Управление финансовыми результатами организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предложить основные направления их увеличения.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы управления финансовыми результатами деятельности предприятия;
определить роль и сущность финансового управления на предприятии;
рассмотреть анализ финансовых результатов как основной инструмент управления прибылью;
провести анализ финансовых результатов ОАО «ИМЗ»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

6
Экономическая сущность управления финансовыми результатами деятельности предприятия

6
1.2. Анализ финансовых результатов - основной инструмент управления

8
1.3. Методы анализа финансовых результатов и их оценка
13
1.4. Факторы, влияющие на финансовые результаты и управление ими
18
1.5. Информационное и организационное обеспечение проведения анализа финансового результата
21

2.УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ИМЗ»


27
2.1. Общая характеристика предприятия
27
2.2. Экономическая характеристика деятельности
31
2.3. Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия
32
2.4. Факторный анализ прибыли предприятия
39
2.5. Пути повышения прибыли ОАО «ИМЗ»
45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ Курсовая по фин. мену.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов), а частично - в прибыли от реализации имущества (такая реализация активов носит характер реинвестиций и является предметом инвестиционной деятельности предприятия)3.

Особого рассмотрения требует понятие прибыли от финансовой деятельности, основные денежные потоки по которой связаны с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования (привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссия облигаций или других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, а также обслуживание привлеченного капитала путем выплаты дивидендов и процентов и погашения обязательств по основному долгу). Казалось бы, что такое содержание денежных потоков не может сформировать прямо прибыль предприятия, так как, в конечном счете, возвращать всегда приходится больше денежных средств, чем получено. Вместе с тем, в процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах операционной или инвестиционной прибыли. Поэтому под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа, обеспечения получения депозитного процента по среднему остатку денежных средств на расчетном или валютном счетах.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую (балансовую) и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат. Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (балансовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предприятия и всей суммой его текущих затрат). Чистая прибыль характеризует сумму балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать хозяйственные альтернативные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

По характеру инфляционной «очистки» прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.

По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода, прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов.

По регулярности формирования выделяют прибыль, которая формируется предприятием регулярно, и так называемую «чрезвычайную» прибыль. Термин «чрезвычайная» прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером чрезвычайной прибыли может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия.

По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части.

Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль - ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой для характеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей практике термин нераспределенная прибыль имеет более узкое значение)4.

По значению итогового результата хозяйствования различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток). В нашей практике эта терминология получила пока ограниченное распространение, хотя и встречается в экономических публикациях последних лет по вопросам бухгалтерского учета.

Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии. Но перед началом анализа необходимо определить: какая именно форма анализа принесет наибольший эффект. Безусловно, лучше всего провести все формы анализа, и на этой основе выбрать оптимальные мероприятия по управлению прибыли. Но на это будет затрачено очень много времени и средств5.

Следовательно, менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии, выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения. После этого следует выделить факторы, влияющие на прибыль, вычислить показатели оценки прибыли и осуществить ее планирование.

 

 

1.3. Методы анализа  финансовых результатов и их  оценка

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. В целом анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею в организации.

Под методом финансового анализа, в т.ч. и анализа финансовых результатов, понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

На практике существуют следующие основные методы анализа финансовой отчётности:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ,
  • трендовый анализ;
  • метод финансовых коэффициентов;
  • сравнительный анализ;
  • факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ представляет собой сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ - это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ - это сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ деятельности предприятии.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) предполагает расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм, и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель. В круг аналитических разработок значительно позже вошли многие математические методы финансового анализа - корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др.

В анализе финансовых результатов используются следующие показатели прибыли:

  • прибыль от продажи продукции (работ, услуг);
  • прибыль от прочей продажи;
  • прибыль до н6алогообложения; чистая прибыль.

В процессе анализа определяется состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемый период. При изучении динамики и выполнения плана показателей прибыли применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми.

На изменение показателей прибыли влияют различные факторы. К факторам первого порядка относятся изменения:

  • прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг);
  • прибыли от прочей продажи;
  • внереализационных финансовых результатов.

В свою очередь, прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг) зависит от следующих факторов:

  • объема проданной продукции;
  • полной себестоимости проданной продукции;
  • цен на реализованную продукцию.

Эти факторы относятся к факторам второго порядка показателей прибыли.

Анализ структуры и динамики какого-либо показателя, характеризующего деятельность предприятия рассматривается по определенному алгоритму, например, абсолютное отклонение затрат исчисляется по формуле:

                          ±З = З1 - З0                                                                                (1),

где З1 - затраты (расходы) отчетного периода;

З0 - затраты (расходы) базисного периода;

ΣЗ - затраты (расходы), произведенные в отчетном периоде всего.

Изменение каждого вида затрат относительно его общей величины расходов определяется по формуле:

                     ∆З = З1 / ΣЗ * 100                                                                     (2).

Изменение каждого вида затрат относительно его базисного показателя определяется по формуле:

                    ∆З = З1 / З0 * 100                                                                (3).

По данным «Отчета о финансовых результатах» можно рассчитать рентабельность финансовых результатов базисного и отчетного периода, а также влияние факторов на изменение прибыли.

Рентабельность продаж (Rп) - это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции (выручке от продаж):

                 Rп = Пп / В *100%                                                                 (4)

Рентабельность текущей деятельности (Rт) - это отношение суммы прибыли от продаж к себестоимости продукции:

                 Rт = Пп / С * 100%                                                                 (5)

Рентабельность продаж относительно чистой прибыли (Rч) - это отношение суммы чистой прибыли к выручке от продаж:

                          Rч = Пч / В * 100%                                                        (6)

Рентабельность продаж относительно прибыли до налогообложения (Rб) - это отношение суммы прибыли до налогообложения (балансовая прибыль) к выручке от продаж:

                      Rб = Пб / В *100%,                                                            (7)

где Пп - прибыль от продаж;

Пб - прибыль до налогообложения;

Пч - чистая прибыль; В - выручка отчетного периода;

С - себестоимость продукции в отчетном периоде.

Эффективность использования финансовых результатов может быть рассмотрена на вышеприведенных методах оценки коэффициентов рентабельности.

Обязательным элементом анализа финансовых результатов является оценка влияния на прибыль различных факторов.

Анализ влияния на прибыль такого фактора как себестоимость продукции, определяется по формуле:

                      ∆Пп (с) = В1 * (ΣС1 - ΣС0) / 100                                          (8)

где ∆Пп - степень влияния фактора на прибыль от продаж;

В1 и В0 - отчетная и базисная выручка;

ΣС1 и ΣС0 - уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах;

ΣКР1 и ΣКР0 - уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах;

ΣУР1 и ΣУР0 - уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.

Анализ влияния на прибыль такого фактора как коммерческие расходы, определяется по формуле:

                   ∆Пп (кр) = В1* (ΣКР1 - ΣКР0) / 100                                     (9).

Анализ влияния на прибыль такого фактора как управленческие расходы, определяется по формуле:

           ∆Пп (ур) = В1 * (ΣПР1 - ΣПР0) / 100                                           (10).

Информация о работе Управление финансовыми результатами организации