Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 09:09, курсовая работа
В соответствие с целью задачами работы являются:
дать общую характеристику фиктивного капитала: раскрыть понятие и сущность фиктивного капитала
рассмотреть формы фиктивного капитала
раскрыть понятие ценных бумаг, как формы фиктивного капитала;
выделить функции рынка ценных бумаг;
рассмотреть современные проблемы Российского рынка ценных бумаг.
Введение...................................................................................................................3
1.Теоретические аспекты механизма фондового рынка......................................5
1.1. Сущность, функции и значение фиктивного капитала..............................5
1.2. Классификация видов ценных бумаг и операций с ними.........................10
1.3. Структура, элементы и эффективность рынка ценных бумаг.................14
1.4. Государственное регулирование фондового рынка, его инструменты...17
2. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ...................19
2.1. Эволюция и текущее состояние отечественного фондового рынка........19
2.2. Проблемы и особенности российского рынка ценных бумаг..................25
2.3. Пути совершенствования фондового рынка в РФ, роль государства.....31
Заключение.............................................................................................................45
Список использованной литературы...................................................................46
2.3.4. Динамика основных российских фондовых индексов
2.3.5. Темпы изменения
индекса РТС и некоторых
Темпы прироста фондовых индексов развитых и развивающихся стран за тот же период также были положительными, составив 8,0-30,1% (рис. 3.3.5).
Единственным исключением среди них был фондовый индекс китайского
рынка акций, понизившийся на 1,4%. Отсутствие устойчивой повышательной тенденции в динамике ценовых индексов акций означало, что в 2012 г. на российском рынке акций не было признаков раздувания очередного «пузыря» цен на активы (см. врезку «Есть ли «пузырь» на российском рынке акций?»).
В 2012 г. благодаря сохранению высокой потребности в фондировании продолжало расти количество российских эмитентов, анонсирующих публичные размещения акций в России и за рубежом. Однако из-за нестабильной конъюнктуры мирового фондового рынка и сдержанного спроса инвесторов на высокорисковые активы реализовать эти планы в 2012 г. удалось лишь немногим российским эмитентам. Основная часть запланированных размещений акций была отложена на неопределенный срок. В их число входила и дополнительная эмиссия крупнейшего российского банка с государственным участием - ОАО Банк ВТБ, намеченная на 2012 г. в рамках программы приватизации эми- тента25. Неоднократно откладывавшееся размещение акций другого крупнейшего эмитента банковского сектора - ОАО «Сбербанк России» состоялось лишь в середине сентября, в период временного улучшения конъюнктуры мирового и российского фондовых рынков. Это размещение имело важноезначение для потенциальных российских заемщиков и инвесторов, поскольку оно позволило более четко обозначить ценовые ориентиры для предстоящих размещений акций российских эмитентов как банковского, так и небанковского секторов. В целом за 2012 г. только десять российских эмитентов смог- ли выйти на рынок публичных заимствований. Суммарный объем привлеченных ими средств в ходе публичных размещений своих акций на российских и зарубежных биржах (9,5 млрд. долл. США) был на 15,3% меньше, чем в 2011 г. (рис. 3.3.6) Общее количество эмиссий российских акций сократилось до 11 с 18 в 2011 году.
2.3.6. Объем публичного размещения акций российских компаний (млрд. долл. США)
Активность операций с акциями на вторичном рынке также заметно снизилась. Совокупный оборот вторичных торгов акциями на Московской Бирже и Санкт-Петербургской бирже в январе-ноябре 2012 г. сократился на 44,4% по сравнению с 2011 г. (табл. 3.3.1).
Таблица 2.3.1
Таким образом, в 2012 г. ситуация на российском рынке акций характеризовалась отсутствием видимых улучшений после ее дестабилизации во второй половине 2011 года. При этом реакция внутреннего рынка на воздействие внешних шоков несколько ослабла, что проявилось в более сглаженной динамике основных ценовых показателей рынка по сравнению с предыдущим годом, исключившей возможность «перегрева» рынка акций в 2012 году.
Развитие российского рынка акций в 2013 г. будет, как и ранее, в значительной мере определяться влиянием внешних условий. По оценкам экспертов МВФ и Еврокомиссии, в 2013 г. сохранится низкий уровень экономической активности в мире, что окажет сдерживающее влияние на динамику мировых цен на сырьевые товары и финансовые активы, а также на экономический рост в России. В то же время прогнозируется сохранение до конца 2013 г. стимулирующей направленности денежно-кредитной политики в мире, что в сочетании с уже действующими стабилизационными и стимулирующими программами европейских и американских регуляторов окажет поддержку ценам активов на развитых и развивающихся рынках. Разнонаправленный характер воздействия названных факторов будет способствовать сохранению неопределенности ценовых ожиданий на глобальном рынке капитала и, следовательно, высокой волатильности котировок на российском рынке акций.
Формирующая модель российского рынка ценных бумаг требует современного информационного обеспечения на двух уровнях:
Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок капитала наполняется прежде всего за счет средств населения. Российская Федерация в этом отношении не представляет исключения. Но на этом пути стоит неуверенность населения – основного инвестора, считающего, что инвестиции в ценные бумаги сопровождаются неоправданно высоким риском. Поэтому сейчас принята концепция защиты инвесторов, которая будет реализована в конкретных программах защиты частной собственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории инвесторов. По отношению к этим группам инвесторов будут использоваться разные методы защиты. Одновременно должна быть гарантирована и защита прав эмитентов, установлены пределы их ответственности перед инвесторами. Защита эмитентов будет производиться по следующим направлениям: предприятия оборонного значения, предприятия большого стратегического назначения, предприятия-монополисты, страховые компании и коммерческие банки. Защита интересов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг.
