Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 10:05, курсовая работа
Цель данной работы: оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предложить основные направления их увеличения.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы управления финансовыми результатами деятельности предприятия;
определить роль и сущность финансового управления на предприятии;
рассмотреть анализ финансовых результатов как основной инструмент управления прибылью;
провести анализ финансовых результатов ОАО «ИМЗ»;
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6
Экономическая сущность управления финансовыми результатами деятельности предприятия
6
1.2. Анализ финансовых результатов - основной инструмент управления
8
1.3. Методы анализа финансовых результатов и их оценка
13
1.4. Факторы, влияющие на финансовые результаты и управление ими
18
1.5. Информационное и организационное обеспечение проведения анализа финансового результата
21
2.УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ИМЗ»
27
2.1. Общая характеристика предприятия
27
2.2. Экономическая характеристика деятельности
31
2.3. Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия
32
2.4. Факторный анализ прибыли предприятия
39
2.5. Пути повышения прибыли ОАО «ИМЗ»
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Доля прочих доходов в диапазоне 0,01 - 0,2% за анализируемый период 2010 - 2012 гг. говорит о том, что даже значительные колебания величины прочих доходов не оказывают существенного влияния на конечный результат деятельности ОАО «ИМЗ».
Из данных структурно-динамического анализа за три года следует, что все показатели, кроме прочих доходов (снижение их составило 1031 тыс. руб.), имели положительную динамику. Совокупные доходы в абсолютном выражении увеличились на 477683 и на 15215 тыс. руб. соответственно, темпы прироста составили 69,14 и 1,3% соответственно; валовая прибыль в 2011 г. прибавила 52515 или 173,41 %, однако в 2012 году сумма снижения валовой прибыли составила 9513 тыс. руб. или 11,49%. Начиная с этого показателя, наблюдается снижение показателей прибыли в 2012 году.
Увеличение прибыли от продаж в 2011 году составило 52515 тыс. руб. или 173,41% и соответственно, оценивается положительно, однако в 2012 году по этому показателю наблюдается снижение на 9513 тыс. руб., или на 11,49%. Нельзя не обратить внимание на снижение темпов прироста по всем показателям к 2012 г.
Таким образом, по данным проведенного анализа можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли в 2011 году, наблюдается спад деловой активности к 2012 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям, а также в невыполнении плановых заданий.
Остановимся отдельно на динамике и оценке чистой прибыли, которая, формируется в основном за счет операционной деятельности (см. таблицу 4).
Таблица 4
Показатели динамики и оценки чистой прибыли ОАО «ИМЗ»
за период 2011 - 2012 гг., тыс. руб.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абс. изм. (+, -) |
Темпы прироста (%) | ||
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. | ||||
Сальдо прочих доходов и расходов |
-20515 |
-20013 |
-33609 |
502 |
-13596 |
-2,45 |
67,94 |
Налог на прибыль |
5044 |
18248 |
15082 |
13204 |
-3166 |
261,78 |
-17,35 |
Чистая (нераспределенная) прибыль |
4725 |
44538 |
24595 |
39813 |
-19943 |
842,60 |
-44,78 |
За анализируемый период 2010 - 2012 гг. темпы прироста чистой прибыли составили 842,6% и -44,78%, а в абсолютном выражении чистая прибыль увеличилась в 2011 году на 39813 тыс. руб., а в 2012 году снизилась на 19943 тыс. руб. соответственно.
При этом темп роста прибыли от реализации в 2011 году по сравнению с 2010 годом был заметно ниже, т.е. 173,41%, следовательно, прирост чистой прибыли был обеспечен за счет влияния других факторов, в частности - за счет сокращения отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 502 тыс. руб. в 2011 г. Следует отметить, что несмотря на положительную динамику этого показателя, в 2012 году показатели по чистой прибыли не достигли требуемой величины. Чистая прибыль в 2012 г. составила 24595 тыс. руб., что на 19943 тыс. руб. меньше, чем в 2011 году. Факторы изменения объема чистой прибыли рассчитываются способом сравнения. При этом необходимо учитывать, что изменение налога на прибыль на величину чистой прибыли оказывает влияние, обратное по знаку.
Итак, отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2012 г. от показателей 2011 г. распределилось следующим образом: 9513 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации, 13596 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль на 3166 тыс. руб. имело также отрицательное влияние.
Прибыль формируется под воздействием самых различных факторов, которые имеют разнонаправленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем. Отрицательное действие одних факторов способно снизить или полностью превзойти положительное влияние других. Негативное воздействие факторов следует рассматривать отдельно, устанавливая конкретную причину каждого для определения основных резервов повышения эффективности, разработки предложений, направленных на повышение прибыли. Поэтому следующим этапом аналитического исследования должно стать определение причин снижающейся динамики и недополучения запланированной величины финансово-хозяйственного результата ОАО «ИМЗ».
Таблица 5
Факторы формирования показателей прибыли ОАО «ИМЗ»
за 2010-2012 гг., тыс.руб.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абс. изм. (+, -) |
Отн. изм. (%) |
Удельный вес показателя в выручке от продаж, % |
Отклонения в структуре | |||||
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. | ||||
Выручка от продаж |
690875 |
1168558 |
1183773 |
477683 |
15215 |
169,14 |
101,30 |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
Себестоимость продаж |
660591 |
1085759 |
1110487 |
425168 |
24728 |
164,36 |
102,28 |
95,62 |
92,91 |
93,81 |
-2,70 |
0,89 |
Валовая прибыль |
30284 |
82799 |
73286 |
52515 |
-9513 |
273,41 |
88,51 |
4,38 |
7,09 |
6,19 |
2,70 |
-0,89 |
Прибыль от продаж |
30284 |
82799 |
73286 |
52515 |
-9513 |
273,41 |
88,51 |
4,38 |
7,09 |
6,19 |
2,70 |
-0,89 |
Проценты к получению |
4 |
2 |
2 |
-2 |
0 |
50,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Проценты к уплате |
6394 |
4851 |
6292 |
-1543 |
1441 |
75,87 |
129,71 |
0,93 |
0,42 |
0,53 |
-0,51 |
0,12 |
Прочие доходы |
1403 |
149 |
372 |
-1254 |
223 |
10,62 |
249,66 |
0,20 |
0,01 |
0,03 |
-0,19 |
0,02 |
Прочие расходы |
15254 |
15086 |
27419 |
-168 |
12333 |
98,90 |
181,75 |
2,21 |
1,29 |
2,32 |
-0,92 |
1,03 |
Прибыль до налогообложения |
10043 |
63013 |
39949 |
52970 |
-23064 |
627,43 |
63,40 |
1,45 |
5,39 |
3,37 |
3,94 |
-2,02 |
Налог на прибыль |
5044 |
18248 |
15082 |
13204 |
-3166 |
361,78 |
82,65 |
0,73 |
1,56 |
1,27 |
0,83 |
-0,29 |
Чистая прибыль |
4725 |
44538 |
24595 |
39813 |
-19943 |
942,60 |
55,22 |
0,68 |
3,81 |
2,08 |
3,13 |
-1,73 |
Факторы формирования показателей прибыли ОАО «ИМЗ» за 2010 - 2012 гг. представим в таблице 5.
Влияние на изменение валовой прибыли объема реализации продукции и себестоимости ОАО «ИМЗ» рассмотрим по абсолютным отклонениям этих показателей. За 2011 год основной прирост валовой прибыли в сумме 477683 тыс. руб. произошел за счет увеличения выручки от реализации, себестоимость способствовала снижению валовой прибыли на 425168 тыс. руб.
В 2012 г. ситуация изменилась в сторону уменьшения себестоимости на 24728 тыс. руб. и незначительного роста выручки от реализации на 15215 тыс. руб., и это стало основным фактором снижения валовой прибыли. Это не могло не сказаться на остальных показателях прибыли: снижение прибыли от реализации на 9513 тыс. руб. было предопределено ростом себестоимости реализованной продукции. Увеличение прочих доходов на 223 тыс. руб. и рост прочих расходов на 12333 тыс. руб. вызвали снижение прибыли до налогообложения на 23064 тыс. руб. В результате чистая прибыль уменьшилась на 19943 тыс. руб. и составила 24595 тыс. руб.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что снижение показателей прибыли ОАО «ИМЗ» в 2012 г. объясняется проблемами в сфере сбыта, т. е. имели место внешние факторы.
Несомненно, положительным фактором является снижение себестоимости, доля которой в выручке от реализации снизилась на 1,81%: с 95,62% в 2010 г. до 93,81 % в 2012 г. Снижение доли себестоимости в выручке от реализации за период 2010 - 2012 гг. повлекло за собой:
- увеличение доли прибыли от продаж на 1,81 пункта: с 4,38% в 2010 г. до 6,19% в 2012 г.;
- рост доли прибыли до налогообложения ОАО «ИМЗ» на 1,92 пункта: с 1,45% в 2010 г. до 3,37 в 2012 г.;
- увеличение доли чистой прибыли на 1,4 пункта: с 0,68% в 2010 г. до 2,08% в 2012 г.
