Управление дебиторской задолженностью предприятия» на примере «ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность является важной частью активов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики. В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производство.

Содержание

Среда возникновения и развития дебиторской задолженности……………………………………………………..5
Экономическая сущность дебиторской задолженности………...5
Тенденции и закономерности развития дебиторской задолженности……………………………………………………..9
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»………………………...……..25
Общая характеристика ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»……25
Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»………………...……………..26
Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»……….30
Пути улучшения управления дебиторской задолженностью…30
Применение эффективного механизма управления дебиторской задолженностью…………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 787.33 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе анализа  оценивается состав дебиторской  задолженности организации по отдельным  ее "возрастным группам", т.е. по предусмотренным  срокам ее инкассации.

На четвертом этапе  анализа подробно рассматривается  состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная  задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели: коэффициент просроченной дебиторской задолженности и средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности.

Коэффициент просроченности дебиторской задолженности вычисляется  по формуле:

КПДЗ = , (4)

где  КПДЗ – коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

ДЗПР – сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

ДЗ – общая сумма  дебиторской задолженности организации;

Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской  задолженности определяется по следующей  формуле:

ВПДЗ = , (5)

где ВПДЗ – средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

ПР – средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;

ОО – сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

На пятом этапе анализа  определяют сумму эффекта, полученного  от инвестирования средств в дебиторскую  задолженность. В этих целях сумму  дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции  за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью  покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого  эффекта осуществляется по следующей  формуле:

ЭДЗ = ПДЗ – ТЗДЗ – ФПДЗ , (6)

где ЭДЗ – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

ПДЗ – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗДЗ – текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПДЗ – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа  анализа может быть определен  и относительный показатель —  коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

КЭДЗ = , (7)

где КЭДЗ – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

ЭДЗ – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

РП – средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной  политики предприятия.

Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

При расчете этой суммы  необходимо учитывать25: планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

ИДЗ = , (8)

где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;

КС/Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

 – средний  период предоставления кредита  покупателям, в днях;

 – средний  период просрочки платежей по  предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности  организации не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в  полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем  реализации продукции в кредит.

Формирование системы  кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

  • срок предоставления кредита (кредитный период);
  • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
  • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
  • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует  предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа  за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует  объем реализации продукции (при  прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, и  увеличению продолжительности финансового  и всего операционного цикла  организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать  его влияние на результаты хозяйственной  деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует  максимальный предел суммы задолженности  покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при  потребительском кредите – средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации – кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции26.

Стоимость предоставления кредита  характеризуется системой ценовых  скидок при осуществлении немедленных  расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления  в годовом исчислении. Алгоритм этого  расчета характеризуется следующей  формулой:

ПСК = , (9)

где ПСК – годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСН – ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %;

СПК – срок предоставления кредита (кредитный период), дней.

Устанавливая стоимость  товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать  уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В  противном случае он не будет стимулировать  реализацию продукции в кредит, так  как покупателю будет выгодней взять  краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную  продукцию при ее покупке.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы27:

  • определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
  • формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
  • выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
  • группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
  • дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита  – товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

  • объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
  • репутация покупателя в деловом мире;
  • платежеспособность покупателя;
  • результативность хозяйственной деятельности покупателя;
  • состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
  • объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту  оценка осуществляется обычно по следующим  критериям:

  • дееспособность покупателя;
  • уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
  • состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей – обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

  • из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);
  • из данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);
  • из информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем  непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью  проверки состояния его имущества  и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор  методов оценки отдельных характеристик  кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных  характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение  следующих их категорий28:

  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа "первоклассных заемщиков");
  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
  • покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может  осуществляться по таким параметрам, как:

  • срок предоставления кредита;
  • необходимость страхования кредита за счет покупателей;
  • формы штрафных санкций и т.п.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия» на примере «ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»