2.3.2. Роль государства в совершенствовании фондового рынка
Мировая практика показывает, что на определенном этапе своего развития любое успешное предприятие должно быть акционировано, закрытое акционерное общество – преобразовано в открытое. Поверхностный анализ корпоративных тенденций в современной России наталкивает на мысль, что отечественная действительность опровергает это правило. Активное протекание процессов концентрации капитала после корпоративного устройства, основанной на так называемом «рационировании капитал». Из-за опасения потерять свой контроль лица, в руках которых находятся рычаги управления предприятиями, всеми средствами стремятся «закрыть уставный капитал».
В последние десятилетия инвестор стал ключевым звеном рыночной экономики, на его потребности ориентируется весь фондовый рынок. Часть финансовых потоков может проходить мимо эмитентов, часть – обходить финансовых посредников. Но ни один инвестиционный поток не может существовать без связи с инвесторами.
Инвесторы получают прибыль при помощи специального инструмента – ценных бумаг, которые независимо от называния выполняют одну и ту же функцию – распределение доходов от эксплуатации капитала. Такие доходы призваны обеспечивать будущее инвесторов гораздо надежнее, чем накопленные деньги. Последние лишь обслуживают товарный оборот, а ценные бумаги как показатели инвестиций отражают создаваемое обществом реальное национальное богатство. Поэтому распределение прибыли на основе инвестиций в ценные бумаги экономически наиболее справедливо. Инвестор, отказываясь от немедленного товарного потребления, добровольно перераспределяет свои личные доходы в пользу дальнейшего развития производства. Поэтому доходы, на которые он рассчитывает в будущем, становятся базой для утверждения социальной справедливости в обществе.
Социальное обеспечение
лиц пожилого возраста за счет доходов
от ценных бумаг снижает соответствующую
нагрузку на государственный бюджет.
Потребность в поддержании
Получаемая трудоспособным
населением заработная плата распадается
на два потока. Первый образуют обычные
деньги, предназначенные для оплаты
потребительских товаров и
Необходимость сдержания инфляции требует, чтобы в поток платежных денег поступала только та часть совокупной заработной платы, которая соответствует возможностям текущего товарного баланса. Избыточную часть зарплаты и как можно большую часть сбережений целесообразно направить в инвестиционный поток, обеспечивающий увеличение массы и качества производимых товаров и услуг. В будущем это позволит достичь товарного баланса на более высоком уровне, что фактически означает рост богатства нации и жизненного уровня населения. Однако это произойдет лишь при условии, что государство сможет обеспечить защиту инвестиционного поток от спекулятивного использования, которое приводит к инфляции оборотных средств товаропроизводителей.
Чтобы инвестиционный поток
был достаточно мощным, необходима
система динамического
Мировая практика свидетельствует о том, что полагаться исключительно на самоорганизацию рынка ценных бумаг на бурном этапе его формирования совершенно недопустимо. На Западе и в дореволюционной России инфраструктура фондового рынка складывалась под воздействием расширяющегося процесса акционирования. Увеличивающиеся потребности в капитале заставляли эмитентов конкурировать за средства взыскательных в своем выборе инвесторов. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы рынка еще не укоренились, а инвестиционные потребности хотя и велики, но не уравновешены возможностью получения инвесторами высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного контроля над целевой направленностью инвестиционных потоков.
Для поддержания непрерывного функционирования системы государственного регулирования фондового рынка требуются определенные бюджетные затраты. Однако, в конечном счете они обеспечивают снижение диссипации ресурсов в экономической системе, что позволяет повысить эффективность национального хозяйства. Чем выше уровень развития национальной экономики, тем, с одной стороны, больше затраты на регулирование, а с другой – значительнее получаемый от регулирования совокупный экономический эффект.
Стратегия государственного
регулирования рынка ценных бумаг
в России на современном этапе
должна состоят в том, чтобы обеспечить
условия для существенного
Эффективность выбранной
стратегии целесообразно
Отдельного внимания заслуживает соотношение суммы доходов от получения дивидендов и от продажи акций в числителе формулы совокупного дохода акционера. Основная часть получаемого инвесторами дохода не должна зависеть от курсовой стоимости. Только в таком случае возникнет устойчивая мотивация для долгосрочных инвестиций.
Проанализировав равнопредпочтительные для инвесторов соотношения пары – получаемые дивиденды и доходы от продажи акций, можно построить соответствующие кривые безразличия на поле массовых предпочтений. В соответствии с эмпирическими закономерностями, выявленными на основе многочисленных статистических данных, они не линейны и имеют выпуклую форму. Иначе говоря, инвесторы готовы мириться с меньшим общим совокупным доходом, если его большая доля образуется за счет дивидендов. Это согласуется с теоретическими положениями: чем менее стабилен рынок, тем в большей степени ожидаемая курсовая прибыль способна склонить инвесторов к принятию решения об инвестировании. Следовательно, рассмотренные выше выходные потоки фиксированной интенсивности будут тем сильнее стимулировать инвесторов на приобретение новых ценных бумаг, чем большую долю в их структуре станет занимать поток дивидендов. Именно здесь скрыта система рычагов, способная реорганизовать отечественный рынок в нужном направлении.
Информация о работе Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