 г., которым были определены своего рода правила участия государства в этом рынке. В это же время Банк России провел экспериментальный аукцион по размещению Первого внутреннего республиканского займа РСФСР 1991 г.
1991 год был первым годом
интенсивного создания
Операции с гос. ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках сводились, по существу, к первичному их размещению (что для бирж совершенно не свойственно), причем на биржах доминировали акции самих бирж.
Внебиржевой рынок — более широкий по предложению и по условиям исполнения сделок. Вторичного рынка не было вообще, заключались отдельные сделки по купле—продаже акций. В качестве позитивного следует отметить возникновение компьютерных сетей.
Этот период также характеризуется началом законодательного регулирования рынка ценных бумаг: ставится вопрос о надежности гос. ценных бумаг, определении их рейтинга и т.д.
Первые фондовые биржи — Московская ЦФБ, Сибирская и Санкт-Петербургская — начали свою деятельность в третьем квартале 1991 г. Кроме того, стабильные операции проводили фондовые отделы РТСБ, товарно-фондовой биржи «Санкт-Петербург» и др.
На начальном этапе развития отечественного фондового рынка акции товарных бирж представляли основной сектор рынка. Это было вызвано, прежде всего, товарным дефицитом в стране в то время, и большая часть информации относительно спроса и предложения по различным группам товаров стекалась на эти биржи, где и заключались по ним высокорентабельные сделки.
Второй этап (1992 — 1994 гг.) [13, c.88]
Следующим этапом на пути становления рынка государственных ценных бумаг стала начатая 10 августа 1992 г. Центральным банком Российской Федерации постоянная торговля облигациями Государственными республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. ("30-летний заем".)
Характеризуется выходом
в обращение «именного
Выход в обращение ваучера внес значительный вклад в развитие рынка гос.
ценных бумаг. Была предпринята попытка, с одной стороны, вовлечь значительную часть населения в класс собственников (акционеров), а, с другой стороны, — провести ускоренную массовую приватизацию с целью частичного снятия нагрузки с бюджета государства благодаря появлению большого количества акционерных обществ, которые в конкурентной борьбе между собой должны были бы улучшать качество выпускаемой продукции и насытить рынок необходимыми товарами.
Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инструмент. Одна из важных положительных особенностей ваучера — его инвестиционная привлекательность, т.е. в случае покупки ваучера с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене и в случае последующего значительного снижения цены ваучер можно было использовать по прямому назначению — инвестировать в какое-либо предприятие. Эти высокодоходные операции имели незначительный риск зафиксированного прямого убытка.
Правительство ставило перед собой следующие цели:
В результате:
Неграмотные действия подорвали доверие к фондовому рынку. Отставание законодательной базы от реального развития рынка ценных бумаг привело к краху многих существовавших в то время финансовых пирамид. Миллионы вкладчиков лишились своих сбережений. В большой степени в этом повинно государство. Поставленные задачи не были достигнуты. В стране появилось значительное количество акционеров, но они в общей своей массе являлись пассивными участниками рынка ценных бумаг.
Большое количество предприятий было акционировано, но эффективного собственника получили лишь не более 10% предприятий.
Как уже отмечалось, второй
этап развития рынка гос. ценных бумаг
закончился крахом финансовых пирамид.
Все акции понизились в цене, а
акционеры полностью
Вывод: главная причина
кризиса заключалось в
Третий этап (1994 г. — 4 квартал 1995 г.)
Этот этап можно назвать
депрессивным. Недавний крах финансовых
пирамид и приближение
Четвертый этап (1996 г. — 17 августа 1998г.)
Его характеризуют два важных события — выпуск облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и введение валютного коридора. Несмотря на то, что государство уже имело долговые государственные бумаги, которые были представлены безналичными инструментами (ГКО, ОФЗ), выпуск ОГСЗ позволил переориентировать население с покупки наличного доллара США на покупку данного инструмента, добиваясь тем самым возобновления доверия к рынку ценных бумаг в целом.
Введение валютного коридора также благоприятно сказалось на развитии рынка ценных бумаг в РФ. Инвесторы начали получать значительную прибыль в долларах США, инвестируя финансовые ресурсы в покупку безрисковых государственных ценных бумаг. Доход по данным финансовым инструментам значительно превышал темпы девальвации рубля.
