Анализ курсообразования на примере национальной валюты Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Политика курсообразования в совокупном теоретико-практическом аспекте служит обоснованием комплекса мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических, финансовых и валютных отношений. Экономическое положение страны, тенденции мирового хозяйства, роль государства в мирохозяйственных связях определяет направленность и форму политики курсообразования. В настоящее время социально ориентированная экономика является на стадии реформации и развитии, а политика курсообразования имеет огромное влияние на валютную, денежно-кредитную политику государства, что несомненно и складывает основу процветающей экономики нашего государства.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ курсовая.docx

— 398.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра банковского дела

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Анализ деятельности банков и управление рисками

на тему: Анализ курсообразования на примере национальной валюты   Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

Студентка

ВШУБ, 5 курс, ВВК-2                      Е. Н. Виноградова

 

 

 

Руководитель                                     (подпись)                                   Ф.И.О.

              (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2014

 

Содержание

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Результативность рыночных преобразований и экономический рост Республики Беларусь зависит от активного включения денежно-кредитной политики, валютной политики и политики курсообразования в воспроизводственный процесс.

Политика курсообразования в совокупном теоретико-практическом аспекте служит обоснованием комплекса мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических, финансовых и валютных отношений. Экономическое положение страны, тенденции мирового хозяйства, роль государства в мирохозяйственных связях определяет направленность и форму политики курсообразования. В настоящее время социально ориентированная экономика является на стадии реформации и развитии, а политика курсообразования имеет огромное влияние на валютную, денежно-кредитную политику государства, что несомненно и складывает основу процветающей экономики нашего государства.

Валютный курс и его формирование находится под воздействием многообразных факторов в прямой зависимости от национальной и мирохозяйственной экономической политики. Выбор режима валютного курса в фиксированной и плавающей позиции зависит от внутренней экономической ситуации, состояния денежного обращения, соотношения сторон платежного баланса, роли в мировой экономике и международной торговле, накопления золотовалютных резервов. Государство определяет режим валютного курса и стремится к его оптимизации в целях снижения воздействия мировых конъюнктурных факторов на национальную экономику, стабилизации инфляционных влияний, повышения регулирующей роли валютных курсов и активного участия в мирохозяйственных связях.

Финансовая наука имеет возможность представлять валютный курс в двустороннем масштабе как объект национального и межгосударственного регулирования и субъект активного воздействия на мирохозяйственную ситуацию.

Необходимость совершенствования применяемых в Республике Беларусь методов регулирования курса рубля, призванных обеспечить его стабильность, а также сохранение за ним функций средства накопления и сбережения, существующий на сегодняшний день разрыв между накопленным в сфере эффективного управления курсом мировым опытом и методами регулирования, используемыми в Республике Беларусь, и обусловили выбор темы и структуры настоящей работы, а также определили её цель.

Цель работы состоит в выработке направлений совершенствования политики курсообразования в социально ориентированной экономике Республики Беларусь.

Основными задачами данной работы являются:

  • рассмотрение теоретических подходов к содержанию понятия «политика курсообразования» и его представление в современной зарубежной и белорусской экономической литературе;
  • определение категориального аппарата политики курсообразования;
  • выявление инструментов политики курсообразования в социально ориентированной экономике;
  • анализ существующих теоретических подходов к вопросам формирования и регулирования валютного курса, в том числе определение наиболее важных факторов, влияющих на динамику валютного курса;
  • исследование эффективности мер, предпринимаемых центральными банками стран США, Англии и Японии, в том числе Банком Республики Беларусь, для регулирования динамики валютного курса национальной денежной единицы;
  • разработка всевозможных направлений совершенствования механизмов регулирования политики курсообразования Республики Беларусь.

Объектом исследования является политика курсообразования Республики Беларусь в условиях развития социально ориентированной экономики.

Предметом исследования выступают экономические, в том числе валютные отношения, отражающие применяемые в Республике Беларусь и за рубежом методы регулирования валютного курса, а также использование механизма курсообразования в качестве инструмента экономического регулирования и понятие эффективности проведения политики курсообразования в Республике Беларусь.

Теоретической и методологической базой исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов по вопросам теории и практики установления и регулирования валютных курсов, теории политики курсообразования, политэкономии, статьи периодических изданий «Банковский вестник», «Вестник Ассоциаций белорусских банков», «Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета»; материалы научно-практических конференций; электронные источники,ц затрагивающие вопросы сущности политики курсообразования, формирования и регулирования валютных курсов. ия

 

1 Теоретические  основы политики курсообразования

    1. Сущность политики курсообразования

 

Научный анализ всякого экономического явления (процесса) предполагает строгую понятийную определенность категориального аппарата. В этой связи внимания заслуживает вопрос определения «политики курсообразования». Несмотря на то, что казалось бы и так понятно, о чем идет речь, все же достаточной четкости в определении политики курсообразования и ее основных характеристик отметить пока нельзя.

Данное понятие рассматривалось как зарубежными, так и белорусскими экономистами. В некоторых публикациях, посвященных вопросам международных валютных отношений, авторы зачастую оперируют понятиями «политика курсообразования» и «валютная политика» как синонимами.

Иногда различным бывает контекст их использования: «политика курсообразования» традиционно рассматривается в отношении аспектов денежно-кредитной политики, тогда как применение термина «валютная политика» имеет более конкретный смысл, связанный с международными финансовыми отношениями.

Что касается терминологии, то в различных источниках по-разному определяется механизм государственного регулирования валютного курса. Так, в некоторых материалах деятельность органов государственной власти, состоящая в выборе системы валютных курсов и определении того курса, по которому будут осуществляться валютные операции, определяется как валютная политика. В других - валютная политика интерпретируется как совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных, валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.   

Приведем несколько определений «политики курсообразования»:

Политика курсообразования - регулярная деятельность органов монетарных властей по выявлению и поддержанию экономически оправданного текущего валютного курса, очищенного от спекулятивных и эмоционально-психологических факторов [28, с.43].

Политика курсообразования - вид экономической политики и, в частности, вид валютной политики, направленной на регулирование обменного курса национальной валюты, а также состоящей в выборе системы валютных курсов и определении того курса, по которому будут осуществляться валютные операции [10, с.34].

Так изучение экономической теории показывает, что состав механизма курсообразования не зависит от типа экономической системы, в рамках которой он рассматривается, и представляет собой сочетание рыночного механизма формирования валютного курса (спрос, предложение и равновесная цена) и государственного регулирования валютного курса (прямое и косвенное).

 

Изучение и обобщение ряда определений относительно понятий «денежно-кредитная политика», «валютная политика» и «политика курсообразования» позволяет определить основные сферы, регулирование которых осуществляется с помощью того или иного вида политики (рисунок 1.1.1).

Рисунок 1.1.1 - Сферы, регулирование которых осуществляется с помощью денежно-кредитной политики, валютной политики и политики курсообразования

Примечание – Источник: собственная разработка

Как видим, политика курсообразования является частью валютной политики, которая, в свою очередь, входит в состав экономической политики государства и определяется ее целями и приоритетами.

Для дальнейшего изучения вопроса приведем определение политики, сформулированное в теории государственного управления. Исходя из ее принципов, политика — совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, а также средств, используемых при этом [1,81].

Исходя из приведенного определения «политика» рассмотрим некоторые особенности определений понятия «политика курсообразования», приводимых в разных источниках. К основным из них относятся:

  • отождествление политики курсообразования с валютной политикой;
  • сужение понятия «политики курсообразования» до задачи по выбору режима валютного курса (Приложение А таблица А.2);
  •  

   - определение политики курсообразования только как системы мероприятий, без указания цели, для достижения которой реализуются эти мероприятия.

Выделение политики курсообразования в отдельное направление экономической политики в условиях социально ориентированной экономики требует определения ее цели, задач и соответствующих инструментов [9, с.46].

Стратегической целью политики курсообразования является поддержание стабильного и предсказуемого уровня курса национальной валюты. При этом проведение государством определенной курсовой политики не означает всестороннего вмешательства государства в процесс формирования валютного курса, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные сферы валютного рынка. При достижении стратегической цели решаются задачи:

  1. Достижение и поддержание конвертируемости национальной валюты.
  2. Снижение уровня долларизации экономики.

Учитывая введенное различие между валютной и курсовой политикой, к прямым инструментам политики курсообразования относим:

  • режим валютного курса;
  • конвертируемость национальной валюты - обратимость валюты, ее способность обмениваться на валютные единицы других стран;
  • девальвация (ревальвация) - официальное понижение (повышение) курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте;
  • валютные интервенции - целевые операции по купле-продаже иностранной валюты центральным банком государства для ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами ее повышения или понижения.

Таким образом, политика курсообразования играет серьезную роль в экономике государства социально ориентированного типа. Это определяется тем, что динамика валютного курса является фактором, воздействующим, с одной стороны, на экономические отношения страны с внешним миром, а с другой, - оказывающим влияние на производственно-финансовую сферу внутренней экономики.

Обобщая выше изложенное, представляется целесообразным предложить следующее уточненное определение политики курсообразования. Политика курсообразования — это элемент валютной политики, который входит в состав экономической политики государстваи определяется ее общеэкономическими целями и приоритетами, а также является целенаправленной деятельностью центрального банка по поддержанию устойчивости обменного курса национальной валюты. 

1.2 Механизмы курсообразования, их виды и особенности

При оценке механизма курсообразования в условиях социально ориентированной экономики необходимо учитывать, что его действие может рассматриваться по двум направлениям:

  • микроэкономическом;
  • макроэкономическом.

Экономисты, акцентируют свое внимание на макроэкономическом аспекте механизма курсообразования, подчеркивает важность сохранения конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке.

Целью второго направления является обеспечение финансовой стабильности внутри страны. Экономисты, которые придают наибольшее значение макроэкономическому аспекту механизма курсообразования, придают первостепенное значение выработке четкого и ясного ориентира при проведении мероприятий, нацеленных на поддержание стабильности цен внутри страны.

В основе политики курсообразования находится механизм курсообразования, который можно определить как логическую последовательность управляющих средств и воздействий центрального банка на обменный курс национальной валюты для достижения им заданных параметров.

Информация о работе Анализ курсообразования на примере национальной валюты Республики Беларусь