Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа
Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:
Правильная организация учета дебиторской задолженности;
Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста.
Цель курсовой работы является изучение сущности дебиторской задолженности и методов управления ею.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
- изучить методы управления дебиторской задолженностью.
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью организации.………………………………………………………………. 5
Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности…………. 5
Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью…… 7
2 Методы управления дебиторской задолженностью организации.……. 10
2.1 Подходы к управлению дебиторской задолженностью и анализ ее оборачиваемости……………………………………………………. 10
2.2 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью……………………………………………………… 20
3 Проблемы управления дебиторской задолженностью в России……… 31
Заключение…………………………………………………………………… 51
Библиографический список…………………………………………………. 52
б) массивы справочной информации
- телефонные книги,
- адресные справочники и др.;
в) базы данных с онлайн-доступом
(ресурсы государственных
- Пенсионного фонда РФ,
- Федеральной налоговой службы,
- Федеральной миграционной службы,
- арбитражных судов,
- приставов
г) сайты:
- социальные сети, блоги, форумы, сайты знакомств (Одноклассники, В контакте", и др.)
- поисковики (Google, Yandex, Yahoo и др.)
- сайты по поиску работы (HH.ru, Job.ru, Superjob.ru, работа.mail.ru и др.)
- «месседжеры» (icq, quip, skype, sipnet и др.)
д) Технические средства контакта с должником:
- Телефонные звонки (вручную:
городской, мобильный, робот-
- Рассылка SMS-сообщений (вручную, автоматическая)
- Рассылка e-mail –сообщений (вручную, автоматическая)
- Рассылка факс–сообщений (вручную, автоматическая)
- Рассылка почтовых сообщений
- Cообщения в интернете (сайтах, форумах, чатах, социальных сетях, sкape, icq)
Общие рекомендации по работе с должниками:
Необходимо выяснить,
насколько целесообразно
При осуществлении PR-деятельности необходимо проводить сбор и оценку обратной связи: реакции оппонентов, общественности, правоохранительных органов. При распространении соответствующих действительности сведений юридические риски минимальны, равно как и риски симметричного PR-ответа.
Эффективных методов возврата долга в досудебном порядке, не идущих вразрез с действующим законодательством, не так много, и все они сводятся к единому принципу: создание для клиента, ставшего должником, максимально неблагоприятных условий для его дальнейшего благополучного проживания. Безусловно, все действия осуществляются только в рамках законодательства. Это:
- назойливость,
- убеждение,
- давление
- хитрость.
Ни в коем случае нельзя забывать про должника. Воздействие должно быть постоянным. Начиная с момента выпадения договора в просрочку должен быть установлен четкий тотальный контроль за должником вплоть до погашения долга. В противном случае может возникнуть абсурдная ситуация: должник "заряжен" на оплату и ждет денег, но если вы не напоминаете ему о долге, то он, получив долгожданную сумму, вместо оплаты потратит деньги на собственные нужды. Чтобы избежать данной ситуации, коллектор должен систематически напоминать должнику о его нерешенной проблеме и подталкивать к оплате.
Задача - развеять миф о безнаказанности неоплаты. С его вмешательством покой в жизни должника должен закончиться. Клиент, ставший должником, должен четко понимать: про него не забыли и не забудут. И будут беспокоить до тех пор, пока проблема не будет решена.
Способы управления дебиторской задолженностью
Современная практика финансового менеджмента предлагает 2 способа управления дебиторской задолженностью на предприятии: самостоятельное управление и передача управления задолженностью на аутсорсинг.
При самостоятельном
управлении задолженностью используются
исключительно ресурсы
Аутсорсинг (внешнее управление) позволяет поручить работу с задолженностью специализированной организации. Преимущества аутсорсинга заключаются в том, что он дает возможность предприятию эффективно решать те задачи, которыми самостоятельно заниматься либо дорого, либо невозможно из-за недостатка ресурсов. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, содержать и обеспечивать работу спецподразделений под силу только крупным игрокам рынка. Кроме того, профильный специалист аутсорсинговой компании гарантирует более профессиональное решение возложенных на него задач. Сегодня рыночная инфраструктура предлагает компаниям, нуждающимся во внешнем управлении дебиторской задолженностью, разные пакеты услуг. Это могут быть и узкоспециализированные услуги (например, по сбору информации о контрагенте или по взысканию долгов на основании уже состоявшихся решений суда), а может быть и комплекс услуг (юридических или факторинговых).
Рынок аутсорсинговых услуг по управлению дебиторской задолженностью
1) Услуги кредитных бюро
Кредитные бюро могут предоставить информацию о потенциальных дебиторах и контрагентах (покупателях, заказчиках). Сфера деятельности бюро – сбор, анализ информации, формирование единой базы данных об участниках экономического оборота. Клиенты кредитного бюро могут получить регистрационные и банковские данные интересующей их организации, сведения об ее учредителях, участниках, исполнительных руководителях, финансовые и балансовые данные, сведения об участии организации в судебных спорах, о деловой репутации и сроке работы на рынке, о присутствии в «черных списках» неплательщиков.
