Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:
Правильная организация учета дебиторской задолженности;
Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста.
Цель курсовой работы является изучение сущности дебиторской задолженности и методов управления ею.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
- изучить методы управления дебиторской задолженностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью организации.………………………………………………………………. 5
Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности…………. 5
Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью…… 7
2 Методы управления дебиторской задолженностью организации.……. 10
2.1 Подходы к управлению дебиторской задолженностью и анализ ее оборачиваемости……………………………………………………. 10
2.2 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью……………………………………………………… 20
3 Проблемы управления дебиторской задолженностью в России……… 31
Заключение…………………………………………………………………… 51
Библиографический список…………………………………………………. 52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, гр.74-1 Часовской Светланы2.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.4 – Определение оборачиваемости статьей дебиторской задолженности

 

Задолженность

Погашение задолженности за год, тыс. руб.

Среднедневное погашение задолженности, тыс. руб.

Средняя величина задолженности за год, тыс. руб.

Оборачиваемость задолженности, дни

1

2

3 = п.2 / 360 дней

4

5 = п.3 / п.4

Реализация продукции (экспорт)

       

Реализация продукции (внутренний рынок)

       

Поставщики и подрядчики

       

Векселя

       

Переуступка долга

       

Прочая реализация

       

Прочие дебиторы

       

Внутрихозяйственные расчеты

       

Расчеты с персоналом

       

 

Результаты анализа позволяют, обосновано предположить какие статьи дебиторской задолженности могут быть рассмотрены с точки зрения возможности их сокращения.

Определение оптимального срока сокращения оборачиваемости дебиторской задолженности  в целях реализации поставленных перед предприятием задач может по ее минимизации осуществляться по следующему алгоритму отдельно для каждой статьи дебиторской задолженности:

а) Определение реальной оборачиваемости  статьи дебиторской задолженности  предприятия (2.2):

(2.2)

Одз = В / ДЗср,

где         Одз    –   реальная оборачиваемость статьи дебиторской задолженности предприятия;

       В       –    валовая выручка;

ДЗср   –   средняя величина статьи дебиторской задолженности предприятия.

б) Определение периода  погашения статьи дебиторской задолженности  предприятия (2.3):

(2.3)

Пдз = n / Одз,

где        Пдз   –    период погашения статьи дебиторской задолженности предприятия;

n       –      длительность анализируемого периода в днях.

в) Определение оборачиваемости  для требуемого прироста оплаченной валовой выручки предприятия (в данном случае требуемый прирост оплаченной валовой выручки достигается за счет уменьшения суммы дебиторской задолженности) (2.4):

(2.4)

Оп = В / Пдс,

где         Оп     –     оборачиваемость для требуемого прироста валовой выручки;

Пдс   –     необходимый прирост денежных средств к оплаченной валовой выручке, руб.

г) Определение срока  оборота для требуемого прироста оплаченной валовой выручки предприятия (2.5):

(2.5)

Сп = n / Оп,

где         Сп      –     срок оборота прироста валовой выручки.

д) Определение оптимального срока сокращения оборачиваемости  статьи дебиторской задолженности  в целях реализации поставленных перед предприятием задач (2.6):

(2.6)

ОСдз = Пдз – Сп,

где   ОСдз – оптимальный срок погашения статьи дебиторской задолженности предприятия. [30, c.284]

Таблица 2.5 – Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью

Этап

Мероприятия

Состав мероприятий

Этап 1. Проведение преддоговорных процедур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Анализ информации о потенциальном  партнере – деловая репутация;

- Анализ конъюнктуры рынка, на  котором функционирует потенциальный  партнер;

- Анализ финансового состояния  потенциального партнера;

- Группировка потенциальных партнеров  согласно уровню платежеспособности;

- Определение возможных сумм  кредитования для каждого клиента.

Анализ проводится на основании  следующих источников:

- данные, получаемые непосредственно  от потенциального покупателя;

- из внутренних источников (если  сделки носят постоянный или  периодический характер);

- из внешних источников (коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность, информация, предоставленная компаниями, занимающимися сбором и анализом информации и формированием, единой базы данных по юридическим лицам, информация коммерческого банка, обслуживающего покупателя, других партеров по сделкам).

  В случае если сделки с  покупателем носят постоянный  характер, определяется объем хозяйственных  операций с покупателями и  стабильность их осуществления. 

