Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:
Правильная организация учета дебиторской задолженности;
Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста.
Цель курсовой работы является изучение сущности дебиторской задолженности и методов управления ею.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
- изучить методы управления дебиторской задолженностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью организации.………………………………………………………………. 5
Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности…………. 5
Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью…… 7
2 Методы управления дебиторской задолженностью организации.……. 10
2.1 Подходы к управлению дебиторской задолженностью и анализ ее оборачиваемости……………………………………………………. 10
2.2 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью……………………………………………………… 20
3 Проблемы управления дебиторской задолженностью в России……… 31
Заключение…………………………………………………………………… 51
Библиографический список…………………………………………………. 52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, гр.74-1 Часовской Светланы2.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».

В отличие от широкой  практики в западных странах предоставлять  факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации (изменение). Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).

Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа. Объективной  причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная информационная открытость, достоверность финансовой отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно только при полной транспорентности (информационная прозрачность) компаний, понимания их структуры бизнеса, политики продаж и участников процесса реализации продукции, что способствует минимизации рисков мошенничества и недобросовестного исполнения своих обязательств.

Проблемы, связанные с  нехваткой информации о клиенте  и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г, который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).  
Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличие от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых сумм.

Факторинговая операция отлична от кредитных операций и  требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. Необходимо делегирование полномочий по установлению лимитов на дебиторов либо малому кредитному комитету, либо другому органу/группе специалистов для более оперативного решения конкретных задач.

Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга является недостаточное понимание сути факторинговых  операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки.

Несмотря на сложность  проведения факторинговых операций, они пользуются большой популярностью, а спрос на факторинговые услуг  со стороны компаний превышает предложение. Поэтому, существующие проблемы, связанные с оказанием факторинговых услуг, будут преодолеваться, а уровень качества их оказания повышаться.  

5) Юридические услуги 

 

Юридические фирмы занимаются правовым сопровождением сделок с контрагентами (участие в переговорах, составление и экспертиза документов, сопровождающих заключение сделки и ее исполнение, консультирование), защитой нарушенных прав и интересов кредиторов (в том числе в суде, арбитражном суде, на стадии исполнительного производства, представляя интересы клиента в иных правоохранительных органах). 

 

6) Коллекторство 

 

Коллекторская деятельность - работа по взысканию большого объема однотипной, преимущественно бесспорной, задолженности. Особенно востребовано в деловом обороте коллекторство стало с распространением потребительского кредитования. Представляет собой системную программу взыскания задолженности, поставленную на конвейер. Для реализации программы используются: претензионная работа и медиация (soft collection), приказное, исковое и исполнительное производство (hard collection). Все эти методы нацелены на результат – возвращение денежных средств в наиболее быстрые сроки с минимальными затратами.

 
На практике значительное количество случаев погашения задолженности по кредитам происходит по инициативе должника в результате проведенной коллекторами досудебной работы. Или же должник возобновляет платежи сразу после разговора, встречи с коллектором или после получения документов из суда (искового заявления, повестки о назначении судебного заседания).

При отсутствии доброй воли на исполнение обязательств по кредитным  договорам коллектор передает исполнительные листы для принудительного взыскания  судебным приставам, оказывает им содействие в розыске как самого должника, так и его имущества. В результате интересы кредитора удовлетворяются обращением взыскания на арестованное имущество, вычетами из заработной платы до полного погашения задолженности. 

 

Практика управления дебиторской задолженностью на российских предприятиях и фирмах 

 

По оценкам исследователей отечественного рынка финансового  аутсорсинга сегодня менее 20% компаний заказывают у внешних организаций  комплексное управление дебиторской  задолженностью. Клиентами факторинговых  компаний, как правило, являются поставщики розничных сетей (с количеством постоянных покупателей – 10 и более; с такими условиями поставок, как отсрочка платежа от 20 до 90 дней, безналичный расчет, переход права собственности в момент отгрузки). Объем уступаемой предприятием дебиторской задолженности составляет от 3 до 30 млн. руб. в месяц. Факторинг наиболее распространен в таких отраслях экономики, как производство и дистрибуция продуктов питания, товаров народного потребления, фармацевтической, алкогольной, полиграфической, упаковочной, косметической и парфюмерной продукции. Обычно к факторинговым компаниям обращаются по трем вопросам: нехватка денежных средств, построение продаж в кредит и страхование рисков.

Большинство российских предпринимателей предпочитают самостоятельное  решение этого вопроса. Непопулярность финансового аутсорсинга можно объяснить несколькими причинами, в частности, недостаточной институциональной развитостью отрасли. Становление отрасли началось вслед за расширением потребления в стране, развитием кредитования (в первую очередь, товарного и потребительского). Кроме того, значительно тормозит развитие факторинга нежелание российских компаний раскрывать конфиденциальную информацию о сделках с дебиторами. Ведь при факторинговом обслуживании заказчик передает фактору все документы, отражающие его договорные отношения с контрагентами, и документы по всем конкретным операциям. Присутствие «третьей стороны» не приветствуется в российском бизнесе также в силу широкого распространения практики неофициальных платежей.

Значительно чаще отечественные компании заказывают не комплексное (факторинговое) обслуживание, а отдельные услуги по управлению дебиторской задолженностью: юридические, страховые, кредитные, коллекторские. Популярность отдельных услуг объясняется их большей доступностью и необходимостью для малого и среднего бизнеса по сравнению с факторингом. Последний коммерчески оправдан и необходим для крупных игроков, работающих с обширной клиентской базой.

Проведение мер финансового  оздоровления

Собственникам и менеджерам фирмы следует незамедлительно принять меры по предотвращению угрозы банкротства. Для этого целесообразно составить бизнес-план финансового оздоровления, куда включить меры предусматривающие:

- анализ материальных  активов с целью выяснения  их дальнейшего использования. По каждому элементу основных фондов необходимо принять одно из следующих решений: оставить в неизменном виде, отремонтировать и модернизировать для собственного пользования, сдать в аренду, продать.

- повышение квалификации  кадров, прежде всего менеджеров фирмы.

- особое значение для  финансового оздоровления имеет  выработка комплекса мер по  формированию разумной политики  управления дебиторской, а также  кредиторской задолженностями. 

- формирование маркетинговой  стратегии (ассортиментная политика, ценовая политика, стимулирование сбыта).

 

Заключение 

В данной работе раскрыты сущность дебиторской задолженности и процесс ее формирования в организации, рассмотрен зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью; методика управления дебиторской задолженностью.

Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать следующие  выводы.

Одной из задач  финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Увеличение  дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия  на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

В зависимости  от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом.

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому  финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью