Управление платежеспособностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности управления платежеспособностью предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность платежеспособности и необходимость ее оценки.
2. Проанализировать традиционные и уточненные методы оценки платежеспособности.
3. На практическом примере изучить особенности расчета реального, необходимого и эталонного коэффициентов общей ликвидности.
4. Рассмотреть возможности использования коэффициентов ликвидности в антикризисном управлении.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………….3
1. Платежеспособность и кредитоспособность как основные показатели устойчивости финансового состояния…………………………………………….5
Сущность платежеспособности и необходимость её оценки……….…..5
1.2. Методы оценки платежеспособности: традиционные и уточненные …10
2. Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности………..20
2.1. Реальный, необходимый и эталонный коэффициент общей ликвидности………………………………………………………………………………...20
2.2. Использование коэффициентов ликвидности в антикризисном управлении………………………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

надя.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

 Содержание платежеспособности лишь на первый взгляд сводится к наличию свободных денежных средств, необходимых для погашения имеющихся обязательств. В ряде случаев и при отсутствии свободных денежных средств, требующихся для расчета по долговым обязательствам, предприятия могут сохранять платежеспособность, если они в состоянии быстро продать что-то из своего имущества и благодаря вырученным средствам расплатиться. У других же предприятий такой возможности нет, ибо они не располагают активами, которые могли бы быть быстро превращены в денежные средства. Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быстрее, другие - медленнее, необходимо группировать активы предприятия по степени их ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства.

 Для определения платежеспособности предприятия с учетом ликвидности его активов обычно используют баланс. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении размеров средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Классификация активов и пассивов баланса, их сопоставление позволяют дать оценку ликвидности баланса, которая представляет собой степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособным. Кредитоспособным является предприятие при наличии у него предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли и других финансовых ресурсов. Если производственный и финансовые планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате невыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Поэтому, с точки зрения управления фирмой причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным: недостаточный учет требований рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству товара, по цене и т.д.) и неудовлетворительное финансовое руководство предприятием, когда оно неправильно учитывает риски, делает серьезные ошибки, избыточно отягощается обязательствами. В первом случае говорят о болезни бизнеса, во втором - о болезни финансового менеджмента. Неудовлетворительное финансовое состояние характерно неэффективным размещение средств, их иммобилизацией, плохой платежной готовностью, просроченной задолженностью перед бюджетом, поставщиками и банками, недостаточной устойчивостью реальной и потенциальной финансовой базой, обусловленной неблагоприятными тенденциями в производстве. Финансовое состояние фирмы может быть напряженным, если наряду с показателями удовлетворительного состояния финансов имеются признаки его ухудшения, неблагоприятно сказывающиеся на производственной и хозяйственной деятельности. Для определения текущей платежеспособности необходимо платежные средства на соответствующую дату сравнить с платежными обязательствами на эту же дату. Идеальный вариант, если соотношение платежных средств и платежных обязательств будет составлять единицу или немного больше. Платежный календарь обеспечивает ежедневный контроль поступления и расходования денежных средств, позволяет синхронизировать положительные и отрицательные денежные потоки, определить приоритетность платежей по степени их влияния на финансовые результаты. Таким образом, он является важным инструментом оперативного управления текущей платежеспособностью предприятия. Кроме составления платежного календаря финансовые менеджеры предприятия могут разрабатывать мероприятия по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

В число мероприятий  по ускорению привлечения денежных средств в краткосрочном периоде  может входить:

– обеспечение частичной и полной предоплаты за продукцию (услуги) пользующуюся большим спросом на рынке;

– сокращение сроков предоставления товарного кредита;

– увеличения размера ценовых скидок для реализации продукции за наличный расчет;

– ускорение инкассации просроченной дебиторской задолженности;

– использование современных форм реинвестирования дебиторской задолженности (учета векселей, факторинга, форфейтинга).

В число мероприятий  по замедлению выплат денежных средств  в краткосрочном периоде могут входить:

– увеличение согласованности с поставщиками сроков предоставления предприятию товарного кредита;

– использование флоута (периода прохождения выписанных платежных документов до их оплаты) для замедления инкассации собственных платежных документов;

– приобретение долгосрочных активов на условиях лизинга;

– реструктуризация полученных кредитов путем перевода краткосрочных в долгосрочные.

    • 1.2  Методы оценки платежеспособности: традиционные и уточненные

 

Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Им важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа. Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его ликвидность и платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости. Оценить способность предприятия своевременно и в полном объеме выполнять свои краткосрочные обязательства за счет текущих активов возможно посредством анализа ликвидности и платежеспособности предприятия. Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется время для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.

Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Задача анализа ликвидности  баланса в ходе анализа финансового  состояния предприятия возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, т. е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам, так как ликвидность — это способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы.

Анализ ликвидности  баланса заключается в сравнении  средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.

Группы активов  баланса

Все активы фирмы в  зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, можно условно разделить на несколько групп.

  1. Наиболее ликвидные активы (А1) — суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения.
  2. Быстро реализуемые активы (А2) — активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы.
  3. Медленно реализуемые активы (А3) — наименее ликвидные активы — это запасы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, при этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу.
  4. Труднореализуемые активы (А4) — активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу включаются статьи раздела I актива баланса «Внеоборотные активы».

Первые три группы активов в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам предприятия, при этом текущие активы более ликвидны, чем остальное имущество предприятия.

Группы пасивов  баланса

Пассивы баланса по степени  возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом.

  1. Наиболее срочные обязательства (П1) — кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу).
  2. Краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. При определении первой и второй групп пассива для получения достоверных результатов необходимо знать время исполнения всех краткосрочных обязательств. На практике это возможно только для внутренней аналитики. При внешнем анализе из-за ограниченности информации эта проблема значительно усложняется и решается, как правило, на основе предыдущего опыта аналитика, осуществляющего анализ.
  3. Долгосрочные пассивы (П3) — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы — статьи раздела IV баланса «Долгосрочные пассивы».
  4. Постоянные пассивы (П4) — статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи раздела V баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов» и «Убытки».

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов.

Баланс считается абсолютно  ликвидным, если выполняются условия:

А1 >> П1 
          А2 >> П2 
          А3 >> П3 
          А4 << П4

Если выполняются первые три неравенства, т. е. текущие активы превышают внешние обязательства предприятия, то обязательно выполняется последнее неравенство, которое имеет глубокий экономический смысл: наличие у предприятия собственных оборотных средств; соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.

Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует  о том, что ликвидность баланса  в большей или меньшей степени  отличается от абсолютной. [11]

Оценка платежеспособности определяет возможность предприятия своевременно расплачиваться по краткосрочным обязательствам с помощью ликвидных оборотных активов и одновременно продолжать бесперебойную деятельность. Это предполагает, что оборотные активы в форме дебиторской задолженности и части запасов могут быть превращены в денежные средства, достаточные для погашения краткосрочных долгов числящихся на балансе предприятия. Положительная разница между стоимостью ликвидных оборотных активов и величиной краткосрочной задолженности должна быть не менее стоимости запасов, необходимых для продолжения бесперебойной деятельности, т. е. для обеспечения одного цикла кругооборота средств. Формирование выручки от продаж в конце цикла сопровождается формированием новых оборотных активов в форме запасов дебиторской задолженности и денежных средств. Следовательно, оценка платежеспособности на определенную дату - это сопоставление стоимости оборотных активов и краткосрочной задолженности. Одним из условий, позволяющих считать предприятие платежеспособным, является превышение стоимости оборотных активов над суммой краткосрочной задолженности. Показатель, оценивающий уровень платежеспособности предприятия, - коэффициент общей ликвидности как частное от деления стоимости оборотных активов на сумму краткосрочных долгов.

Оценка платежеспособности предприятия на конкретную дату не может основываться только на расчете коэффициента текущей ликвидности, поскольку этот показатель односторонне характеризует финансово-экономическое состояние предприятия.

Важным итоговым показателем  эффективности работы хозяйствующего субъекта являются его денежные результаты. Одним из решающих объектов денежного анализа является всесторонняя оценка достигнутых конечных результатов. Это подразумевает воплощение последующих действий:

– общественная оценка выполнения плана прибыли в текущем периоде;

– оценка денежных результатов отдельных сфер деятельности компании и определения степени влияния главных причин на их величину;

– определение характеристик рентабельности (реализации продукции, имущества, капитала).

Анализ денежных результатов  целенаправлено начать с оценки общего выполнения плана прибыли на базе материалов отчета по прибыли. Методом сопоставления плана с достигнутыми плодами инсталлируются отличия балансовой и незапятанной прибыли в абсолютных цифрах и процентах. Для определения эффективности работы важных сфер деятельности компании делается развернутый анализ конечных результатов каждой из них. Сначала это касается денежных результатов от основной хозяйственной деятельности, т. е. прибыли (убытков) от реализации основной продукции. В данной связи тщательно изучаются поступления от реализации и надлежащие издержки производства и обращения. В процессе анализа этих данных целенаправлено установить конфигурации по каждой позиции поступлений и издержек, также степень влияния решающих причин на величину прибыли от реализации основной продукции. Влияние этих причин (количество продаж, стоимость, ассортиментная структура продукции, уровень издержек на ее единицу) на отклонение практически достигнутых результатов от планируемых либо приобретенных за прошедший период определяется средством многофакторного анализа. При помощи данного способа исчисляется величина отклонений прибыли, вызванная каждым из причин.

 Анализ абсолютных цифр прибыли (убытков) не дает полной, настоящей картины эффективности всей деятельности компании. Несравнимыми стают эти характеристики с показателями остальных подобных субъектов, среднеотраслевыми данными, так как различными могут быть главные элементы производства, условия деятельности, а именно, размер капитала, имущества, реализации продукции и т. д. В связи с этим нужным становится анализ результативности компании на базе относительных величин, так именуемой рентабельности. Рентабельность исчисляется на базе прибыли как индекс отдачи таковых важных характеристик, как продажа (обороты от реализации), имущество и капитал. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли к размеру продаж либо общей сумме издержек производства и реализации, связанных с реализацией продукции. Для расчета принимается балансовая либо незапятнанная прибыль (брутто, нетто), размер реализации в основном учитывается без косвенных налогов (НДС и акцизов). Эти коэффициенты отражают результативность реализации, т. е. сколько прибыли получает предприятие от каждой единицы реализованной продукции, также сколько требуется расходовать средств, чтоб обеспечить данный денежный итог. Их употребляют не только лишь при анализе эффективности основной деятельности компании за ряд лет, да и для сопоставления со среднеотраслевыми достижениями. [10]

Информация о работе Управление платежеспособностью предприятия