Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа
Дебиторская задолженность является важной частью активов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики. В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производство.
Среда возникновения и развития дебиторской задолженности……………………………………………………..5
Экономическая сущность дебиторской задолженности………...5
Тенденции и закономерности развития дебиторской задолженности……………………………………………………..9
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»………………………...……..25
Общая характеристика ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»……25
Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»………………...……………..26
Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»……….30
Пути улучшения управления дебиторской задолженностью…30
Применение эффективного механизма управления дебиторской задолженностью…………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46
На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее "возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели: коэффициент просроченной дебиторской задолженности и средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности.
Коэффициент просроченности
дебиторской задолженности
КПДЗ = , (4)
где КПДЗ – коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
ДЗПР – сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;
ДЗ – общая сумма
дебиторской задолженности
Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности определяется по следующей формуле:
ВПДЗ = , (5)
где ВПДЗ – средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
ПР – средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;
ОО – сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
На пятом этапе анализа
определяют сумму эффекта, полученного
от инвестирования средств в дебиторскую
задолженность. В этих целях сумму
дополнительной прибыли, полученной от
увеличения объема реализации продукции
за счет предоставления кредита, сопоставляют
с суммой дополнительных затрат по
оформлению кредита и инкассации
долга, а также прямых финансовых
потерь от невозврата долга покупателями
(безнадежная дебиторская
ЭДЗ = ПДЗ – ТЗДЗ – ФПДЗ , (6)
где ЭДЗ – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
ПДЗ – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗДЗ – текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПДЗ – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой
эффекта в процессе этого этапа
анализа может быть определен
и относительный показатель —
коэффициент эффективности
КЭДЗ = , (7)
где КЭДЗ – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
ЭДЗ – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
РП – средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
При расчете этой суммы необходимо учитывать25: планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
ИДЗ = , (8)
где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;
КС/Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
– средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
– средний
период просрочки платежей по
предоставленному кредиту, в
Если финансовые возможности организации не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите – средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации – кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции26.
Стоимость предоставления кредита
характеризуется системой ценовых
скидок при осуществлении немедленных
расчетов за приобретенную продукцию.
В сочетании со сроком предоставления
кредита такая ценовая скидка
характеризует норму процентной
ставки за предоставляемый кредит,
рассчитываемой для сопоставления
в годовом исчислении. Алгоритм этого
расчета характеризуется
ПСК = , (9)
где ПСК – годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;
ЦСН – ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %;
СПК – срок предоставления кредита (кредитный период), дней.
Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы27:
Формирование стандартов
оценки покупателей и дифференциация
кредитных условий
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей – обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:
Экспертиза полученной информации
осуществляется путем логической ее
проверки, в процессе ведения коммерческих
переговоров с покупателями, путем
непосредственного посещения
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий28:
Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как: