Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

В соответствие с целью задачами работы являются:
дать общую характеристику фиктивного капитала: раскрыть понятие и сущность фиктивного капитала
рассмотреть формы фиктивного капитала
раскрыть понятие ценных бумаг, как формы фиктивного капитала;
выделить функции рынка ценных бумаг;
рассмотреть современные проблемы Российского рынка ценных бумаг.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Теоретические аспекты механизма фондового рынка......................................5
1.1. Сущность, функции и значение фиктивного капитала..............................5
1.2. Классификация видов ценных бумаг и операций с ними.........................10
1.3. Структура, элементы и эффективность рынка ценных бумаг.................14
1.4. Государственное регулирование фондового рынка, его инструменты...17
2. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ...................19
2.1. Эволюция и текущее состояние отечественного фондового рынка........19
2.2. Проблемы и особенности российского рынка ценных бумаг..................25
2.3. Пути совершенствования фондового рынка в РФ, роль государства.....31
Заключение.............................................................................................................45
Список использованной литературы...................................................................46

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_1_1 (1).docx

— 903.63 Кб (Скачать файл)

 

2.2.  Проблемы и особенности российского рынка ценных бумаг

Формирование фондового  рынка  в  России  повлекло  за  собой  возникновение, связанных  с этим  процессом,  многочисленных  проблем,  преодоление  которых  необходимо для  дальнейшего  успешного  развития  и  функционирования  рынка ценных  бумаг. В   первую  очередь,  это  конечно  проблемы   государственного регулирования Р.Ц.Б.

В данном разрезе, возможно,  выделить  следующие ключевые  проблемы  развитие российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.

1. Преодоление негативно   влияющих  внешних  факторов,  т.е.  хозяйственного кризиса,  политической и социальной нестабильности.  Политические  кризисы  в стране  в первую очередь приводят  к падению индекс  РТС  и   котировок  ценных бумаг. Решение  этой  проблемы  не  просто  найти,  потому  что  разнообразие  политических партий вступает  в противоречия  с  желанием  власти  установить четкую вертикаль  правящей власти.  Хозяйственный   кризис  тоже  до  сих  пор  отражается на рынке ценных  бумаг. К тому же,  как отмечалось  выше,  большую часть современного  Р.Ц.Б. составляют долговые обязательства,  что  не  может не отразиться  на  общем  состоянии  рынка.  Выплаты  государства  по  долгам уменьшают его влияние  на рынке ценных бумаг.[14]

2. Целевая переориентация  рынка ценных бумаг с первоочередного   обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения   крупных  пакетов  акций  на  выполнение  своей  главной   функции  -  направление  свободных   денежных ресурсов на цели  восстановления и развития производства  в России.

В России  большая  часть  ценных  бумаг  идет  на  нужды  правительства,  не выполняя своей  основной функции. А именно вложения ценных бумаг  в  развитие производства способны вывести  российскую  экономику  на  качественно  новый уровень.

3. Улучшение качественных характеристик рынка: наращивание объемов и переход в  категорию  классифицируемых  рынков  ценных бумаг  (для  того,  чтобы   российский   рынок   был   отнесен   к   разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в  процентах  к  номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15  раз),  что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка; пресечение  обращения на  рынке суррогатов  ценных  бумаг   и   незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые  организации).  Россия  по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира.  Объем пиратской продукции, например, достигает 85%.  Примерно  такая же  ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей,  что ценные  бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция.  Но  даже несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на  российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны  использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой  комиссии по стандартам.

4. Повышение роли государства  на фондовом рынке, для чего  необходимо:

1) Создание государственной долгосрочной концепции  и  политики  действий  в области восстановления рынка  ценных  бумаг  и  его  текущего  регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее  время  преобладает ориентация на  фондовый  рынок  США), а  также  определение  доли  источников финансирования  хозяйства  и  бюджета  за  счет  выпуска  ценных  бумаг);  У правительства не существует четкой политики  по  отношению  к  рынку  ценных бумаг. А это большой промах,  ведь  рынок ценных  бумаг -  это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства.

2)  Формирование  согласованной   системы   государственного   регулирования фондового  рынка  для  преодоления  раздробленности  и  пересечения  функций многих государственных органов;

В  настоящее  время  большую  часть  рынка  ценных  бумаг  контролирует  РТС (Российская  Торговая  Система).  Но  нет  единой  системы  государственного регулирования  по  отношению  к  РТС.  Многие  государственные  органы,  как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д.  Очень часто  пересекаются  своими  функциями  по  отношению  к  РЦБ,  в  связи   с

несовершенством системы  законов в отношении ценных  бумаг.  Единого  органа, который  ведал бы этими делами, в России нет.

