Управление дебиторской задолженностью предприятия» на примере «ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность является важной частью активов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики. В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производство.

Содержание

Среда возникновения и развития дебиторской задолженности……………………………………………………..5
Экономическая сущность дебиторской задолженности………...5
Тенденции и закономерности развития дебиторской задолженности……………………………………………………..9
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»………………………...……..25
Общая характеристика ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»……25
Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»………………...……………..26
Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»……….30
Пути улучшения управления дебиторской задолженностью…30
Применение эффективного механизма управления дебиторской задолженностью…………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 787.33 Кб (Скачать файл)

 

ТО = = 10,6

 

ТУСЛ = = 7,24

 

При этом отклонение равно  ∆Т = Т1 – Т0 = 6,4 – 10,6 = - 4,2 дн. В том числе за счет изменения величины дебиторской задолженности оно составило: ∆ТДЗ = ТУСЛ1 – Т0 = 7,24 – 10,6 = - 3,36 дн., а за счет изменения выручки ∆ТВ = Т1 – ТУСЛ1 = 6,4 – 7,24 = - 0,84 дн. Период погашения дебиторской задолженности в 2011 г. сократился на 4,2 дня и составил 6,4 дня. Основное влияние на сокращение периода погашения дебиторской задолженности оказало увеличение выручки, на что, в свою очередь, повлиял рост цены на нефть на 584 руб. за тонну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ОАО НГДУ «ЛЕНИНОГОРСКНЕФТЕГАЗ»


ГЛАВА 3.


 

 

 

 

3.1. Пути улучшения управления дебиторской задолженностью

 

В ходе проведенных исследований были выявлены преимущества и недостатки управления дебиторской задолженностью в ОАО НГДУ «Лениногорскнефть». В  качестве результатов, представляется возможным предложить пути улучшения  управления дебиторской задолженностью.

Политика управления дебиторской  задолженностью – часть общей  бизнес-политики предприятия, направленная на расширение объема реализации продукции  и заключающаяся в оптимизации  общего объема размера дебиторской  задолженности и обеспечении  своевременной ее инкассации.

В ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» с целью максимизации притока денежных средств следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия  должно осуществляться по следующим  основным этапам30:

Таблица 6

Основные этапы управления дебиторской задолженностью

Этапы формирования политики управления ДЗ

1

анализ дебиторской задолженности  в предшествующем периоде

2

формирование принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции

3

определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по кредиту

4

формирование системы  кредитных условий

5

формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация

предоставления кредитов

6

формирование процедуры  инкассации дебиторской задолженности

7

обеспечение использования  на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности


 

Анализ дебиторской задолженности  ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» целесообразно проводить по схеме, аналогичной приведенной в работе, но ее следует дополнить расчетом суммы эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной за счет предоставления кредита, необходимо сопоставить с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности).

При формировании принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции решаются вопросы о форме осуществления  реализации продукции в кредит и  о типе кредитной политики предприятия (консервативном, умеренном или агрессивном).

При определении возможной  суммы финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по кредиту необходимо учитывать  планируемые объемы реализации продукции  в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки  платежей исходя из сложившейся хозяйственной  практики; коэффициент соотношения  себестоимости и цены реализуемой  продукции. При формировании системы кредитных условий, вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» должен определиться по следующим вопросам:

Таблица 7

Факторы формирования системы  кредитных условий

Фактор формирования системы  кредитных условий

Сущность

1

Срок предоставления кредита

Чаще всего применяются стандартизированные по условиям оплаты, в том числе и по продолжительности кредитования, договоры; тем не менее, возможны и отклонения от данной политики; определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции)

2

Стандарты кредитоспособности

Заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться;

3

Система создания резервов по сомнительным долгам

При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей, однако, не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя, рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу

4

Система сбора платежей

Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку: процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты; критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений; системы наказания недобросовестных контрагентов;

5

Система предоставляемых скидок

В предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относятся предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.


 

 

3.2. Применение эффективного механизма управления дебиторской                            задолженностью

 

В мировой и нашей практике уже наработаны и существуют определенные схемы возвращения долгов. Однако, у каждой компании в зависимости  от специфики ее деятельности, возможностей, стратегии и сложившийся ситуации могут быть свои особенности. Например, если компания с твердой позицией на рынке, наработанной клиентской базой  и популярным брендом, и может  себе позволить занять жесткую позицию, то для компании только развивающей  клиентскую базу такая позиция будет  неприемлема. Так как именно определенная лояльность к клиентам и может  стать одним из главных ее конкурентных преимуществ. С другой стороны, если компания борется за упрочнение своих  позиций и стремится к развитию, то неграмотное планирование задолженностей может привести к полному финансовому кризису31. И все же в любой ситуации, связанной с возвращением дебиторских задолженностей, важно помнить, что речь идет не просто о возвращении денег, но и о сохранении клиентских связей.

Предоставление скидок стимулирует  не только увеличение продаж, но и сокращение сроков отвлечения денежных средств  в расчетах с покупателями. Ценовая  мотивация сейчас является общепринятой практикой. Эффективная ее реализация поставщиком позволяет ему сократить  товарные запасы на складах и существенно  уменьшить дебиторскую задолженность.

Поэтому в данном разделе  курсовой работы, для улучшения управления дебиторской задолженностью ОАО  НГДУ Лениногорскнефть, представляется возможным задействовать определенную систему скидок на продукцию предприятия.

Рассмотрим пример предоставления скидок предприятием НГДУ «Лениногорскнефть» на нефтепродукты. Покупатель получает скидку в случае оплаты полученной продукции в течение 10 дней с начала периода кредитования (с момента отгрузки продукции). Ниже представлена система предоставления скидок дебиторам в условиях НГДУ «Лениногорскнефть»  представлена в таблице.

Таблица 8

Система предоставления скидок дебиторам

Наименование продукции

Скидка, %

Количество, тонн

Стоимость руб./тонн

Стоимость со скидкой руб./тонн

Бензин А-76

18

≥ 250

17 000

13 940

Бензин Регуляр-92

15

≥ 200

20 000

17 000

Бензин Премиум-95

15

≥ 200

23 000

19 550

Бензин Супер-98

10

≥ 150

25 000

22 500

Диз.топливо Летнее

20

≥ 300

15 000

12 000

Диз.топливо Зимнее

20

≥ 300

15 000

12 000




 

Если оплата совершается  позже установленного срока (с 11-го по 45-й день), скидка на продукцию  не предоставляется и покупатель оплачивает полную стоимость товара. В случае неуплаты в течение всего  кредитного периода, покупатель будет  вынужден дополнительно оплатить штраф.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита  включает следующие основные элементы:

Таблица 9

Основные элементы оценки покупателей и условий предоставления кредита

Элемент формирования стандартов оценки покупателей

Сущность

1

Оценка кредитоспособности

Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей

2

Информационная база

Формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей

3

Подход к определению  надежности

Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей

4

Уровень кредитоспособности

Группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности

5

Условия кредитования

Дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей


 

Отбор должен осуществляться с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в  прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей может  осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита, необходимость  страхования кредита за счет покупателей, формы штрафных санкций.

Основными формами, обеспечивающими  использование на предприятии современных  форм рефинансирования дебиторской  задолженности, используемыми в настоящее время, являются32:

  • факторинг – финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием-продавцом на возмездной основе права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании (фактор-фирма), которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. Воспользовавшись факторингом, поставщик получает большую часть суммы (60-90%) за поставленную продукцию от фактор-фирмы сразу же после отгрузки товара. Оставшаяся часть придерживается для покрытия риска неоплаты. После поступления платежа блокированная сумма за вычетом процентов и комиссионных фактор-фирмы, выплачивается поставщику в срок, определяемый фактор-соглашением, причем независимо от текущего финансового положения покупателя. Эта операция – достаточно дорогая для предприятия33.

На ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» использование факторинга является нецелесообразным, т.к. дебиторская задолженность является краткосрочной и ее возврат предполагается в течение 12 месяцев.

Среди проблем управления дебиторской задолженностью ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» можно выделить следующие:

Таблица 10

Проблемы управления дебиторской  задолженностью

Сущность проблемы

1

Нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами

2

Не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью

3

Отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости

4

Не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования

5

Функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап


 

Для решения проблем управления дебиторской задолженностью в НГДУ «Лениногорскнефть» можно предложить:

Таблица 11

Пути решения проблем  управления дебиторской задолженностью

Предложения

Сущность мероприятия

1

Для контроля и планирования дебиторской задолженности

  • данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
  • время просрочки платежа по каждому из счетов;
  • размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
  • кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).

2

Для автоматизации процесса управления дебиторской задолженностью

Основная причина, по которой  ОАО НГДУ «Лениногорскнефть» должен отказаться от ведения учета и контроля дебиторской задолженности в Excel, связана с трудностью оперативного обновления данных и настройки, обязательных для исполнения процедур утверждения.

3

В целях снижения риска несвоевременного возврата денежных средств и возникновения убытков

заключив договор страхования  дебиторской задолженности. Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Безусловно, страхование дебиторской задолженности со временем станет нормой для многих российских компаний. Заключение договора страхования позволит не только провести обоснованную оценку кредитных рисков компании, но и переложить сами риски на страховую компанию.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия» на примере «ОАО НГДУ «Лениногорскнефть»