2) Страховые услуги
Страховые компании осуществляют страхование рисков кредиторов: кредитного – риск частичной или полной неоплаты товара дебитором, риск неполучения платежа от покупателя в срок, потери ликвидности – риск несвоевременной оплаты товара дебитором, риска упущенной выгоды
Страховые компании Красноярска
Страховая компания «Ингосстрах»
660077, г. Красноярск ул. 78-й Добровольческой бригады, д. 11
660049, г. Красноярск ул. Робеспьера, д. 7
660001, г. Красноярск ул. Копылова, д. 42
Всего отделений: 8
Страховая компания «ИнноГарант»
660049, г. Красноярск ул. Перенсона, д. 1 «А»
Страховая компания «МСК»
660049, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 46 (отд. ОАО "Банк Москвы")
660022, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, д. 17
Страховая компания «1СК»
660099, Красноярск, ул. Горького, д.37
Страховая компания «ВТБ Страхование»
660021, Красноярск, улица Дубровинского, 110, офис 301
г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 148а
660001, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, д. 26/1
Страховая компания «РОСНО»
г. Красноярск, пр. Мира, д. 33
г. Красноярск, пр-т Газеты Красноярский рабочий, д. 160 стр. 5
Страховая компания «СОГАЗ»
660099, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Железнодорожников, д.20
Страховая компания «Транснефть»
660049, г. Красноярск, ул. Ленина,56, пом.5
3) Кредитные услуги
Банки и другие финансовые организации предоставляют кредиторам финансирование, например, в виде кредита под уступку прав денежных требований.
4) Факторинг
Клиентом факторинговой
Рисунок 8 – Схема Факторинга
Факторинговые компании в Красноярске :
Красноярское
Команда Национальной Факторинговой Компании развивает факторинг в России с 1999 года, когда в рамках АБ "ИБГ "НИКойл"" было организовано Управление факторинга.
Красноярск, ул. Авиаторов, д.33 (391) 277-10-71, 277-10-72
ВТБ Факторинг
Группа ВТБ предлагает оптимальное финансовое решение для организаций, которые заинтересованы в быстром развитии бизнеса. Используйте наши продукты как дополнительный инструмент пополнения оборотных средств. Факторинг с нами – беззалоговый путь к росту Вашей компании.
Красноярск, Красная площадь ул., 3Б +7 (3912) 66-11-49
Региональное
ЗАО ЮниКредит Банк предлагает пакет факторинговых услуг, который позволяет Клиентам в полной мере использовать все преимущества факторинга.
Красноярск, ул. Весны, д. 3 +7 (3912) 77-7224
Промсвязьбанк
Банк занимает лидирующие позиции на российском рынке международного финансирования, факторинга, кредитования МСБ. Его клиентами уже стали более 95 000 российских предприятий и свыше 1 300 000 россиян.
Красноярск, ул. Сурикова, дом 20а (391) 266-84-20
Рисунок 9 – Схема работы по факторингу
Поставщик передает документы по отгрузке. В зависимости от ее потребностей факторинговые компании оказывают услуги: происходит выплата финансирования на срок отсрочки платежа; выкупается дебиторская задолженность; принимают на себя обязательства на случай возможной неоплаты товара, и если покупатель не платит после отсрочки, возмещаем поставщику убытки.
Разница между страховой и факторинговой компаниями.
Клиент может обратиться в страховую компанию, чтобы застраховать коммерческий кредит. Однако подобные услуги страхования в России слабо развиты, и нужно учесть следующее. Во-первых, на сроки выплаты возмещения. Период ожидания выплаты может быть от 180 до 240 дней, тогда как при факторинге — максимально 120 дней. Во-вторых, объем передаваемой дебиторской задолженности. Обязательное требование страховщика — передача всей дебиторской задолженности, а при работе с фактором — только согласованный список покупателей. В-третьих, размер покрытия риска, страхование рисков неоплат факторинговая компания исключает, производя выплату 90% от суммы поставки. Между прочим, страховщики выплачивают обычно от 70%-85% от суммы поставки. В-четвертых, требования к минимальному обороту на страхование. Страховым компаниям выгоднее работать с поставщиками, оборот на страхование которых выше 400 млн рублей. Факторинговая компания готова работать с гораздо меньшими объемами (от 60 млн рублей в год). И наконец, факторинговая компания начисляет комиссию на фактически выданное поручительство, а страховая компания — на весь оборот или на сумму установленного лимита.
Формирование цены за услуги факторинга.
Цена формируется из трех компонентов. Комиссия за финансирование, которая зависит от срока отсрочки; комиссия за факторинговое обслуживание, зависящая от объема переданной дебиторской задолженности; комиссия за исключение риска неоплаты отгруженного товара, которая зависит от объема передаваемой «дебиторки» и, безусловно, от ее диверсификации. Не всегда факторинговые компании имеют прозрачную модель ценообразования. При заключении договора необходимо обратить внимание на то, как формируется стоимость.
Факторинговые услуги оказывают специализированные организации (факторы, факторинговые компании) и банки. Факторинг – это комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью, в состав которого входят оценка платёжеспособности дебитора, управление своевременностью оплат, покрытие кредитных рисков, финансирование кредитора, консультирование. Факторинг решает следующие задачи: расширение доли компании на рынке; повышение ликвидности дебиторской задолженности; ликвидация кассовых разрывов; своевременная оплата контрактов и налогов.
На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим (в т.ч. некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. Однако закон о «Лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не принят, т.е. не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В судебной практике данная правовая коллизия приводит к тому, что при судебном рассмотрении появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия для ведения деятельности конкретным факторинговым компаниям. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) в октябре 2005г выступило с предложением об отмене лицензирования проведения факторинговых операций, сделав соответствующие поправки к Гражданскому кодексу. В результате МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли) в 2004 году был разработан законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК РФ. Основная цель законопроекта – приведение ГК РФ в соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате принятия законопроекта факторинговая деятельность коммерческих организаций лицензироваться не будет. На текущий момент поправки в ГК РФ внесены не были, хотя их внесение было запланировано Правительством РФ на июль 2005г. Отмена лицензирования факторинговых операций изменит рынок факторинговых услуг, увеличится число его участников, а основными игроками на нем станут факторинговые компании. Так, согласно исследованиям МЭРТ, в «2001 году доля факторинга в ВВП РФ составляла 0,1%, в 2004 году – 0,5%.