  Анализируются платежеспособность, ликвидность, результативность хозяйственной деятельности, финансовая устойчивость, показатели собственного капитала, объем и состав чистых активов, которые могут выступать в обеспечение кредита при возникновении ситуации неплатежеспособности покупателя. 

Размер сумм определяется на основании  положений кредитной политики предприятия, а также с учетом проведенного анализа финансового состояния  клиента.

Помимо размеров предоставления кредита (это может быть процент от балансовой прибыли, процент от собственных средств, скорректированный на коэффициент ликвидности, и др.) кредитной политикой определяются такие показатели, как срок предоставления кредита, стандарты кредитоспособности клиентов, политика сбора платежей, скидки, предоставляемые в случае досрочной оплаты.

Этап 2. Заключение договора

 

 

Предусмотреть и зафиксировать  все процедуры договорных

 

 

Продолжение таблицы 2.5

 

отношений.

Грамотно составленный договор  является залогом положительного исхода значительной части конфликтных  ситуаций.

Этап 3. Исполнение договорных обязательств

- Четкий контроль за своевременным  выставлением счетов;

- Ежедневный оперативный анализ  оплаты по выставленным счетам;

- Контроль безнадежных долгов.

Составляется реестр старения дебиторской  задолженности, определяются структура и динамика изменения каждой статьи дебиторской задолженности, срок оборачиваемости дебиторской задолженности.

Образование резерва по сомнительным долгам, который определяется в процентах  к общей сумме дебиторской  задолженности.


 

 

3 Проблемы управления дебиторской задолженностью в России

Проблема неплатежей актуальна не только для России. Ее приходится решать и предприятиям большинства зарубежных стран, в том числе и стран с развитой экономикой. За рубежом существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью, в то время как большинство российских предприятий до сих пор не научились эффективно планировать необходимую величину оборотных средств (в том числе с учетом дебиторской задолженности) и рационально их использовать. Дебиторская задолженность (Accounts Receivable) является важным компонентом оборотного капитала.

На сегодняшний день, теоретически хорошо раскрыты вопросы  дебиторской задолженности, а именно такие понятия как сущность, причины  возникновения, ее источники, но пути решения, проблемы управления дебиторской задолженностью не достаточно изучены и в основном решаются с учетом накопленного опыта и наличия положительных результатов в повышении ее ликвидности. Данный вопрос остается одним из самых актуальных на сегодняшний день.

Главным фактором, определяющим финансовое положение предприятия, является состояние его оборотных  средств и одного из элементов  – дебиторской задолженности.

Оборотные средства (оборотный  капитал) - это часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы. По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах.

Дебиторская задолженность  относится ко второй группе оборотных  средств «Фонды обращения».

Обязанность осуществлять контроль за полнотой и своевременностью расчетов, состоянием дебиторской задолженности  лежит в первую очередь на самом  предприятии. Для этих целей в структуре управленческого персонала предусматривается специальное подразделение финансовой службы.

Существующая нестабильность экономической ситуации в России приводит к существенному увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа (получение предоплаты как формы платежа на региональных рынках используется в ограниченных размерах).

Имеющаяся низкая платежеспособность предприятий вызывает рост достаточных  объемов дебиторской задолженности  на балансах производителей.

Образование дебиторской  задолженности экономически объяснимо  недостатком оборотных средств.

Причиной возникновения неплатежей в России является несоответствие требований макро- и микроэкономической политики государства.

Они явились следствием противоречивой экономической политики (имеющей в своей основе мягкие бюджетные ограничения для предприятий и быструю дезинфляцию, при неадекватности фискальных реформ).

Основными макроэкономическими  факторами явились:

  1. определение инфляционного роста цен адекватному увеличению платежных средств;
  2. неудовлетворительная работа банковской системы;
  3. низкая развитость или неразвитость финансового рынка;
  4. игнорирование правовых аспектов обязательств в договорной практике предприятий;
  5. не сокращающийся разрыв хозяйственных связей бывшего постсоветского пространства.

Дебиторская задолженность, как реальный актив играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской  деятельности и имеет два существенных признака: с одной стороны для  дебитора - она источник бесплатных средств; с другой стороны для кредитора - это возможность увеличения ареала распространения его продукции, увеличение рынка распространения работ и услуг.

Еще совсем недавно менеджеры  использовали любые средства в борьбе за увеличение объема продаж. В кризис приходится больше заботиться о безопасности предприятия, его платежеспособности, поддержании текущей ликвидности.

Бухгалтерам, финансовым и руководящим работникам предприятия  необходимо научиться управлять  долгами дебиторов, чтобы не утратить полученной прибыли и уменьшить риск финансовых потерь.

Дебиторская задолженность - это всегда проблема для фирмы. Но в реалиях дня сегодняшнего нередки случаи, когда оплачивать счета не могут (или не хотят) даже старые и надежные партнеры.

Для того чтобы минимизировать риски, связанные с дебиторской задолженностью, фирме необходимо постоянно держать ее под контролем. Но предупредительные меры (оценка контрагентов, работа с авансами, страхование задолженности и др.) далеко не всегда позволяют уберечься от "повиснувшей" дебиторки.

Секрет эффективности  здесь кроется в комплексном  подходе. Так, своевременный контроль и анализ позволят вовремя выявить  просроченную задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию. Воздействие  на дебитора может быть жестким или мягким: можно сразу подать в суд, а можно и поддержать контрагента, предложив ему более доступные методы погашения обязательств, например бартер или отсрочку платежа.

Работа с дебиторской  задолженностью требует планирования и четко выстроенного процесса управления риском неплатежей. Она начинается с организации правильного и своевременного документооборота внутри компании и с контрагентами. Определяется круг сотрудников, которые отвечают за работу с дебиторами. Проводится регулярный анализ дебиторской задолженности, права изменения условий поставки, составляются регламентирующие документы с описанием порядка действий по возврату долгов. Нужно обязательно рассмотреть меры поощрения, мотивирования сотрудников на достижение минимальных установленных показателей задолженности.

Изначальное построение системы управления дебиторской  задолженностью подразумевает ряд  последовательных действий, направленных на скорейшее выявление и устранение возможных рисков невозврата задолженностей, в рамках которых с должниками работают соответствующие внутренние службы кредитора (юридическая, финансовая, служба безопасности) (рисунок 7). Такая система строится в зависимости от содержания и структуры задолженностей, что определяет круг ее участников, возможность привлечения административного ресурса, проведения PR-кампаний и т.д.

Построение системы  состоит из следующих этапов.

  1. Анализ структуры дебиторской задолженности (ДЗ).

На данном этапе основное внимание уделяется общим подходам к анализу ДЗ организации, общему разделению ДЗ по структуре для понимания «состояния» ДЗ и принятия решения по дальнейшей работе.

Основные данные для  анализа: 
А) Общий анализ «величины» ДЗ: общая сумма задолженности, количество клиентов  
Б) Доля ДЗ в финансовом портфеле организации  
В) Сегментация ДЗ по срокам: «свежая» ДЗ, «рабочая» ДЗ, просроченная ДЗ  
Г) Сегментация ДЗ по размеру: малая, средняя, крупная

Рисунок 7 – Управление дебиторской задолженностью

Работа по управлению долговым портфелем внутри компании включает расчет предельных размеров дебиторской задолженности - критической и рабочей (допустимой). Эти показатели являются индикаторами, которые сигнализируют о необходимости усилить (либо, наоборот, ослабить) работу с должниками.

Возникновение значительной дебиторской задолженности обычно связано с предоставлением заказчикам отсрочки платежа за поставленные товары, то есть поставщики кредитуют своих  заказчиков. Предприятие-поставщик  должно объективно оценивать свои возможности и кредитовать заказчиков в таких размерах, которые не приведут к хроническому недостатку средств для собственных нужд. Необходимо разработать обоснованную политику предоставления товарного кредита и инкассации задолженностей для различных видов продукции и групп покупателей.

Кроме того, нужно ранжировать  покупателей в зависимости от объема закупок, истории кредитных  отношений и предлагаемых условий  оплаты и впоследствии своевременно их пересматривать с учетом мониторинга  спроса на продукцию.

Управлять дебиторской  задолженностью можно, стимулируя покупателей  к досрочной оплате счетов. Обычно для этого предоставляются скидки с цены продажи или стоимости  поставки, если платеж осуществлен  ранее договорного срока. Преимущество поставщика заключается в том, что, получив выручку раньше условленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью