Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа
Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:
Правильная организация учета дебиторской задолженности;
Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста.
Цель курсовой работы является изучение сущности дебиторской задолженности и методов управления ею.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
- изучить методы управления дебиторской задолженностью.
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью организации.………………………………………………………………. 5
Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности…………. 5
Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью…… 7
2 Методы управления дебиторской задолженностью организации.……. 10
2.1 Подходы к управлению дебиторской задолженностью и анализ ее оборачиваемости……………………………………………………. 10
2.2 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью……………………………………………………… 20
3 Проблемы управления дебиторской задолженностью в России……… 31
Заключение…………………………………………………………………… 51
Библиографический список…………………………………………………. 52
При определении политики продаж необходим предварительный расчет и сопоставление дополнительных расходов от продаж в долг и расходов, связанных с риском неоплаты в установленный договором срок или превращения дебиторской задолженности в безнадежную к взысканию.
С установленной периодичностью специалисты компании должны анализировать дебиторскую задолженность по персональному списку контрагентов, срокам образования и размерам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, оценивать реальность наличия дебиторской задолженности; определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
Анализ может включать оценку абсолютных и относительных показателей состояния, структуры и движения дебиторской задолженности. Для этого определяются доли конкретных дебиторов, а также каждого вида дебиторской задолженности (краткосрочной, долгосрочной) в общей совокупности долгов, рассматривается динамика изменений каждой составляющей, темп роста остатка и т.п.
Увеличение доли долгосрочной дебиторской задолженности в динамике может привести к снижению уровня платежеспособности организации, уменьшению ликвидности активов.
Превышение темпов роста дебиторской задолженности над темпом увеличения выручки от продаж свидетельствует о снижении уровня управления дебиторской задолженностью, о "замораживании" части выручки, необходимой для финансирования текущей деятельности.
Анализ динамики просроченной дебиторской задолженности по торговым операциям позволяет определить ненадежных контрагентов, сократить им объем кредитных отгрузок либо работать с ними на условиях полной предоплаты или коммерческого кредитования.
Важна оперативная информация о текущей задолженности, включая период просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок, его доля в структуре доходов и валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.
И, наконец, производится расчет реальной дебиторской задолженности с учетом темпов инфляции и обесценения за время просрочки платежа, периода взыскания, рассчитываются потери от невзыскания и списания.
Результаты анализа дебиторской задолженности должны учитываться при планировании дальнейшей деятельности предприятия.
Для анализа ДЗ рекомендуется создать определенные отчеты в 1С или просто проводить анализ массивов должников в Exsel. Основные параметры: дата заключения, дата оплаты, сумма договоров, категория клиента и.т.д.
2 Выбор ответственных лиц (отдел) за работу с ДЗ в рамках компании.
На данном этапе основное внимание уделяется вопросам выбора организационной структуры в организации для работы с ДЗ:
А) Описываются «+» и «-» работы различных ответственных лиц.
• Бухгалтерия
• Юридическая служба
• Сотрудники (линейные руководители,
менеджеры по продажам, менеджеры проектов,
специалисты по внедрению, консультанты
и т.д.)
• Коллекторская группа
Б) Рассматривается вопрос мотивации к действию.
В) Вопрос «единого» центра контроля за работу с ДЗ
В настоящее время наиболее распространенным вариантом развития событий является поручение данной работы своему сотруднику, а при больших объемах взыскания – целой службе (как правило, юридической, финансовой или службе безопасности).
Безусловно, первое, с чем сталкиваются подобные службы – это необходимость их специального позиционирования в системе организации предприятия. Практика показывает, что разброс функций по отдельным подразделениям одной организации чреват тем, что большая часть времени уходит на выяснение отношений между отделами и разделение компетенции, обусловленное банальным желанием не выполнять неблагодарную работу при сохранении прежнего твердого оклада, который выплачивался за выполнение гораздо более «комфортных» функций.
Организация специальной службы по работе с дебиторской задолженностью может быть сопряжена для субъекта хозяйствования с проблемами определения наименования должностей сотрудников данного отдела – справочник должностей и служащих не содержит должности, наименование которой в полной мере бы отражала сферу деятельности сотрудников. Конечно, это не самая большая проблема в организации подобной службы, тем не менее, и она имеет место.
Создание отдельного структурного подразделения в данном случае позволит устранить возможные конфликты между отдельными службами и обеспечить более скоординированную работу в сфере работы с потоковой дебиторской задолженностью.
3 Выстраивание работы с ДЗ в рамках компании.
На данном этапе основное внимание уделяется вопросам перехода от вопросов принятия решения о том, кто работает с ДЗ к тому, как будет происходить работа на уровне организации, механизмы, правила взаимодействия, методы регулирования и контроля:
А) Проектирование организационной структуры отдела
Б) Создание бизнес-процессов, политик и процедур по управлению ДЗ
В) Формирование системы сбалансированных показателей деятельности подразделения (KPI - Ключевые показатели эффективности)
Г) Разработка схем мотивации на базе KPI, создание должностных инструкций, обучение сотрудников, ответственных за работу с ДЗ.
Д) создание системы контроля и внутренней управленческой отчетности в CRM (Система управления взаимоотношениями с клиентами) для анализа финансового положения и оценки эффективности работы специалистов:
- Выбор показателей
эффективности для анализа
- «результативность звонков»,
- количество звонков, встреч, написанных писем, оплаченных счетов,
- взаимозачеты авансов и ДЗ клиентов,
- «списанная» ДЗ;
- Контроль величины и структуры ДЗ за период:
- рост ДЗ в суммах и количестве клиентов;
- Выполнение показателей эффективности работы с ДЗ.
Идеальным вариантом является ситуация, когда контроль за работой сотрудников-коллекторов и показателями ДЗ можно осуществлять в автоматическом режиме при помощи отчетов в CRM системах.
4 Методы работы с ДЗ.
Данный этап является основным, так как происходит непосредственное создание прикладных методов работы с ДЗ, а именно действиями, которые приводят к возврату задолженности, что и является основной целью:
А) Звонки клиентам (подготовка
к звонку клиенту, выбор времени
звонка)
Б) Написание писем:
- перечень документов для клиента,
- для подтверждения ДЗ,
- взаимодействие с бухгалтерией компании для подготовки документов клиенту
В) Встречи с клиентами
Г) Ведение переговоров:
- общие правила,
- определение ответственного лица у клиента за оплату задолженности,
- варианты договоренностей с клиентом при невозможности немедленной оплаты с его стороны,
- варианты действий при отказе клиента платить,
- определение периодичности
звонков
Д) Фиксирование информации о работе с
ДЗ (CRM/автоматизация процесса сбора и
фиксирования информации)
Если долг не погашен в срок, есть всего два способа его вернуть: договориться с должником о добровольном возврате или взыскать его в принудительном порядке.
Преимущества досудебного урегулирования долга - это отсутствие дополнительных издержек, связанных с обращением в суд, и взаимовыгодное разрешение потенциально конфликтной ситуации без ущерба для деловой репутации и взаимоотношений партнеров.
С должниками следует постоянно поддерживать контакт:
- высылать напоминания
о приближении сроков
- вести телефонные переговоры
- личные встречи с руководством должника,
- предъявлять претензии.
К финансовым способам воздействия на дебиторов, допустивших просрочку платежа, относятся:
- применение штрафных санкций,
- предложения о проведении взаимозачетов,
- реструктуризации долга,
- продажа задолженности,
- инициация процедуры банкротства и др.
Выбор того или иного метода зависит от:
- особенностей должника,
- суммы задолженности,
- количества дней просрочки,
готовности должника к погашению долга и других факторов.
На первоначальном этапе
возникновения задолженности
Любая организация, имеющая
необходимость взыскание
Несмотря на различие типов долговых ситуаций, можно выделить общие особенности:
- обеспечение баланса
между конвейерностью
- использование инновационных методов взыскания;
- эффективное применение
уголовного преследования
Обеспечение баланса между конвейерностью взыскания и разработкой уникальных программ действий для сложных случаев особо важно при взыскании большого объема задолженности (более 300 - 500 ежемесячно).
При этом важно, чтобы присутствовала централизация деятельности по взысканию долгов, то есть общее руководство, и сотрудники занимались бы только взысканием долгов, а не совмещали эту работу с выполнением других задач, так как иначе у них всегда будет возможность оправдать низкую эффективность своего труда необходимостью делать что-то другое.
Повышение эффективности работы по взысканию задолженности возможно при введении в эту схему разделения труда элемента, ответственного за подготовку материалов для PR-сопровождения взыскания: проектов уведомлений, обращений, пресс-релизов и статей. Опыт показывает, что именно PR-сопровождение взыскания для многих крупных покупателей (дебиторов) является решающим фактором для принятия решения о погашении долга. Репутационное воздействие может подготавливаться на базе взаимодействия обычных коллекторских отделов с PR-подразделением, обязанности которого расширяются, либо навыкам организации PR.
Дебиторскую задолженность продают при острой потребности в денежных средствах. Ее покупают предприятия, которые являются должниками дебитора. Приобретая дебиторскую задолженность с дисконтной скидкой, они предъявляют ее должнику к погашению по полной стоимости. Купить долг может также компания, которая входит в ту же финансовую группу, что и должник, и заинтересована в скупке всех долгов организаций холдинга. Кроме того, перепродать долг можно лицу, заинтересованному в обладании правами требования именно к этому должнику. Например, так бывает, когда дебитор находится на стадии банкротства (или его "подводят" к банкротству) и среди кредиторов идет борьба за максимальное количество голосов на собрании кредиторов.
При исчерпании всех разумных
мер кредитор может взыскать долг
через суд. Обычно обращение в
суд ведет к разрыву
Обращаются в суд в следующих ситуациях:
- должник не признает
долг или имеет встречные
- должник признает долг, не имеет претензий к кредитору, обладает активами, достаточными для погашения обязательства, но не желает платить или требует от кредитора льготных условий поставок;
- дебитор находится в предбанкротном состоянии.
В последнем случае наличие
исполнительного листа позволяе
До обращения в суд кредитору важно оценить:
- законность своих требований,
- надежность доказательной документальной базы,
- наличие у должника
имущества или денежных
Методика работы с должниками - юридическими лицами:
Коллектор – сотрудник компании, ответственный за сбор задолженности.
Источники информации по компании, сотрудникам, владельцам:
а) Внутренние ресурсы системы:
- база данных о ранее проверявшихся объектах, результатах их проверки и дальнейшего взаимодействия;
- база данных об объектах, по которым имеется информация о нецелесообразности установления с ними деловых отношений (стоп-лист) и т.п.;