Качество прибыли зависит от множества факторов, но в целом они характеризуют два признака «качественности» прибыли это стабильность в доходах и адекватность ее оценки. Стабильными можно назвать доходы, которые отличаются относительным постоянством на протяжении длительного периода времени и вследствие этого могут легко прогнозироваться на перспективу. Чем больше стабильность в доходах, тем выше качество прибыли. Стабильность свойственна прежде всею доходам от основной деятельности (прибыли от продаж) по сравнению с другими источниками.
В качестве исследуемого показателя целесообразно использовать показатель прибыли в расчете на одного занятого. Анализ данного показателя выполнен по трем позициям: прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли (см. таблицу 6).
Таблица 6
Анализ прибыли (убытка) ОАО «ИМЗ» в расчете на одного занятого
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абс. изм. (+, -) |
Темпы прироста (%) | ||
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. | ||||
Прибыль от продаж, тыс. руб. /чел. |
15,29 |
40,75 |
35,66 |
25,46 |
-5,09 |
266,5 |
87,5 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. /чел. |
5,07 |
31,01 |
19,44 |
25,94 |
-11,57 |
611,7 |
62,7 |
Чистая прибыль, тыс. руб. /чел. |
2,39 |
21,92 |
11,97 |
19,53 |
-9,95 |
918,9 |
54,6 |
Выполненный анализ свидетельствует о том, что в 2011 г. показатели прибыли от продаж и чистой прибыли в расчете на одного занятого в ОАО «ИМЗ» были наиболее высокими за весь рассматриваемый период - соответственно 40,75 тыс. руб./чел. и 21,92 тыс. руб./чел.
Показатели прибыли в расчете на одного занятого 2012 г. также характеризуются положительной динамикой, но они незначительно ниже показателей 2011 г., однако выше показателей 2010 г., поэтому целесообразно сравнивать между собой результаты 2012 г. с 2010 г.
Таким образом, по данным проведенного практического анализа можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ОАО «ИМЗ» в 2011 году, наблюдается спад деловой активности к 2012 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям. Отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2012 г. от показателей 2011 г. распределилось следующим образом: 9513 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации, 13596 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль ОАО «ИМЗ» на 3166 тыс. руб. имело также отрицательное влияние.
2.4. Факторный анализ прибыли предприятия
Для аналитического исследования прибыли ОАО «ИМЗ» проведем факторный анализ прибыли от реализации (в числе факторов - статьи калькуляции). Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации представим в приложении 1 и 2.
Расчеты проведем при условии роста цен на 13,3 % в 2011 г. и на 14,8% в 2012 г., что отражено в таблице 7.
Информация, представленная в таблице 7, свидетельствует о том, что выручка от реализации в сопоставимых ценах в 2011 году составила 1031384 (1168558 / 1,133), в 2012 году - 1040222 тыс. руб. (1183773 / 1,138). Если из выручки анализируемого периода вычесть ее величину, скорректированную на индекс цен, то полученная разность укажет на прирост выручки за счет прироста цены реализации. Следовательно, рост выручки за счет увеличения цены составил 137174 (1168558 - 1031384) и 143551 тыс. руб. (1183773 - 1040222) в 2011 и 2012 гг. соответственно. Ценовой фактор, таким образом, играл решающее влияние на общий прирост выручки от реализации в 2011 и в 2012 гг.
Таблица 7
Промежуточные расчеты по факторному анализу прибыли от продаж ОАО «ИМЗ» за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Темп инфляции, % |
13,3 |
13,8 |
Выручка в сопоставимых ценах |
1 031 384 |
1 040 222 |
Прирост выручки за счет объема |
340 509 |
(128 336) |
Прирост выручки за счет цены |
137 174 |
143 551 |
Влияние изменения объема реализованной продукции на сумму выручки рассчитывается разностью между скорректированной выручкой и выручкой предыдущего периода. Прирост объемного фактора в выручке от продаж в 2011 г. составил 340509 тыс. руб. (11031384 - 690875), а в 2012 г. выручка потеряла 128336 тыс. руб. за счет снижения количества реализованной продукции.
Алгоритм расчета влияния факторов первого порядка на прибыль от реализации ОАО «ИМЗ» представим в таблице 8.
Таблица 8
Расчет влияния факторов первого порядка на прибыль от реализации
за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Информация о работе Управление финансовыми результатами организации