3) Формирование сильной  Комиссии  по  ценным  бумагам  и  фондовому  рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и  частного  сектора  на  цели создания рынка ценных бумаг;

4) Ускоренное  создание  жесткой  регулятивной  инфраструктуры  рынка  и  ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;

5) Создание системы отчетности  и  публикации  макро-  и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

Также, нет единой системы  выставления отчетов по рынку  ценных бумаг.

Этим занимаются или интернет  -  сайты,  или  журналы,   но  ни  первые,  ни последние не охватывают всю ширь  поставленных  вопросов.  Так  например,  в интернет можно найти прогнозы  аналитиков  и графики курса акций,  но  не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины,  но  нет всех графиков, и очень мало аналитики.

6)  Формирование  активно  действующей  системы  контроля  за  небанковскими инвестиционными институтами;

7) Государственная поддержка образования в области фондового рынка;

8) Преодоление опережающего развития  рынка  государственных  ценных  бумаг, которое  переключает  большую  часть  денежных  ресурсов   на   обслуживание непроизводительных расходов  государства,  сокращая  поступление  средств  в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на  себя ресурсы,  мешая  развиваться  производству.  Эту  проблему  тоже  необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли  этого  сегмента  рынка  и переносе капитала на производственный сектор.

5.  Проблема  защиты  инвесторов,  которая  может   быть   решена   созданием  государственной или полугосударственной  системы защиты инвесторов  в   ценные бумаги от потерь.

6. Опережающее создание  депозитарной и клиринговой сети, агентской сети  для регистрации  движения ценных бумаг в интересах  эмитентов.

7.  Реализация  принципа  открытости  информации  через  расширение   объема публикаций  о  деятельности  эмитентов  ценных  бумаг,  введение  признанной рейтинговой  оценки  компаний-эмитентов,  развитие  сети  специализированных изданий  (характеризующих  отдельные  отрасли   как   объекты   инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка  ценных  бумаг  и т.п. Как отмечалось выше, в России  нет обще  принятых  стандартов  оценки стоимости ценной  бумаги.  В данный  момент  существуют  лишь  определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги,  к тому же эти методы  зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна  будет руководствоваться  скорее  всего принципами  стран   Запада, вероятнее всего США.

8.   Реализация   принципа   представительства   и   консолидации   регионов посредством:

а)   создания   консультативного   органа,   объединяющего    представителей государственных органов,  банков,  небанковских  инвестиционных  институтов, регионов и публики;

б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;

в)  введения  представителей  публики  в  состав  директоратов  регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;

г) государственной поддержки  саморегулируемых организаций;

д) создания системы  экспертной  поддержки  и  научного  обслуживания  рынка (экспертные советы ученых и т.п.).

9.  Среди  крупнейших  эмитентов  фигурируют  в   основном   нефтедобывающие компании. Это  показывает,  что  в  России  прежде всего развита именно добывающая промышленность.

10. Вовлечение в промышленный  оборот  все большего  числа  акций  российских акционерных обществ. 

 

2.3. Пути совершенствования  фондового рынка в РФ, роль  государства

 

2.3.1. Анализ рынка акций РФ и пути совершенствования фондовых рынков в РФ

 

Значение рынка ценных бумаг как одного из важных секторов российской макроэкономики возрастает. В ходе проведения экономической  реформы в стране происходит перераспределение  капитала, а также доходов, ранее  поступавших в государственный  бюджет, прежде всего в пользу предприятий  финансового сектора экономики. Перераспределение это сопровождается ростом таких финансовых фондов, которые  не имеют прямого отношения к  производству. В результате огромные средства не только оседают в государственных  ценных бумагах, но и перетекают в  иностранную валюту, мигрируют за рубеж. Неравномерно и территориальное  распределение финансовых ресурсов: около 70% их сосредоточено в Москве, 5% - в Петербурге.[15]

 

В 1991-1995 гг. развитие рынка  ценных бумаг происходило без  многих необходимых нормативных  актов. Однако процесс формирования правовой базы постепенно набирал силу. В 1995 г. появился Гражданский кодекс РФ (части I и II), был принят Закон  «Об акционерных обществах», в 1996 г. – Закон «О рынке ценных бумаг», приняты законы об инвестиционных фонда, негосударственных  пенсионных фондах и др. Важным законодательным решением была отмена отдельных налогов на операции с ценными бумагами.

