Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:00, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – проведение финансового анализа результатов деятельности организации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность финансовых результатов организации;
- исследовать цели и задачи оценки финансовых результатов; организации;
- изучить основные виды рентабельности;
- провести анализ финансовых результатов организации;
- предложить пути повышения прибыли и рентабельности организации.
Введение……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность финансовых результатов…………………………………………..5
1.2. Цели и задачи оценки финансовых результатов деятельности организации…………11
1.3. Основные виды рентабельности…………………………………………………………19
1.4. Характеристика финансового левериджа……………………………………………….31
Глава 2. Финансовый Анализ результатов организации…....37
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Вектор»…………………….37
2.2. Факторный анализ прибыли……………………………………………………………...45
2.3. Анализ показателей рентабельности…………………………………………………….52
2.4. Факторный анализ рентабельности……………………………………………………...56
Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности организации………………………………………………………..66
3.1. Резервы повышения прибыли и рентабельности……………………………………….66
3.2. Пути повышения эффективности деятельности предприятия………………………...74
Заключение………………………………………………………...79
Список использованной литературы…………………………..83
Приложение…………………………………………………
Роль данного показателя велика:
В литературе показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж нередко рассматривают как один показатель.
Показатель рентабельности продаж имеет особую значимость в финансовом управлении для оценки доходности отдельных видов продукции предприятия. В условиях жесткой конкуренции предприятия должны отслеживать не только рентабельность всех продаж, но и их составляющих. Анализ доходности отдельных видов товаров, производства, видов деятельности позволяет предприятию выявить сильные и слабые звенья своей деятельности и на этой информационной базе оптимизировать структуру и объемы выпуска, построить эффективную ценовую политику.
В отдельной литературе данный показатель определяется коэффициентом коммерческой рентабельности. Нередко можно встретить и такие понятия как норма балансовой прибыли, коэффициент прибыльности .
На основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации (продаж) и выручку от реализации в целом, во втором – прибыль от реализации (продаж) и выручку от реализации по продукции конкретного вида.
Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции.
(1.2.1)
(1.2.2)
(1.2.3)
Рентабельность продаж показывает, долю прибыли в выручке. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.
В западной учетно-аналитической литературе можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов. Соответственно рассчитывается четыре показателя рентабельности продаж: рентабельность продаж собственников, рентабельность продаж кредиторов, рентабельность продаж всех инвесторов, рентабельность продаж при маржинальном подходе.
Рентабельность активов определяется как отношение балансовой прибыли отчетного периода к средней стоимости активов. Этот же показатель можно оценивать и по чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Сопоставление средней величины стоимости активов различных видов прибыли позволяет определить воздействие внешних факторов. Так, нахождение рентабельности активов от чистой прибыли позволяет выявить влияние на рентабельность предприятия налоговых отчислений.
В специальной литературе этот показатель получил название экономической рентабельности предприятия. Данный показатель рентабельности дает представление не только о доходности предприятия, но и выражает интересы как кредиторов, так и собственников, инвесторов и служащих предприятия. Именно экономическая рентабельность характеризует результативность использования всех финансовых ресурсов предприятия, вложенных в его имущество, а размер полученной при этом балансовой (чистой) прибыли отвечает на вопрос достаточно ли этого размера, чтобы обеспечить ожидаемые доходы всем участникам.
Rактивов =ROA = (1.3.1)
При анализе рентабельности следует иметь в виду, что этот показатель в зависимости от конкретных целей можно определить различными способами: по отношению не только к средней стоимости активов, но и в отдельности к внеоборотным активам, оборотным активам.
R внеоборотных
активов =ROA=
(1.3.2)
R оборотных активов =ROA= (1.3.3)
С помощью полученных таким образом данных можем оценить как повлияли оборотные и внеоборотные активы на прибыль предприятия.
Рост рентабельности внеоборотных активов при снижении рентабельности активов, свидетельствует об избыточном увеличении оборотных активов, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукции в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.
Существует
взаимосвязь между показателями
рентабельности активов, оборачиваемостью
активов и рентабельностью
Rактивов = (1.3.4)
Действительно,
Выражение, описывающее эту взаимосвязь, называется формулой Дюпона. Идея такого анализа была предложена менеджерами корпорации Du Pont. Модель Дюпона является модифицированным анализом, позволяющим определить за счет каких факторов происходит изменение рентабельности.
Формула позволяет определить значение входящих в нее показателей, обеспечение рентабельности активов и выявить причины достигнутого уровня рентабельности активов. Выявить, что повлияло на рентабельность активов: снижение или ускорение оборачиваемости используемых активов; рост или снижение рентабельности продаж; либо оба фактора вместе. Поскольку рентабельность продаж зависит от ценового фактора и уровня затрат, можно проанализировать, за счет чего, в свою очередь, происходит ее рост или снижение. Таким образом, можно определить, что было наиболее значимым для предприятия в отчетном периоде и в течение ряда лет: рост цен или более эффективное использование имеющихся активов.
Результаты анализа могут использоваться для выбора варианта между рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов при прогнозировании соответствующего уровня рентабельности активов в целом.
Регулировать рентабельность активов можно, используя как рентабельность продаж, так и оборачиваемость активов. Так при низкой скорости оборота активов, увеличить их рентабельность можно за счет роста цен либо снижения себестоимости продукции. При низкой рентабельности продаж следует увеличить скорость оборота капитала предприятия.
Прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от доли чистой прибыли в выручке от реализации. Данное соотношение может быть интерпретировано следующим образом. С одной стороны, высокое значение рентабельности продаж еще не означает высокой отдачи от используемого капитала предприятия. С другой стороны, незначительность прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по отношению к выручке от реализации не обязательно свидетельствует о низкой рентабельности вложений в активы предприятия. Определяющий момент – скорость оборота активов предприятия. Чем выше скорость, тем меньше сумма прибыли, которая необходима для обеспечения требуемой отдачи активов. Рассмотрим пример: выручка от реализации продукции за период составила 100 000 тыс.руб. и активы – также 100 000тыс.руб., то для получения 20%-ой отдачи от активов предприятию необходимо обеспечить рентабельность продаж 20%. Если бы для получения той же выручки ему потребовалось лишь половина активов (50 000тыс.руб.), то, получая лишь 10% прибыли с рубля продаж. Предприятие имело бы те же 20% прибыли на активы.
В общем случае оборачиваемость активов зависит от объема реализации и средней величины активов. В свою очередь, замедление оборачиваемости может быть связано и с объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйственных связей), и с субъективными (неумелое управление запасами товарно-материальных ценностей, неудовлетворительное состояние расчетов с покупателями, отсутствие их надлежащего учета).
Имея динамику данных показателей, можно увидеть, за счет чего изменялась рентабельность активов, т.е. за счет чего «держалось» предприятие: за счет роста цен, либо эффективного использования активов.
Рентабельность собственного средств предприятия – ориентир для вложения в нее внешних инвестиций, т.е. для внешних инвесторов. Этот показатель не безразличен и служащим организации, поскольку от уровня доходности собственного капитала предприятия зависят размеры отчислений в фонды потребления и в конечном счете уровень благополучия служащих.
В специальной литературе данный показатель определяется как коэффициент финансовой рентабельности.
Числитель формулы представляет собой прибыль собственников, иными словами, тот конечный остаток, который поступает в распоряжение предприятия после покрытия всех издержек, уплаты процентов, налогов, штрафов, процентов за кредит, относимых на чистую прибыль, и др. В знаменателе отражается капитал, предоставленный собственниками в распоряжении предприятия – уставный капитал; добавочный капитал, фонды и резервы; нераспределенная прибыль.
Rсс = ROЕ = (1.4.1)
Рентабельность собственных средств, исчисленная как отношение чистой прибыли к средней сумме собственных средств, отражает, сколько копеек чистой прибыли приходится на каждый рубль собственных средств.
При привлечении дополнительных источников в виде кредитов, предприятие могло бы повысить рентабельность собственного капитала при условии допустимых расходов по процентным платежам.
Неправильный подход к формированию заемных источников может пагубно отразиться на финансовом состоянии предприятия, так как требования кредиторов должны быть удовлетворены независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В то же время использование заемного капитала может быть крайне выгодным для собственников предприятия, поскольку позволяет достичь увеличения объемов производства, прибыли и роста рентабельности без дополнительных вложений крайне дефицитного финансового ресурса – собственного капитала.
Поэтому перед финансовым менеджером стоят две достаточно противоречивые задачи – как при привлечении заемного капитала не допустить потери финансовой независимости и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала.
С
введением в структуру заемного
капитала рентабельность собственного
капитала увеличивается тем
В
финансах предприятия для целей
анализа и управления доходностью
собственного капитала применяются
различные интерпретации этого
показателя. Используя метод цепных подстановок,
формулу Rсс
можно привести к следующему виду:
Rсс = ROЕ = = (1.4.2)
Эта формула, получившая в теории финансов название формулы Дюпона, позволяет исследовать влияние на рост или снижение доходности собственного капитала предприятия за счет трех факторов:
Значимость
выделенных факторов с позиции текущего
управления объясняется тем, что
они в определенном смысле обобщают
все стороны финансово-
Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика. Так, показатель ресурсоотдачи (оборачиваемости) может иметь невысокое значение в высокотехнологических отраслях, напротив, показатель рентабельности продукции в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансового рычага могут позволить себе организации, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта). Таким образом, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.
Информация о работе Финансовый анализ результатов деятельности организации