Это была первая ошибка, так как доход по государственным ценным бумагам должен быть минимальным и находиться на уровне не более 15 — 20% годовых в СКВ. Фактически же доходность превышала порой 50% годовых, что вносило дисбаланс в фундаментальные качества государственных ценных бумаг и что, в свою очередь, ставило под сомнение полное выполнение обязательств по внутреннему долгу РФ.
Вводя валютный коридор, правительство ставило перед собой следующие задачи:
• снизить валютный риск при инвестировании, в большей степени прямых инвестиций в различные сектора экономики;
• покрыть бюджетный дефицит за счет дополнительного размещения государственных высокодоходных долговых обязательств;
снизить доходность по безрисковым финансовым инструментам с дальнейшей переориентацией инвестиций в реальный сектор экономики.
Государство частично достигло желаемого результата. Доходность государственных ценных бумаг снизилась до 30% годовых в рублях.
Произошла незначительная переориентация направления движения капитала, и часть инвестиций была направлена на рынок корпоративных акций, но, к сожалению, в качестве портфельных инвестиций. Количество акций выросло более чем в 5—15 раз. Отставание законодательной базы в области прямых инвестиций и отсутствие закона защиты прав инвесторов, в особенности иностранных, не позволили переориентировать инвестиции с портфельных на прямые.
Была допущена стратегическая ошибка в сфере управления внутренним долгом. Необходимо было переходить на более длинные долговые инструменты со сроком погашения более чем 5 лет. Рынок был готов к данному переходу. Также при значительном росте цены на корпоративные акции необходимо было продавать стратегическим инвесторам неконтрольные пакеты акций предприятий, находившихся в государственной собственности.
Отрицательное воздействие на рынок гос. ценных бумаг оказал азиатский кризис и значительное падение цен на энергоресурсы — основной источник валютных поступлений. (Нужно сделать правильный вывод о роли стоимости сырьевых ресурсов на мировых рынках, и осознать, что сегодня экономическое будущее России, к сожалению, зависит от цены на нефть). За счет этого резко ухудшился платежный баланс страны, что в свою очередь вызвало у инвесторов сомнение в надежности валютного коридора и исполнении форвардных контрактов российскими банками на поставку долларов США. Нужно же было в срочном порядке переходить с внутреннего долга на внешний, который был более длинным (занимать доллары на внешнем рынке и гасить внутренние обязательства, что привело бы к падению доходности и укреплению доверия инвесторов).
Получение кредитов от МВФ помогло разрядить ситуацию, правда, не надолго. И здесь опять сделана очередная стратегическая ошибка. Вместо того чтобы использовать данные средства для погашения ГКО или выкупа их на рынке с доходностью более 150% годовых, Банк России начал удерживать рубль от падения, истратив за короткий срок несколько миллиардов долларов США.[13, c.91]
Результат: отказ от выполнения обязательств по внутреннему долгу и значительная девальвация рубля.
Этап закончился 17 августа 1998 г. объявлением Россией дефолта по внутренним долгам.
Последствия: российский рынок гос. ценных бумаг впал в глубокую депрессию, и недоверие к российским ценным бумагам возросло многократно.
При объявлении дефолта по внутренним обязательствам России деньги потеряла самая консервативная часть инвесторов, которые не хотели рисковать вообще. И именно для такой категории граждан и существуют государственные долговые ценные бумаги и депозиты в крупных и надежных банках под минимальный процент дохода.
Пятый этап (с 17 августа 1998 г. по настоящее время)
После 17 августа 1998 г. наступил
новый этап развития российского
рынка гос. ценных бумаг. В настоящее
время фундаментальных
Государственные ценные бумаги являлись базовыми финансовыми инструментами с определенной доходностью, относительно которой инвесторы принимали решения об инвестировании денежных средств в те или иные активы, исходя из соотношения будущих доходов и возможных убытков. Сегодня инвестиции в РФ не могут быть объективно разделены на группы по степени риска. Все финансовые инструменты перешли в разряд повышенного риска, и вопрос сегодня заключается в том, где возможна полная потеря капитала, а где она составляет не более 80% от суммы инвестиций? А если затронуть вопрос о соотношении риск/прибыль, то вложение средств в рисковые операции будет намного целесообразнее, нежели вложения в государственные ценные бумаги. Люди, принимавшие данное решение, перевели развивающийся российский рынок ценных бумаг в «рынок без каких-либо нормальных логичных цивилизованных правил».
Информация о работе Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