Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа
Дебиторская задолженность является важной частью активов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики. В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производство.
Среда возникновения и развития дебиторской задолженности……………………………………………………..5
Экономическая сущность дебиторской задолженности………...5
Тенденции и закономерности развития дебиторской задолженности……………………………………………………..9
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»………………………...……..25
Общая характеристика ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»……25
Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»………………...……………..26
Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»……….30
Пути улучшения управления дебиторской задолженностью…30
Применение эффективного механизма управления дебиторской задолженностью…………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46
ТО = = 10,6
ТУСЛ = = 7,24
При этом отклонение равно ∆Т = Т1 – Т0 = 6,4 – 10,6 = - 4,2 дн. В том числе за счет изменения величины дебиторской задолженности оно составило: ∆ТДЗ = ТУСЛ1 – Т0 = 7,24 – 10,6 = - 3,36 дн., а за счет изменения выручки ∆ТВ = Т1 – ТУСЛ1 = 6,4 – 7,24 = - 0,84 дн. Период погашения дебиторской задолженности в 2011 г. сократился на 4,2 дня и составил 6,4 дня. Основное влияние на сокращение периода погашения дебиторской задолженности оказало увеличение выручки, на что, в свою очередь, повлиял рост цены на нефть на 584 руб. за тонну.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ОАО НГДУ «ЛЕНИНОГОРСКНЕФТЕГАЗ» |
ГЛАВА 3. |
3.1. Пути улучшения управления дебиторской задолженностью
В ходе проведенных исследований были выявлены преимущества и недостатки управления дебиторской задолженностью в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть». В качестве результатов, представляется возможным предложить пути улучшения управления дебиторской задолженностью.
Политика управления дебиторской задолженностью – часть общей бизнес-политики предприятия, направленная на расширение объема реализации продукции и заключающаяся в оптимизации общего объема размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» с целью максимизации притока денежных средств следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия должно осуществляться по следующим основным этапам30:
Таблица 6
Основные этапы управления дебиторской задолженностью
№ |
Этапы формирования политики управления ДЗ |
1 |
анализ дебиторской |
2 |
формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции |
3 |
определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту |
4 |
формирование системы кредитных условий |
5 |
формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов |
6 |
формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности |
7 |
обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности |
Анализ дебиторской
При формировании принципов
кредитной политики по отношению
к покупателям продукции
При определении возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики; коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой продукции. При формировании системы кредитных условий, вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» должен определиться по следующим вопросам:
Таблица 7
Факторы формирования системы кредитных условий
№ |
Фактор формирования системы кредитных условий |
Сущность |
1 |
Срок предоставления кредита |
Чаще всего применяются стандартизированные по условиям оплаты, в том числе и по продолжительности кредитования, договоры; тем не менее, возможны и отклонения от данной политики; определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции) |
2 |
Стандарты кредитоспособности |
Заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться; |
3 |
Система создания резервов по сомнительным долгам |
При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей, однако, не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя, рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу |
4 |
Система сбора платежей |
Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку: процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты; критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений; системы наказания недобросовестных контрагентов; |
5 |
Система предоставляемых скидок |
В предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относятся предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены. |
3.2. Применение эффективного механизма управления дебиторской задолженностью
В мировой и нашей практике
уже наработаны и существуют определенные
схемы возвращения долгов. Однако,
у каждой компании в зависимости
от специфики ее деятельности, возможностей,
стратегии и сложившийся
Предоставление скидок стимулирует
не только увеличение продаж, но и сокращение
сроков отвлечения денежных средств
в расчетах с покупателями. Ценовая
мотивация сейчас является общепринятой
практикой. Эффективная ее реализация
поставщиком позволяет ему
Поэтому в данном разделе
курсовой работы, для улучшения управления
дебиторской задолженностью ОАО
НГДУ Лениногорскнефть, представляется
возможным задействовать
Рассмотрим пример предоставления скидок предприятием НГДУ «Лениногорскнефть» на нефтепродукты. Покупатель получает скидку в случае оплаты полученной продукции в течение 10 дней с начала периода кредитования (с момента отгрузки продукции). Ниже представлена система предоставления скидок дебиторам в условиях НГДУ «Лениногорскнефть» представлена в таблице.
Таблица 8
Система предоставления скидок дебиторам
Наименование продукции |
Скидка, % |
Количество, тонн |
Стоимость руб./тонн |
Стоимость со скидкой руб./тонн |
Бензин А-76 |
18 |
≥ 250 |
17 000 |
13 940 |
Бензин Регуляр-92 |
15 |
≥ 200 |
20 000 |
17 000 |
Бензин Премиум-95 |
15 |
≥ 200 |
23 000 |
19 550 |
Бензин Супер-98 |
10 |
≥ 150 |
25 000 |
22 500 |
Диз.топливо Летнее |
20 |
≥ 300 |
15 000 |
12 000 |
Диз.топливо Зимнее |
20 |
≥ 300 |
15 000 |
12 000 |
Если оплата совершается позже установленного срока (с 11-го по 45-й день), скидка на продукцию не предоставляется и покупатель оплачивает полную стоимость товара. В случае неуплаты в течение всего кредитного периода, покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита включает следующие основные элементы:
Таблица 9
Основные элементы оценки
покупателей и условий
№ |
Элемент формирования стандартов оценки покупателей |
Сущность |
1 |
Оценка кредитоспособности |
Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей |
2 |
Информационная база |
Формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей |
3 |
Подход к определению надежности |
Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей |
4 |
Уровень кредитоспособности |
Группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности |
5 |
Условия кредитования |
Дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей |
Отбор должен осуществляться с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.
Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита, необходимость страхования кредита за счет покупателей, формы штрафных санкций.
Основными формами, обеспечивающими использование на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются32:
На ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» использование факторинга является нецелесообразным, т.к. дебиторская задолженность является краткосрочной и ее возврат предполагается в течение 12 месяцев.
Среди проблем управления дебиторской задолженностью ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» можно выделить следующие:
Таблица 10
Проблемы управления дебиторской задолженностью
№ |
Сущность проблемы |
1 |
Нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами |
2 |
Не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью |
3 |
Отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости |
4 |
Не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования |
5 |
Функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап |
Для решения проблем управления дебиторской задолженностью в НГДУ «Лениногорскнефть» можно предложить:
Таблица 11
Пути решения проблем управления дебиторской задолженностью
№ |
Предложения |
Сущность мероприятия |
1 |
Для контроля и планирования дебиторской задолженности |
|
2 |
Для автоматизации процесса управления дебиторской задолженностью |
Основная причина, по которой ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» должен отказаться от ведения учета и контроля дебиторской задолженности в Excel, связана с трудностью оперативного обновления данных и настройки, обязательных для исполнения процедур утверждения. |
3 |
В целях снижения риска несвоевременного возврата денежных средств и возникновения убытков |
заключив договор страхования дебиторской задолженности. Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Безусловно, страхование дебиторской задолженности со временем станет нормой для многих российских компаний. Заключение договора страхования позволит не только провести обоснованную оценку кредитных рисков компании, но и переложить сами риски на страховую компанию. |