Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:00, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – проведение финансового анализа результатов деятельности организации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность финансовых результатов организации;
- исследовать цели и задачи оценки финансовых результатов; организации;
- изучить основные виды рентабельности;
- провести анализ финансовых результатов организации;
- предложить пути повышения прибыли и рентабельности организации.
Введение……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность финансовых результатов…………………………………………..5
1.2. Цели и задачи оценки финансовых результатов деятельности организации…………11
1.3. Основные виды рентабельности…………………………………………………………19
1.4. Характеристика финансового левериджа……………………………………………….31
Глава 2. Финансовый Анализ результатов организации…....37
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Вектор»…………………….37
2.2. Факторный анализ прибыли……………………………………………………………...45
2.3. Анализ показателей рентабельности…………………………………………………….52
2.4. Факторный анализ рентабельности……………………………………………………...56
Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности организации………………………………………………………..66
3.1. Резервы повышения прибыли и рентабельности……………………………………….66
3.2. Пути повышения эффективности деятельности предприятия………………………...74
Заключение………………………………………………………...79
Список использованной литературы…………………………..83
Приложение…………………………………………………
Рис.
2.9. Динамика изменения коэффициента
валовой рентабельности реализации
продукции ООО «Вектор» в 2008-2011 гг.
2.4. Факторный анализ рентабельности
Проведем общую оценку эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия. Согласно модели Дюпон, обобщенным показателем эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия служит рентабельность собственного капитала. Проведенный выше расчет коэффициента рентабельности собственного капитала показал, что в 2008-2010 гг. данный показатель имел тенденцию к увеличению, это говорит об эффективном использовании собственного капитала предприятия. В 2011 г. коэффициент рентабельности собственного капитала снизился т.е. эффективность использования собственного капитала снизилась. Проведем анализ основных составляющих бизнеса с целью определения, что в большей степени повлияло на обнаруженные изменения. Показатели, участвующие в модели, приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Показатели модели Дюпон для ООО «Вектор»
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Рентабельность собственного капитала | 9,3% | 15,5% | 17,5% | 14,1% |
Рентабельность активов | 7,4% | 12,2% | 12,6% | 10,8% |
Рентабельность продаж | 5,9% | 4,6% | 5,4% | 4,8% |
Оборачиваемость активов | 1,26 | 2,67 | 2,35 | 2,23 |
Финансовый рычаг | 1,25 | 1,27 | 1,39 | 1,30 |
Чтобы
понять причину изменений
Рис. 2.4. Формирование показателя рентабельности собственного капитала ООО «Вектор» в 2011 г.
Рис. 2.5. Формирование показателя рентабельности активов ООО «Вектор» в 2011 г.
Итак, на рентабельность собственного капитала прямо влияют рентабельность активов и финансовый рычаг. Необходимо проанализировать эти факторы, чтобы оценить их влияние на результативный показатель.
Сначала рассмотрим показатель рентабельности активов. Этот показатель отражает эффективность использования инвестированного капитала, и связывает основную и инвестиционную деятельность предприятия, которые характеризуются соответственно рентабельностью продаж и ресурсоотдачей (см. рисунок 2.5).
Рентабельность активов ООО «Вектор» в 2008-2011 гг. имела ту же динамику, что и рентабельность собственного капитала. Чтобы понять, чем обусловлена такая динамика показателя, нужно рассмотреть отдельно основную и инвестиционную деятельность.
Эффективность основной деятельности предприятия связана с оптимальным управлением затратами на закупку, объемами продаж и ценами реализации и в модели Дюпон характеризуется показателем рентабельности продаж.
Изменение
данного показателя может быть вызвано
как внешними факторами (инфляция, конкуренция,
законодательство и пр.), так и внутренними
(контроль качества, структура затрат,
управленческий учет и пр.).
Рис. 2.6. Формирование показателя рентабельности продаж ООО «Вектор»
Проанализируем динамику рентабельности продаж ООО «Вектор». В 2008 г. произошло снижение данного показателя, в 2009 г. показатель повысился, но не достиг уровня 2007 г., в 2010 г. снова наблюдалось снижение. Для дальнейшего анализа рассмотрим динамику некоторых абсолютных показателей деятельности предприятия, приведенную в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Изменение абсолютных показателей ООО «Вектор»
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |||
Тыс. руб. | Тыс. руб. | Темп прироста | Тыс. руб. | NТемп прироста | Тыс. руб. | Темп прироста | |
Выручка от реализации продукции | 37010 | 80630 | +117,9 | 81128 | +0,62 | 89745 | +10,6 |
Прибыль от реализации | 3680 | 5577 | +51,5 | 6420 | +15,1 | 7520 | +17,1 |
Чистая прибыль | 2171 | 3687 | +69,8 | 4353 | +18,1 | 4344 | -0,21 |
Активы | 29267 | 30147 | +3,0 | 34559 | +14,63 | 40188 | +16,3 |
Собственный капитал | 23339 | 23769 | +1,8 | 24860 | +4,6 | 30908 | +24,3 |
Обязательства | 5184 | 6378 | +23,0 | 9699 | +52,1 | 9280 | -4,3 |
Из таблицы 2.4 видно, что выручка от реализации, прибыль от реализации и чистая прибыль в 2008-2011 гг. увеличивались. При этом в 2008 г. темп прироста выручки от реализации значительно превышал темп прироста прибыли от реализации, это говорит о том, что затраты на закупку росли быстрее выручки от реализации.
Рис. 2.7.Формирование
показателя оборачиваемости активов
ООО «Вектор» в 2011 г.
Таким образом, можно сделать вывод, что у предприятия есть проблемы в основной деятельности, связанные с управлением затратами и ценообразованием.
Для количественной оценки
Расчет данного показателя ООО «Вектор» в 2008-2011 гг. показал, что уровень оборачиваемости активов был высоким, но в 2009 г. наблюдалось его снижение, в 2010 г. показатель снова достиг своего предыдущего значения, а в 2011 г. снова снизился. Т.е. эффективность использования активов предприятия в 2009 г. снизилась, в 2010 г. наблюдалось повышение, а в 2011 г. – снова снижение. Значительное снижение показателя в 2009 г. произошло из-за того, что темп прироста выручки от реализации продукции значительно превышал темп прироста активов, но уже в 2009-10 гг. наблюдалась обратная ситуация.
Для характеристики финансовой деятельности предприятия в модели Дюпон используется такой показатель, как финансовый леверидж (рычаг). На рис.3 дана схема формирования финансового рычага ООО «Вектор».
Рис. 3. Формирование финансового рычага ООО «Вектор»
Чем
больше относительный объем
Финансовый рычаг ООО «Вектор» в рассматриваемом периоде имел невысокое значение: 1,25 – 1,39. В 2008-2010 гг. показатель имел тенденцию к увеличению, в 2011 г. несколько снизился. Заемные средства составляют около 20% пассивов предприятия, и все эти обязательства - краткосрочные. Из этих обязательств большую часть составляет кредиторская задолженность. Можно сделать вывод, что все перспективное финансирование предприятие осуществляет за счет собственных средств, а значит, является предприятием с низким уровнем финансового риска.
Теперь подведем итоги и рассмотрим динамику всех показателей в совокупности, а также оценим влияние каждого фактора на результативный показатель - рентабельность собственного капитала.
Относительные изменения каждого показателя в 2008-2011 гг. приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Изменение показателей модели Дюпон (индексный метод)
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Рентабельность собственного капитала | 1,67 | 1,13 | 1,10 |
Рентабельность активов | 1,65 | 1,03 | 1,08 |
Рентабельность продаж | 0,78 | 1,17 | 1,23 |
Оборачиваемость активов | 2,12 | 0,88 | 0,86 |
Финансовый рычаг | 1,02 | 1,09 | 1,01 |
Из таблицы 2.5 видно, что наибольшим колебаниям были подвержены рентабельность продаж и оборачиваемость активов, финансовый рычаг почти не менялся, и, значит, не влиял на динамику рентабельности собственного капитала. Изменения рентабельности собственного капитал на протяжении отчетного периода под влиянием каждого фактора приведены в таблице 2.6.
Таким образом, из таблицы 2.6 видно, что факторный анализ динамики рентабельности собственного капитала показал, что рентабельность собственного капитала в 2009 г. повысилась по сравнению с 2008 г. на 6,2%. Положительное влияние на изменение данного показателя оказало изменение оборачиваемости активов (+5,4%), рентабельности активов (+0,71%), финансового рычага (+0,09%); отрицательное – рентабельность продаж (-0,35%). В 2010 г. рентабельность собственного капитала увеличилась еще на 2,0%, в том числе за счет изменения: рентабельности активов - +1,9%, рентабельности продаж - +0,025%, оборачиваемости активов – (-0,1%), финансового рычага - +0,2%. В 2011 г. рентабельность собственного капитала увеличилась на 1,3%, в том числе за счет изменения: рентабельности активов – +2,37%, рентабельности продаж - +2,21%, оборачиваемости активов – (-1,12%), финансового рычага - +0,05%.
Таблица 2.6
Факторный анализ динамики рентабельности собственного капитала методом цепных подстановок
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011г. |
Рентабельность собственного капитала (базовое значение) | 9,3% | 15,5% | 12,8% |
Изменение под влиянием факторов: | |||
Рентабельность активов | +0,71% | +1,9% | +2,37% |
Рентабельность продаж | -0,35% | +0,025% | +2,21% |
Оборачиваемость активов | +5,4% | -0,1% | -1,12% |
Финансовый рычаг | +0,09% | +0,2% | +0,05% |
Суммарное изменение | +6,2% | +2,0% | +1,3% |
Рентабельность собственного капитала (конечное значение) | 15,5% | 17,5% | 14,1% |
Итак, резкие изменения рентабельности собственного капитала большей частью обусловлены динамикой рентабельности активов и оборачиваемости активов. Гораздо слабее на результативный показатель влияла структура пассивов (финансовый рычаг). Таким образом, можно сделать вывод, что основными для данного предприятия являются проблемы в основной деятельности, связанные с управлением затратами и ценообразованием.
Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности организации
3.1. Резервы повышения прибыли и рентабельности
Проведем планирование прибыли на 2012 год. Доходами ООО «Вектор» являются: выручка от реализации готовой продукции, работ, услуг, а также от реализации прочих услуг организации; проценты, начисленные по суммам средств, числящихся на счетах организации в банках.
Информация о работе Финансовый анализ результатов деятельности организации