К главным факторам, определившим развитие рынка ценных бумаг в  последние годы,  относятся: масштабная приватизация – эмиссия приватизационных чеков, а также акций приватизированных  предприятий и коммерческих банков; кризис неплатежей, породивший выпуск векселей государством, муниципалитетами и предприятиями; постепенный  допуск российских ценных бумаг на международный  рынок; противоречивое влияние на развитие российского рынка ценных бумаг  оказал их выпуск  различными финансовыми компаниями, в том числе авантюрного толка (не имевшими лицензий). Особо следует отметить большое воздействие на развитие в Российской Федерации рынка ценных бумаг государственных долговых обязательств, выпускавшихся для покрытия дефицита федерального бюджета. Акции приватизированных предприятий и государственные ценные бумаги постепенно вытеснили  с рынка суррогаты ценных бумаг.

В последние годы происходит быстрое формирование всех видов  посреднических структур российского  рынка ценных бумаг, который сейчас в этом отношении  вполне сопоставим с рынком ценных бумаг развитых стран.

В 2012 г. значительное влияние на конъюнктуру российского рынка акций продолжали оказывать неустойчивое состояние мирового финансового рынка, высокая волатильность мировых цен на сырьевые товары и изменчивое отношение глобальных инвесторов к риску. Эти факторы вызывали существенные колебания котировок российских акций, препятствуя их восстановлению после обвала во второй половине 2011 года. Рост котировок акций отчасти сдерживался и внутренними факторами, в частности некоторым охлаждением в 2012 г. деловой активности в реальном секторе российской экономики, уменьшающим инвестиционную привлекательность российских активов.

Рис. 2.3.1. Динамика премии за риск рыночного портфеля акций и индекса РТС

В сложившихся условиях премия за риск рыночных активов на российском рынке акций оставалась на уровне июля-декабря предыдущего года,

в отдельные месяцы (май и июнь 2012 г.) превышая его (рис. 3.3.1). Волатильность российских фондовых индексов ММВБ и РТС была ниже, чем в период наибольшего обострения ситуации на внутреннем рынке акций в августе-ноябре 2011 г., но превышала уровень относительно спокойного первого полугодия того же года (рис. 3.3.2).

Испытывая нехватку среднесрочных и долгосрочных стимулов для возобновления покупки высокорисковых активов (российских акций), российские и иностранные консервативные инвесторы придерживались осторожной тактики, предпочитая инвестировать средства в инструменты с меньшим риском, в том числе в рублевые и валютные облигации.

2.3.2. Волатильность  некоторых мировых фондовых индексов  в месячном выражении

Скорректировать эту ситуацию в среднесрочном плане помогут предпринятые зарубежными регуляторами в начале осени 2012 г. меры по стимулированию роста экономики и стабилизации ситуации на глобальном финансовом рынке. Эти меры будут способствовать также росту склонности глобальных инвесторов к риску и притоку их капитала на развивающиеся фондовые рынки, в том числе российский.

В отсутствие стабильного притока долгосрочных инвестиций на российский рынок акций динамика его ценовых показателей в 2012 г., как и ранее, в значительной степени определялась направлением и величиной волатильных потоков спекулятивного капитала внутренних и внешних инвесторов. В январе, феврале и июне приток средств нерезидентов на вторичный рынок акций способствовал росту котировок ценных бумаг, в остальные месяцы продолжался отток иностранного капитала. В марте-июне, сентябре и октябре негативное влияние оттока капитала на конъюнктуру российского рынка акций усугублялось коррекционными снижениями мировых цен на нефть, что приводило к существенному падению котировок акций. При этом месячные объемы оттока капитала нерезидентов, как правило, заметно уступали аналогичным показателям предыдущего года. В результате, хотя в целом за 2012 г. был зафиксирован чистый отток иностранного капитала со вторичного рынка акций Московской Биржи (сектор «Основной рынок»), масштабы этого оттока сократились в 3,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составили 4,2 млрд. долл. США (рис. 3.3.3).

2.3.3. Характеристики  операций нерезидентов с акциями  на вторичных торгах Московской  Биржи

Доля операций нерезидентов в суммарном обороте вторичных торгов акциями на данной торговой площадке продолжала расти и составила 37% в среднем за 2012 г. против 32% в 2011 году.[15]

В течение 2012 г. российские фондовые индексы ММВБ и РТС колебались в рамках широкого горизонтально коридора. Изменения индексов, как и прежде, тесно коррелировали с изменениями мировых цен на нефть (соответствующий коэффициент корреляции близок к единице). Схожую с российскими индексами динамику демонстрировали и ценовые индексы развитых стран, а также стран -партнеров России по группе BRICS. Причем российский индекс РТС по-прежнему отличался среди них наибольшей волатильностью. По итогам рассматриваемого периода индекс ММВБ повысился на 5,4% по сравнению с концом декабря 2011 г. и на закрытие торгов 21 декабря 2012 г. составил 1477,44 пункта, индекс РТС увеличился на 9,4%, до 1512,18 пункта (рис. 3.3.4).

Информация о работе Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